Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Трудовые ресурсы, как экономическая категория



2015-12-13 3376 Обсуждений (0)
Глава 1. Трудовые ресурсы, как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1 Понятие, сущность и содержание трудовых ресурсов

 

Одной из важнейших проблем развития нашей страны в современных экономических условиях является модернизация экономической и социальной тжизни страны в различных сферах народного хозяйства Российской Федерации.

Мировые экономические кризисы 1998 и 2008 годов, а также начавшийся в 2014 году национальный экономический кризис, не обошли стороной российскую экономику и еще более усугубили ее состояние.

Для модернизации экономики необходима не просто «рабочая сила», а именно «человеческие ресурсы», мотивированные, способные к обучению и развитию своего трудового потенциала. Российский менеджмент на всех уровнях управления должен осознать, что для этого необходимо вкладывать инвестиции в человеческий капитал работников, способствующие формированию мотивации труда, в свою очередь ведущей к повышению производительности и эффективности труда, что является необходимым условием перехода к устойчивому экономическому росту страны.

С экономических позиций к ресурсам относятся совокупность отдельных элементов, прямо или косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг. Поэтому важнейшей особенностью категории «ресурсы» является непосредственная связь с процессом производства, т. е. ресурсы в процессе использования принимают форму факторов производства.

Экономические ресурсы – это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в процесс производства и оказания услуг. В экономической науке ресурсы подразделяют на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

В результате развития представлений о человеке как субъекте экономических отношений, возник ряд экономических категорий, таких как «рабочая сила», «личный (личностный) фактор производства», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор производства». Эти экономические категории сходны по своему содержанию, хотя каждая из них имеет свою смысловую особенность. При этом каждую из данных категорий современная экономическая литература трактует по-разному:

Таблица 1. Научные подходы к определению человека как субъекта экономических отношений

Автор Определение
Категория «рабочая сила»
С.Г. Землянухина рабочая сила – это фактор производства во всех способах производ- ства, совокупность физических и умственных способностей, способ- ностей к творческому труду
В.В. Толочин рабочая сила – это способность человека к труду в определенной общественной форме, находящаяся в потенциальном, не деятельном состоянии
Б.В. Хохлов рабочая сила – это совокупность физических, духовных и интеллек- туальных способностей человека
Категория «личный (личностный) фактор производства»
Г.М. Зущина, Л.A. Костин личный фактор – это качественные характеристики рабочей силы и ее производительность, которая зависит от мотивированности рабо- чей силы и ее удовлетворенности трудом
Р.А. Эльмурзаева личностный фактор – это единство природных данных, полученных знаний и приобретенного опыта, является источником получения прибыли для организации и выступает условием экономического, культурного развития общества
Категория «трудовой потенциал»
Ю.Г. Одегов трудовой потенциал – это предельная возможность участия работни- ков в производстве, которая определяется их психофизиологическими особенностями, уровнем профессиональных знаний и накопленного опыта, ресурсная категория, которая показывает, насколько полно быть использован трудовой ресурс работника
Б.Д. Бреев трудовой потенциал – это способность работников к труду, опреде- ляемую их образованием, квалификацией и другими качествами, не- обходимыми для реализации целей производства
Категория «трудовые ресурсы»
Н.И. Воронова трудовые ресурсы – это все экономически активное население стра- ны
В.А. Вайсбурд трудовые ресурсы – это количественная характеристика той части населения (человеческих ресурсов), которая обладает способностью к труду, не учитывающая различий в трудовых навыках и знаниях людей
Категория «человеческие ресурсы»
К.К. Колин человеческие ресурсы – это специфический и важнейший из всех видов экономических ресурсов, это работники, которые имеют оп- ределенные профессиональные знания и навыки, которые могут быть использованы в трудовом процессе
Н.М. Римашевская человеческие ресурсы – это совокупность различных качеств людей, определяющих их способность к производству материальных и ду- ховных благ
Категория «человеческий фактор производства»
В.В. Григорьева человеческий фактор производства – главный компонент общест- венного развития, который образуется при участии людей в процес- се создания материальных и духовных ценностей
В.В. Каюченко человеческий фактор производства – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможно- стей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми и оказывают существенное влияние на эффективность об- щественного труда
     

 

Мотивированные и способные к высокопроизводительному труду человеческие ресурсы не могут быть реализованы без достойной оплаты труда, в то же время, в период проведения рыночных реформ произошло ослабление социальной и стимулирующей функций заработной платы, и такая ситуация во многих областях экономики сохранилась и в настоящее время. Оплата труда работников, по сути, превратилась в минимальную стоимость рабочей силы.

Базовым элементом национальной экономики являются трудовые ресурсы.

Однако в последнее время термин «трудовые ресурсы», который характеризует население в масштабах всей страны, применительно к хозяйствующим субъектам, коммерческим и некоммерческим организациям, рассматривается как человеческие ресурсы. Рассмотрим тенденцию изменения сущности данных понятий.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы хозяйственного строительства» академик С.Г. Струмилин в 1922 году[1].

В наиболее общем виде трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги.[2]

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве[3].

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью[4].

По мнению профессора А.И. Рофе ,«под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности»[5].

В дипломной работе будем использовать определение, «трудовые ресурсы – это население страны установленного законодательством возраста, обладающее рабочей силой и способное к общественно полезной деятельности в различных сферах национальной экономики»[6].

Из данного определения вытекает необходимость объяснения ряда понятий, составляющих его.

Под установленным законодательством возрастом понимается трудоспособный возраст, установленный российским законодательством в пределах 16 – 59 лет для мужчин, и 16 – 54 года для женщин. В последнее время в европейских странах наблюдается тенденция увеличения порога пенсионного возраста, целесообразность такого изменения в нашей стране мы обсудим ниже. Также существует возможность работы по найму и лиц более молодого, чем 16 лет возраста, с согласия одного из родителей или попечителей. Эти лица также относятся к занятым.

В соответствии с действующим законодательством существует ряд категорий населения, относящихся к трудоспособному возрасту, но не занятых в общественном производстве. Это инвалиды I и II групп, неработающие пенсионеры, лица получающие пенсию в более раннем возрасте по различным основаниям. Такие категории граждан в соответствии с методикой Международной организации труда (МОТ) называются «экономически неактивным населением», составляющее по данным Росстата на 2013 год – 35963 тыс. чел. Средний возраст таких граждан составляет 43,2 лет[7]. В то же время, особенно в настоящих условиях мирового экономического кризиса, было бы неверным полагать, что экономически неактивное население, как указанные категории граждан, так и учащиеся очных форм обучения, не работают и не производят общественно-полезных благ. Подавляющее большинство занято в общественном производстве, и это вызывает необходимость изменения методологии в статистическом учете работающего населения страны. Кроме того, существуют так называемые виды «теневой деятельности», (совсем не обязательно носящей криминальный характер), которая не учитывается и в составе ВВП. В США были предприняты попытки учета теневых видов деятельности при расчете ВВП методом потока доходов, но в отечественной методологии национального счетоводства пока изменений не произошло. Таким образом трудовые ресурсы по классификации МОТ включают в себя экономически активное население по данным на 2013 год[8] - (75528,9 тыс. чел.), подразделяющееся на занятых общественно-полезной деятельностью (71391,5 тыс.чел) и безработных (4137,4 тыс.чел) и экономически неактивное население, о котором было сказано выше.

Кроме того, существует количество людей, не занятых в национальной экономике, которая также включает в себя безработных и осуществляющих поиск работы (учитываются только лица, официально зарегистрировавшиеся в службе занятости по месту регистрации, что также не дает возможности осуществить точный статистический учет данной категории) и лица, не ищущие работу и прекратившие ее поиск, т.е. добровольные безработные. К этим последним относятся как представители богатых и сверх госсударственный богатых классов общества, так и представители беднейших слоев населения страны, по сути, не имеющие определенного места жительства, и ведущие маргинальный образ жизни: по данным МВД РФ они составляют около 4 млн. чел.

Также среди проблем современного российского рынка труда следует отметить тенденцию к депопуляции населения, приведшую к сокращению трудоспособного населения страны с 146,9 до 143,0 млн. чел. за период с 2000 по 2012 гг. Несмотря на то, что в 2013 году численность населения страны достигла 143,6 млн. чел., по прогнозам онлайн-журнала «Труд за рубежом», к 2015 г. трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18-19 миллионов. Пик сокращения численности трудоспособного населения («демографическая яма») прогнозируется в 2016- 2017 гг., когда среднегодовая убыль населения будет превышать 1 млн. человек [9].

За период с 1992 по 2009 гг. миграционный прирост компенсировал почти на 50% естественную убыль населения России, составившую за указанный период 12,9 млн. человек. В 2013 году миграционный прирост превысил естественную убыль населения на 4 %.

Однако, в России существует проблема так называемой «утечки мозгов», обуславливающая приток работников с низким уровнем квалификации и отток высококвалифицированных работников. Численность иностранных работников, работающих в России, имеет тенденцию к увеличению (в 2010 году - 1014 тыс. человек, в 2013 году - 1149 тыс. человек). Причем, большинство работников - выходцы из Турции, Китая и стран СНГ.

Рассматривая миграционные процессы в федеральных округах, необходимо отметить следующее. По данным сайта института демографии ГУ ВШЭ, самым значительным уровнем естественного прироста (+8,7 %) отличается Северо-Кавказский федеральный округ, миграционная убыль для которого составила –1,4%. Причем, для Северокавказского региона характерна внутренняя миграция в рамках округа. Среди наиболее привлекательных регионов для миграции населения следует выделить Центральный и Южный федеральный округ. В ЮФО наблюдается сочетание естественной убыли населения и миграционного прироста, а наиболее привлекательным для миграции субъектом Южного федерального округа является Краснодарский край. Таким образом, миграционный прирост может выступать фактором компенсации прогнозируемой естественной убыли населения.

Наличие трудовых ресурсов характеризуют определенные группы показателей:

1. Структура трудовых ресурсов, дающая представление об их распределении по целой группе признаков, таких как демографические (пол, возраст, образование, профессия, место жительства и др.); занятость по сферам и видам экономической деятельности, регионам; религиозная, национальная, языковая принадлежность и некоторые другие. Изучение структуры по многим из перечисленных признаков дает основания для планирования количества рабочих мест в отраслях и регионах национальной экономики с учетом состояния и развития рынка труда. Важное место играет учет структуры по образованию, характеризующей профессиональное развитие и квалификационный рост трудовых ресурсов.

2. Численность трудовых ресурсов, определяется как:

где, Т - численность трудовых ресурсов, Ртр - численность населения в трудоспособном возрасте; Ринв – численность неработающего населения того же возраста, в соответствии с установленным государством правовыми нормами; Рпен – работающие лица пенсионного возраста; Рмол – работаюшие подростки до 16 лет.

Наряду с понятием «трудовые ресурсы» часто используют термин «человеческие ресурсы», и также эти понятия смешивают[10]. Понятие «человеческие ресурсы» в науке и практике было принято в 60 - 70-е гг. XX века, но традиционного понимания ресурсов не содержит. Определяется эта новая тенденция в управлении персоналом, стратегическим подходом к управлению рабочей силой, приобретенной на рынке труда. В современных условиях знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, мотивационные потребности работников любой организации являются очень актуальным нематериальным активом, не менее значимым, чем финансовый капитал и материальные ресурсы. Это означает, «что интересам организации соответствует приобретение рабочей силы и ее внутрифирменная подготовка до необходимых качественных и структурных параметров, привитие ей корпоративного духа и организационной культуры»[11].

Концепция «человеческих ресурсов», получившая широкое распространение в США с середины 1970-х годов, подразумевает, что персонал такой же важный фактор производственной деятельности, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе создания продукции (выполнения работ, услуг). Компания в процессе своего развития может как увеличивать, так и сокращать этот ресурс, в зависимости от выбранных методов стратегического управления персоналом и организации труда. Американские специалисты в области управления считают такой подход к управлению персоналом более гуманистическим чем традиционные технологии кадрового менеджмента, так как одной из важнейших функций управления персоналом в этих условиях становится его развитие, предполагающее непрерывный процесс обучения, планирование карьерного роста, а не только простое удовлетворение потребности предприятия в кадрах в соответствии с имеющимися вакансиями.

На основе анализа существующих определений понятия «трудовые ресурсы», а также рассмотрев различные подходы к выделению структуры трудовых ресурсов, определим трудовые ресурсы как совокупность реальных и потенциальных работников, т.е. лиц, имеющих возможности и способности заниматься трудовой деятельностью на данной территории (предприятии), в том числе учащиеся, пенсионеры, самозанятые и иностранные трудовые мигранты.

Основными направлениями повышения эффективности использования трудовых ресурсов в рамках конкретного предприятия являются рационализация подбора и расстановки кадров, стимулирование высвобождения работников; устранение малопроизводительного ручного труда; его автоматизация и механизация.

 



2015-12-13 3376 Обсуждений (0)
Глава 1. Трудовые ресурсы, как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Трудовые ресурсы, как экономическая категория

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)