Тема 2. Химическая связь и строение молекул
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Паничев С.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой органической и экологической химии
© Тюменский государственный университет, 2015. ©Т.П. Котова, Н.Н. Фефилов, 2015. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: повышение профессионального уровня выпускников, расширение их общенаучного кругозора, арсенала теоретических методов и практических умений в результате освоения основных идей, теоретических моделей и методов современной химии. Основная задача дисциплины состоит в изучении следующих вопросов: · предмет химии, ее основные понятия и законы, основные классы химических веществ; · реакционная способность веществ: периодическая система элементов, химическая связь, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ; · теория химических процессов: химическая термодинамика и кинетика, скорость реакции и методы ее регулирования, химическое равновесие; · химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы; · идентификация химических систем: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Химия» входит в базовую часть естественнонаучного цикла учебного плана по направлению 49.03.01 «Физическая культура». В информационном и логическом планах дисциплина «Химия» основывается на химических знаниях, полученных в средней школе. Приобретаемые знания и практические навыки используются при изучении основных и специальных дисциплин ООП. Таблица 1 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные понятия и теоретические модели современной химии, различные химические системы, основные закономерности химических реакций, реакционную способность веществ на основе знания о строении атомов, периодической системы элементов и химической связи. Уметь:использовать основные понятия химии и их закономерности, решать практические задачи. Владеть:методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности. Структура и трудоемкость дисциплины Дисциплина преподается в 1 семестре в виде лекционного курса (4 часов) и практических занятий (4 часов). Форма промежуточной аттестации – экзамен, иные виды работ -2,85 часа и самостоятельная работа - 61,15 часа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 3. Тематический план Таблица 2
Содержание дисциплины Тема 1. Предмет и основные понятия химии. Строение атома, периодический закон и периодическая система элементов Предмет химии. Основные понятия химии. Химические системы. Химические и физические процессы. Атомно-молекулярное учение в химии. Стехиометрические законы химии. Атомные и молекулярные массы. Моль. Эквивалент. Валентность. Химические формулы. Структурные формулы. Атомное ядро, его характеристики. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип неопределенности Гейзенберга. Волновая функция. Электронные облака и их характеристики. Квантовые числа. Принцип Паули. Энергетические диаграммы (электронно-графические структуры) атомов. Квантовые ячейки. Порядок заполнения энергетических уровней атомов: принцип наименьшей энергии, правило Хунда, правила Клечковского. Электронные семейства элементов. Валентные электроны. Понятие возбужденного и невозбужденного состояния атома. Химия и периодическая система элементов. Современная трактовка периодического закона. Структура периодической системы. Связь периодической системы и электронного строения атома. Периодичность изменения химических свойств элементов. Тема 2. Химическая связь и строение молекул Природа химической связи. Условия образования химической связи. Характеристики химической связи: энергия, длина, валентный угол, пространственная форма химических молекул. Виды химической связи. Ковалентная связь (КС). Метод валентных связей. Способы образования КС: за счет неспаренных электронов и донорно-акцепторный механизм. Правило октета. Неполярная и полярная КС. Диполь. Дипольный момент двухатомной молекулы. Направленность КС. s- и p- перекрывание электронных облаков. Насыщаемость КС. Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации. Ионная связь, ее свойства. Водородная связь (межмолекулярная и внутримолекулярная), ее особое положение и значение. Межмолекулярное взаимодействие. Пространственные характеристики молекул, комплементарность.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |