Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)



2015-12-13 5454 Обсуждений (0)
Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 2.91 из 5.00 202 оценок




1. Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты. Свойства экономической среды.

2. Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.

3. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).

4. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации (предприятия).

1. Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты. Свойства экономической среды.

Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность внешних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. К ним относятся научно-технологический прогресс, международные события, демографические, социокультурные, политические, природные, экономические и другие факторы. Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. Так, изменения цен, тарифов, налоговой, кредитной и амортизационной политики непосредственно определяют издержки предприятия, а следовательно, его прибыль и доходность. Такие факторы, как научно-технологический прогресс, политические и международные события, состояние экономики не оказывают прямого воздействия, а влияют на производственно-хозяйственную деятельность косвенно. К примеру, появление новых технологий (генной, мембранной и др.) не влияет на деятельность предприятий в данный момент времени, но естественно предположить, что для обеспечения конкурентоспособности продукции со временем их освоение станет объективно необходимым. В связи с этим различают среды прямого и косвенного воздействия.

Микросреда – это часть внешней среды предприятия, которая формируется потребителями, поставщиками и конкурентами. Наибольшее влияние на экономику предприятия оказывают потребители. В зависимости от экономического назначения потребляемой продукции потребители разделяются на предприятия-потребители и конечные потребители.

Предприятия-потребители приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты, другие товары и услуги для использования в дальнейшем производстве, операциях или для перепродажи другим потребителям. Конечные потребители обычно покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего использования.

Конечные потребители, как субъекты внешней микросреды, предъявляют требования и определяют номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции, а также формируют уровень цен.

При изучении внешней микросреды под поставщиками в широком смысле слова следует понимать не только поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, но и поставщиков научно-технической продукции (проекты, технологии, техника), учреждения и организации, оказывающие различного рода услуги (транспортные, складские, консалтинговые и др.), банки, которые осуществляют кредитование, и т. п.

Поставщики, прежде всего, оказывают влияние на уровень издержек предприятия через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги. Кроме того, они во многом определяют качество производимой продукции, которое зависит от уровня прогрессивности предлагаемых проектов, от совершенства технологии и техники, от качества поставляемых сырья и материалов. В меньшей мере влияют поставщики на номенклатуру и ассортимент производимой продукции. Однако из-за отсутствия или недопоставки необходимых сырья и материалов возможны изменения в производственной программе предприятия. Взаимоотношения между поставщиками и потребителями представляют собой горизонтальные хозяйственные связи и строятся на договорной основе.

Не менее важную роль во внешней среде играют конкуренты. Конкуренция, как экономическое соревнование между хозяйственно самостоятельными производителями за достижение своих интересов путем продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг одним и тем же потребителям, по сути, представляет собой соревнование за потребителя. В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Когда есть выбор, покупатель отдает предпочтение наиболее качественному товару, а при одинаковом качестве – более дешевому. Это вынуждает производителя создавать обладающий рыночным преимуществом товар, чтобы уникальные параметры заставляли потребителей предпочесть продукцию данного предприятия, а не его конкурентов. Рыночное преимущество может быть достигнуто при помощи выделяющегося образа, новизны продукции или ее параметров, качества товара, его доступности, обслуживания, низких цен и др. Создание отличительного преимущества возможно только за счет внедрения новых прогрессивных технологий, материалов, оборудования, т. е. конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения научно-технического прогресса.

Каждый субъект хозяйствования имеет свою микросреду: своих потребителей, своих поставщиков и своих конкурентов. Однако все субъекты хозяйствования функционируют в определенной макросреде, представляющей собой часть внешней среды, которая формируется государственными органами управления, местными властями и общественными организациями.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные — это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные — наоборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие порождает их. Внутренняя среда предприятия — это работники, средства производства, информация и капитал. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, услуги).

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия — это, прежде всего, государство, потребители, поставщики, конкуренты и население.

Для создания условий по стабилизации и подъему экономики государство должно проводить эффективную фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую, государственного предпринимательства и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Потребители продукции предприятия подразделяются на потребителей продукции производственного назначения и личного потребления. Потребители определяют величину спроса на продукцию и являются главным ограничительным или стимулирующим элементом внешней среды. Спрос влияет на величину предложения, поэтому изменение во вкусах, предпочтениях, платежеспособности потребителей оказывает непосредственное влияние на деятельность предприятия.

Поставщиками выступают предприятия, обеспечивающие материально-техническими ресурсами деятельность предприятия. Влияние со стороны поставщиков может быть, например, в виде качества поставляемых сырья, материалов, товаров, услуг, договорных условий. Особенно важен вопрос цен на поставляемую продукцию и услуги, где выделяются цены на электроэнергию, газ, топливо, железнодорожные услуги, таможенные пошлины, коммунальные услуги.

Конкурентами являются предприятия, которые производят аналогичный продукт, или товар — субститут. Ограничениями со стороны конкурентов служат, например, ценовая политика, улучшение качества продукции, расширение ассортимента, введение гарантированного сервисного обслуживания, льготные договорные условия, более массивная и эффективная реклама и т.п.

В специальной литературе представление о значении экономической среды и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации (предприятию), появились в конце 50-х годов прошлого столетия. Особую актуальность данная проблема приобрела на рубеже 70-80-х годов XX века по причине, прежде всего, стремительного научно-технического прогресса, формирования изменчивой (турбулентной) внешней среды, характеризующейся повышенной неустойчивостью и неопределенностью.

Для стабильного функционирования и развития предприятия необходимо умение адаптироваться к воздействию внешних факторов, наиболее полно использовать благоприятные условия, нейтрализовать действие негативных факторов. Важно, чтобы стратегические цели развития предприятия воспринимались внешней средой. В основе решения данных задач лежит оценка и анализ внешней среды.

Для характеристики внешней среды важными являются следующие показатели:

- сложность — число факторов, на которые предприятию следует реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. В данном случае соответственно можно говорить о простой и сложной внешней среде предприятия;

- взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

- динамизм — темп изменения, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Подвижность внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и регулярности изменений факторов;

- неопределенность (непредсказуемость будущего) - функции от количества и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;

- привычность событий — новизна возникающих изменений.

В теории менеджмента, прежде всего стратегического, разработаны ряд методов, позволяющих проводить анализ внешней среды. Из наиболее распространенных и признанных практикой можно отметить: SWOT-анализ, PEST-анализ тенденций, имеющих существенноезначение для стратегии организации, метод «5 х 5», матрица Дж. X. Вильсона «вероятность усиления фактора — воздействие фактора на организацию» и др.

 

2. Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.

Неопределённость –отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо. Неопределённость может проявляться в разных областях:

  • Неопределённость измерений (погрешность) в метрологии.
  • Принцип неопределённости Гейзенберга в квантовой физике.
  • Раскрытие неопределённостей в математическом анализе.
  • Неопределённость в управлении рисками — это состояние отсутствия информации относительно понимания или знания события, его последствий или вероятности.


2015-12-13 5454 Обсуждений (0)
Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 2.91 из 5.00 202 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)