Организационные отношения
Лекция 1: Организация как система
План лекции: 1. Основные определения; 2. Типология организаций; 3. Организационные отношения и среда организационных отношений 4. Общее понятие систем; 5. Схема функционирования системы; 6. Свойства и законы социально-экономических систем.
Основные определения Вначале необходимо разобраться в смысловом определении понятия «организация», т.к. организация это специфическое явление окружающей действительности и выступает в ТО в качестве объекта исследования и как методологическая основа организационных методов познания закономерностей развития природных и экономических процессов. Организация – это одно из самых древних общественных образований на Земле. Первые упоминания о коммерческой деятельности организованных групп относится к 3 тысячелетию до н.э. Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливались опыт и знания. Существует многообразие трактовок термина «организация»: · «организация» (от латинского «organize») — делать сообща, стройный вид, устраиваю. · в самом общем смысле организация – упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочиванию в целесообразное единство. Сущность современного понятия «организация» в широком смысле определяется как: – внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением; – совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого; – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. (два первых определения дополняют друг друга и характеризуют организацию как всеприродное явление, отражая некоторое состояние и процесс, то последнее имеет более узкое значение, социальное приложение применительно к человеческим организациям) Слово «организация» имеет множество производных, например: организация производства, организованный человек, организатор, профсоюзная организация, Организация Объединенных Наций, организм, дезорганизация и др. Для любой организации (компании) характерно вертикальное (по уровням управления)и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда. Организация в правовом отношении рассматривается в четырех формах: · юридическое лицо зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке, например, ОАО АМО «ЗИЛ»; · неюридическое лицо, не зарегистрированное вгосударственном органе, например, подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений; · неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее отдельного зарегистрированного офиса, официальной печати, например, предприниматель без образования юридического лица; · неформальная организация граждан, например, активисты жилого дома, объединение любителей пляжного волейбола. Общими чертами для них являются наличие по крайней мере одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества; совместная деятельность для получения прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной). Организация рассматривается как процесс и как явление. Организация как процесс – представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива. Она регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами. Организация как явление – представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели. Например, набор элементов, составляющих компанию по производству стиральных машин «Стинол». В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ.
Типология организаций Новый Гражданский кодекс РФ (далее ГК) внес существенные изменения в перечень форм построения юридических лиц и в условия их функционирования. В табл. 1 приведены названия вновь введенных и постепенно упраздняемых форм построения организаций. В современном виде типология организаций может быть представлена схемой рис. 1. Рис. 1. Типология организаций
Таблица 1 Введенные и упраздняемые формы организаций
Организационные отношения В основе деятельности любой компании лежат производственные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных ресурсов. Организация производства – это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции (оказания работ, услуг), достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов. Организационные отношения – взаимодействие или противодействие между элементами организации как внутри данной организации, так и вне ее (с внешними элементами) при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации (рис. 2). (В - взаимодействие, П - противодействие) Рис.2. Среда организационных отношений Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это задача профессионального управления. Город со множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации не зависит от интеграции (сложности) организации. В организации может быть вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда. Организационные отношения могут быть трех уровней: – здравого смысла; – взаимного уничтожения; – заранее спроектированного взаимодействия. Производственные отношения условно разделяются на: – экономические, – технологические, – организационные, – правовые, – социальные и др. Организационные отношения связывают весь набор составляющих отношений. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов, в дальнейшем для краткости – «организаций». Основные типы организационных отношений: • формальные и неформальные; • легитимные и противоправные; • свободные и административные; • равенства и неравенства; • зависимые и независимые; • последовательные и параллельные; • устойчивые инеустойчивые; • дискретные и непрерывные; • жесткие и мягкие; • притяжения и отталкивания; • центростремительные и центробежные; • совместимые и несовместимые; • эквивалентные и неравнозначные; • детерминированные и стохастические; • вертикальные и горизонтальные; • диффузные и локализованные; • аддитивные и альтернативные; • симметричные и асимметричные; • централизованные и децентрализованные. Организационные отношения складываются в процессах организации: – производства в целом или его отраслей; – труда на предприятии; – сферы обращения; – создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.
Общее понятие систем В основе теории организации лежит теория систем. Существует множество определения систем. Система– это организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей (элементов), образующих комплексное, единое целое для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов.Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. При такой трактовке системами являются: – машины, собранные из множества деталей и узлов; – человеческий организм, образуемый совокупностью клеток; – предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, машины и т.д. Понятие системы близко к определению организации, однако второе гораздо шире. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную. Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема. 1. Системы в самом общем смысле классифицируются на: – социальные (общественные) – объединения людей, взаимоотношения между ними, в их функционировании человек играет активную роль; – биологические – природные явления, организмы людей, животных (флора и фауна); – технические – то, что создано руками человека, технические системы устройства (машины, приборы) и технологические процессы, основанные на применении тех или иных технических средств (порядок включения и работы компьютера, управление автомобилем и др.). 2. Системы делятся на: – жёсткие – обычно авторитарные, основанные на профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии управления и производства. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям (например, церковь). – мягкие – характеризуется высокой чувствительностью к внешним и внутренним воздействиям и слабую устойчивость. 3. По признаку иерархии уровней сложности системы могут быть (рис. 3): –сверх сложные; –сложные; –простые
Рис. 3. Классификация систем 4. Системы по способу образования делятся на: – искусственные – создаваемые по желанию человека или какого-либо общества для реализации определённых (намеченных) программ и целей, поставленных этим человеком или обществом (например, семья, профсоюзы, фонды); – естественные – возникают в результате протекания природных процессов, без целенаправленного участия человека (например, система мироздания, циклическая систем землепользования, землеорошение). 5. Системы могут быть: – открытыми –характеризующиеся открытым характером связей с внешней средой, посредством обмена информацией, энергией и сильной зависимостью от неё (средства массовой связи); – закрытыми (замкнутыми) – характеризующиеся преимущественно внутренними связями и создающиеся людьми или компаниями для удовлетворение потребностей и интересов своего персонала, учредителей, представителей (например, профсоюз, политическая партия). 6. Системы могут быть: – детерминированные (определённые, полностью предсказуемые) – функционируют по заранее заданным правилам с заранее определённым результатом (например, система обучения студентов, система регистрации предприятий и др.); – стохастические (вероятностные, частично предсказуемые) – характеризующиеся тем, что входные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации происходят помимо нашей воли (форс-мажор), другие – из-за недостатка профессионализма персонала, третьи за счет сложности задания или новизны информации (например, научно исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку и др.). 7. Системы могут быть: – физическими – состоят из изделий, оборудования, людей и т.п.; – абстрактными – свойства объектов которых существуют только в уме исследователя, представляя собой символы. 8. Системы также могут быть: – активными; – пассивными.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |