Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Закон предложения. Изменения предложения и величины предложения




Предложение –это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.

Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.

Qs = f (Р).

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.

Кроме того, на предложение влияют факторы:

1) цены факторов производства (Pr);

2) технология (K);

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;

4) размер налогов и субсидий (T);

5) количество продавцов (N);

6) прочие факторы (B).

Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.

Сдвиг кривой спроса на продукт может быть вызвано следующими причинами:

1. Изменение цен на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. За дополнительные единицы продукта фирма должна устанавливать более высокую цену, поскольку производство эти дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо.

2. Технологии производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличатся предложение.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматриваю большинство налогов, как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются налогом наоборот. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение.

4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способно сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на рожь может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше пшеницы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на рожь может заставить фермеров сократить производство и предложение пшеницы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидание изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цен на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения цен на продукцию некоторой фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой сторону, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступление в отрасль большего количества фирм, кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше количество фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Смещение кривой вправо означает увеличение объема предложение, а ее смещение влево – сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.

6. Фактор времени в исследовании предложения.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени, обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом. В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Поэтому экономическая теория различает три временных периода изменения ситуации на рынке продавца:

а) мгновенный период;

б) кратковременный период;

в) долговременный период.

Мгновенный период. В мгновенный период все факторы производства рассматриваются как постоянные. Безусловно, есть некоторые запасы готовой продукции на заводских складах и в товаропроводящей сети. Однако принято считать, что в мгновенный период практически невозможно нарастить объем производства и предложения продукции.

Исключение могут составить лишь отдельные виды производства. Например, выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях, когда в хранилищах есть необходимые запасы воды и т. д.

На слайде линия предложения S1 в мгновенный период параллельна оси цен (ОР). Так что возросший спрос будет уравновешиваться только за счет роста цен на рынке.

В кратковременный период, за счет дозагрузки имеющихся свободных мощностей, изменения экспорта и импорта объем предложения может быть заметно изменен. В данном случае одни факторы производства (сырье, материалы, рабочая сила) рассматриваются как переменные, а другие (оборудование) - как постоянные.

Объемы предложения возрастут, а сама линия предложения отклонится от вертикали по часовой стрелке вправо (см. линию S2). Возникнет угол «кратковременного реагирования» производителей на изменение экономических условий хозяйствования - S1AS2. Рост объема производства дополняется повышением цены. Вместе с тем в кратковременном периоде определенный прирост объема предложения (Q2 - Q1) может иметь место и при сохранении прежней цены Ps.

В долговременном периоде все факторы производства принято рассматривать как переменные. Это означает, что есть возможность существенно изменить количественные и качественные параметры любого используемого фактора производства.

Так, производитель имеет возможность провести широкую реконструкцию производства и предстать на рынке в обновленном виде. В отрасли вообще могут появиться новые мощные производители. В итоге линия предложения S3 принимает более пологий вид. Это означает, что в долговременном периоде даже небольшое изменение рыночной цены в состоянии вызвать заметный прирост объема предложения товара.

Следует отметить, что при переходе от кратковременного к долговременному периоду «давление производителя» на цену заметно снижается. Использование предприятием широкого перечня факторов, позволяющих экономить на издержках производства, полное включение режима экономии в совокупности позволяют ограничиваться меньшим приростом цены предложения.

Соответственно можно сделать вывод, что переход от мгновенного периода к кратковременному, а затем от кратковременного к долговременному периоду сопровождается снижением темпов прироста цены предложения и заметным увеличением самого объема предложения

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как звучит закон спроса? Приведите примеры его проявления в современных условиях.

2. К чему приведет увеличение спроса и сокращение предложения?

3. Что повлечет за собой при данной величине спроса технический прогресс в производстве продукта «Х»?

4. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это может означать, что произошли какие события?

5. Если кривая спроса перемещается на графике влево, то это может означать, что произошли какие события?

6. Какие исключения из закона спроса вы знаете? Приведите примеры этих исключений.

7. Что произойдет со спросом в результате роста доходов потребителей? Приведите примеры.

8. В чем заключается разница между товарами Гиффена и эффектом Веблена?

9. Какими способами можно представить предложение и спрос?

10. Как звучит закон предложения? Приведите примеры его проявления в современных условиях.

11. Какие детерминанты предложения вы знаете? Приведите примеры для каждого фактора.

12. Как фактор времени влияет на предложение?

 

Список литературы

а) основная литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2012. С. 42 –46.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов — 2-е изд., изм. — М., 2008. С. 67.

3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011. С.105 -111

б) дополнительная литература:

1. Апалькова Т.Г., Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с.83.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1,2. Спб.: Экономическая школа, 2007.

3. Гребнев Л.С. Экономика. учеб. — М.: ИГ «Логос», 2011, с.408.

4. Фомина В.П., Попова Е.Н., Ватутина Л.А. Основы микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с. 211.

5. Экономическая теория: Микроэкономика. – 1,2, учеб.: РЭА. им. Г.В.Плеханова Под общ. ред. Журавлевой Г.П.. — М.: ИТК «Дашков и К», 2012.

6. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: [учеб.] / Н.Г. Мэнькью. — 4 изд. — Спб.: Питер, 2009.

 

 

Лекция № 5




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (947)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)