Семинарское занятие № 10
Тема занятия: Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) Основные понятия: Социальное пространство, социализация, принципы социального воспитания, факторы воспитания (социализации), микрофакторы, мезофакторы макрофакторы, агенты, средства, механизмы социализации, становление личности в процессе социализации, социальный опыт, возрастные этапы социализации, институты социального воспитания, ценности социального воспитания, институты социализации, принципы социального воспитания, воспитательная организация. социокультурная среда, субъект и объект педагогического взаимодействия. Вопросы для обсуждения: 1. Социализация как процесс развития человека. 2. Принципы социального воспитания как основания для решения конкретных педагогических задач (природосообразность, культуросообразность, центрация социального воспитания на развитии личности, дополнительность в социальной педагогике). 3. Реализация принципов социального воспитания в воспитательных организациях. 4. Методика социального воспитания в воспитательных организациях. 5. Механизмы социального воспитания: традиционный, институциональный, стилизированный, межличностный, рефлексивный. Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии) 1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию. - индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение на тему «Средства и агенты социализации». При подготовке первого вопроса социализацию следует рассматривать как процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Следует уяснить, что социализация – это процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Особое внимание обратите на классификацию А.В. Петровского, который выделяет три фазы социального развития личности до включения его в творческую деятельность: 1) детство – адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни; 2) отрочество – индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»; 3) юность – интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. При подготовке второго вопроса необходимо раскрыть общие принципы воспитания: принцип гуманизма (признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы); принцип культуросообразности (создание социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации; принцип природосообразности (отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды); принцип целостности(единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентация на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, интеграция деятельности всех социальных институтов); принцип непрерывности (последовательность и преемственность в развитии личности, вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее). При подготовке шестого и седьмого вопросов следует учесть, что механизмов социализации существует целый ряд, поэтому рассмотреть нежно только основные из них. Вопросы для самоконтроля: 1. Чем различаются понятия «социализация» и «адаптация»? 2. Каково соотношение социализации и воспитания? Какой процесс является частью другого? 3. Какие механизмы процесса социализации известны? Какие механизмы социализации следует поддерживать и развивать в учащихся? 4. Какую роль в социализации играют этнические особенности? 5. Как меняется процесс социализации при существовании нескольких этносов? 6. Каковы особенности в условиях сельского, поселкового и городского образа жизни? 7. Как влияют на социализацию ребенка средства массовой коммуникации? 8. Почему семья считается базовым фактором социализации? 9. Какую рль в социализации играет общество сверстников? 10. Какой фактор социализации оказывает наибольшее влияние? При каких условиях это верно? 11. Предложите свою классификацию факторов социализации.
План занятия 1. Проверка домашнего задания: а) тестирование, терминологический диктант б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.); в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.); г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Значение веротерпимости и толерантности в укреплении государственности России» (10 мин.). 7. Обсуждение вопроса №3 (15-20 мин.). 3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.). 4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.): 6. Ответить на вопрос «Содержание социального воспитания в воспитательных организациях». 5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.): а) рефлексия; б) самооценка работы на занятии. Список рекомендуемой литературы Основная 1. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", " Педагогика" / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-406-00146-2 2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учебн. заведений / А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5866-5 Дополнительная 1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 440 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0526-5 2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник для студентов вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах / Л. В. Мардахаев; УМО вузов России по образованию в области социальной работы. - 5-е изд., перераб., и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 376 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-1201-2 3. Социальная педагогика: УМК для спец. "Педагогика и психология"; 2 курс, 3-4 семестр; [Рукопись] / Солодовникова Е.П., сост.; СГПИ. Каф. педагогики. - Славянск-на-Кубани, 2009. 4. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3604-5 : 93-17. 5. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц. педагогика" / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447с. - ISBN 978-5-691-01650-9
Содержание самостоятельной работы студентов На самостоятельную работу студентов по курсу «Педагогика» отводится: 28 часов самостоятельная работа студента (профиль Физическая культура); 30 часов самостоятельная работа студента (профили: Русский язык, Литература); 40 часов самостоятельная работа студента (профили: Начальное образование; 42 часа самостоятельная работа студента (профили: История, Право; Биология; Экономика) 46 часов самостоятельная работа студента (профили: Английский язык, Немецкий язык); 54 часа самостоятельная работа студента (профиль Математика, Информатика; Экономика, Технология) от общей трудоемкости курса. Формой итогового контроля является зачет экзамен. Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах: 1) согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу; 2) консультации (индивидуальные и групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»; 3) промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе выполнения контрольных работ, формирования электронного портфолио студента. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение индивидуальных и групповых заданий, микроисследований, работу с первоисточниками. Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров во внеурочное время, которая включает следующие виды СРС: 1) самостоятельное изучение тем учебного курса, обеспеченных соответствующей литературой; 2) разработка программ по освоению технологий эффективного общения и рационального поведения, в разных сферах педагогического и социального взаимодействия; 3) выполнение заданий контрольных работ; 4) подбор диагностических методик для исследования эффективности организации и управления взаимодействием участников образовательного процесса. 5) реферирование и аннотирование научной литературы и составление электронной базы данных (электронной библиотеки, каталога), 6) углубленное изучение отдельных тем с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов; 7) составление биографического и библиографических справочников; 8) выполнение мини исследования на предложенную тему; 9) написание рефератов-обзоров, рефератов-конспектов, текстуальных конспектов; 10) разработка карт-схем, опорно-логических схем (таблиц) по видам педагогического общения; 11) проведение мониторинговых исследований в образовательных учреждениях по проблеме взаимодействия участников образовательного процесса; 12) составление карт-схем, опорно-логических схем по вопросам взаимодействия субъектов образовательного процесса; 13) составление Портфолио по дисциплине. Предлагается построение индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студентов в пределах часов, отведенных по учебному плану на самостоятельную работу. В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется не только развитию информационной культуры, но и формированию готовности к кооперации, к работе в коллективе в сетевом пространстве, для чего целесообразно стимулировать студентов к совместной деятельности в малых группах. В самостоятельной работе выделяются три составляющие: - обязательная (выполняется всеми студентами по обязательному и одинаковому для всех перечню); - подготовка к экзамену; - вариативная (выбирается студентами из предлагаемого преподавателем перечня работ и разная для каждого из них по составу). Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам учебной дисциплины Таблица 5
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы (14 часов в семестр по выбору студента) Вариативная составляющая самостоятельной работы студентов составляет 6 часов. Студенту предлагается выбрать те виды самостоятельной работы из предлагаемого перечня, которые он предпочитает выполнить в процессе освоения дисциплины. Таблица 6
Примерные задания 1. Подготовить доклад по системе воспитания в различных национальных культурах (на выбор). 2. Подготовить сообщение о любой современной концепции воспитания. 3. Подготовить сообщение о любой региональной концепции воспитания. 4. Привести примеры из произведений известных педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), где отражалась бы та или иная концепция воспитания. 5. Подготовить сообщение о различных подходах к трактовке понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитания».
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |