Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы создания и функционирования педагогических технологий



2015-12-13 962 Обсуждений (0)
Принципы создания и функционирования педагогических технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 12. Основы конструирования педагогических технологий

План:

Принципы создания и функционирования педагогических технологий.

Педагогическая технология, возникшая в условиях интенсивного научно-технического прогресса на стыке двух наук «Педагогика» и «Технология» стала самостоятельной наукой. Каждая самостоятельная наука характеризуется своими основными принципами, являющимися по своему существу её теоретической основой. Принципы педагогической технологии базируются на интеграции основополагающих положений наук «Педагогика» и «Технология». На основе анализа целей, задач, структуры и содержания «Педагогической технологии» сформулированы её основные принципы: научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга. На этих принципах осуществляется организация учебного процесса, то есть её подготовка и процесс обучения.

В принципах педагогической технологии заключены достижения педагогической и технологической науки. В совокупности эти принципы в виде науки «Педагогическая технология» дают блестящие результаты в подготовке высококвалифицированных кадров в силу их определенности, аксиоматичности, практичности:

1. Принцип научности

Этот принцип указывает на то, что всякая учебная дисциплина, учебный материал должен базироваться на современных достижениях науки. Прежде всего, этот принцип реализуется при разработке учебных программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с принципом научности требуется ежегодное совершенствование рабочих учебных программ курсов и учебного материала, проведение проблемных занятий. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых дисциплин. Значительные внимание следует уделять строгости и корректности выражения научной информации, её системы изложения и связей.

2. Принцип проектируемости

Этот принцип характеризует одну из важнейших особенностей педагогической технологии. Принцип проектируемости означает предварительное создание документов по организации предстоящего учебного процесса – график учебного процесса; рабочий учебный план; рабочая учебная программа дисциплины; категории учебных целей дисциплины, разделов, базовых понятий; технология процесса обучения, оценки приобретенных знаний и навыков. На основе разработанных документов осуществляется учебный процесс. Соблюдение всех положений этих документов является гарантией достижения запланированных результатов. Принцип проектируемости является базовым в производственно-технической сфере: проектирование зданий и сооружений, производственных процессов изготовления изделий, и др. Значимость данного принципа можно оценить тем, что на его базе можно сформулировать определение педагогической технологии.

Педагогическая технология – это проект определенного учебного процесса разработанных с учетом соответствующих принципов, эффективно реализуемая на практике.

3. Принцип системности.

Педагогическая технология отличается тем, что он охватывает все элементы учебного процесса. В этом и заключается сущность принципа системности. Все элементы учебного процесса проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности. При этом структура, организация и функционирование всех элементов учебного процесса стимулирует обучение студентов.

4. Принцип целенаправленности

Учебный процесс должен быть целенаправленным. Цель как закон должен определять характер и способ действий человека. Для этого устанавливаемая цель должна быть конкретной и измеряемой. Именно этим отличается педагогическая технология, основанная на идеях бихевиоризма. Особенностью этого направления в психологии является безусловное признание однозначности связи стимуляцией организма и его реализацией на эту стимуляцию.

5. Принцип деятельностного подхода

Нынешний этап научно-технического прогресса характеризуется использованием сложных высоких технологий, производством наукоёмкой продукции, когда не только наука способствует интенсивному развитию производства, но и само производство способствует интенсивному развитию науки. В этих условиях эффективность учебного процесса возрастает, когда он базируется на деятельностном подходе. Учебный план программы дисциплин учебные часы по видам занятий целесообразно формировать на основе детального анализа деятельности специалиста. Сейчас уже мало опираться на принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В современных условиях организация учебного процесса должна осуществляться с учетом принципа «лучше один раз выполнить, чем сто раз увидеть». Для профессиональной школы этот принцип имеет весьма важное значение.

6. Принцип управляемости

Педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов обучения. Достигнуть этого возможно только тогда, когда процесс обучения управляемый. В этом заключается значимость принципа управляемости. Управление способствует осуществить в запланированном режиме процесс, реализацию программы достижения целей обучения. Данный принцип предполагает возможность многоэтапной диагностической проверки текущих результатов обучения. Управление процессом обучения в основном осуществляется использованием диагностических тестов в период всего процесса обучения. Использование диагностических тестов обеспечивает обратную связь в процессе обучения. Анализ результатов обратной связи представляет возможность управлять процессом обучения на основе варьирования средствами, методами с целью достижения запланированных результатов. Принцип управляемости позволяет систематически корректировать процесс и тем самим результаты обучения.

Качественное управление процессом обучения качественно спроектированного учебного процесса гарантия достижения запланированных результатов.

7. Принцип воспроизводимости.

В условиях современного производства выпуск необходимого количество изделий осуществляется на основе разработанной технологической документации. Это означает. Что технологический процесс возобновляется, повторяется столько раз, сколько необходимо выпустить изделия. Многократное повторение технологического процесса становится возможным благодаря наличию разработанной технологической документации. Такой подход в производственно-технической сфере стал возможен с появлением науки «Технология». Именно эта научная дисциплина занимается разрабатыванием и совершенствованием приемов, способов получения, обработки, переработки материалов. Для реализации технологического процесса на производстве разрабатывается технологическая документация – технологические карты. Адекватно этому значение принципа воспроизводимости в организации учебного процесса. Принцип воспроизводимости подразумевает возможность многократного применения (повторения) разработанной педагогической технологии по определенной дисциплине многократно в разных группах, в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

8. Принцип эффективности

Данный принцип указывает на то, что педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов с оптимальными затратами. Эффективность учебного процесса достигается реализацией принципов педагогической технологии: научности, проектируемости, системности, целенаправленности, деятельностного подхода, управляемости, воспроизводимости.

Оптимальному учебному процессу присуще:

– целенаправленное, системное проектирование учебного процесса, на основе анализа и оптимизации всех его элементов.

– уровень усвоения знаний и навыков оптимизирован путем точного установления категорий учебных целей на основе государственных образовательных стандартов. Этим обеспечивается доступность обучения и выполнение учебных программ.

– обеспечена систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний и навыков вследствие наличия систематического диагностического тестирования и управляемости процессом обучения, использованиям современных информационных средств.

– использование личностно-ориентированных технологий обучения обеспечивает активизацию обучающихся, развитию личности, оптимальному использованию учебного времени.

– экономичность в педагогической технологии обеспечивается возможностью по один раз разработанной учебной документации многократно осуществлять учебный процесс.



2015-12-13 962 Обсуждений (0)
Принципы создания и функционирования педагогических технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы создания и функционирования педагогических технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (962)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)