Принцип “невидимой руки” А. Смита. Проблемы неподвластные рынку
Принцип «невидимой руки рынка» используется для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства. Таким образом, отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. В работе по исследованию природы и причин богатства народов принцип невидимой руки рынка сформулировал Адам Смит, описавший механизмы внешней торговли. Рассуждая о том, что годовой доход общества зависит от того, какую сумму платят за продукт его труда, автор работы пришел к выводу, что каждый человек поддерживает ту отрасль отечественной промышленности, в которой он заинтересован. Житель страны, даже не подозревая об этом, служит интересам всего общества, хотя думает, что удовлетворяет свои потребности. Именно так действует принцип невидимой руки рынка: это объективный рыночный механизм, который координирует все решения покупателей и продавцов. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес. Фактически, А.Смит «невидимой рукой» называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов. Сигнальная функция прибыли незаметна, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение(то есть если производство убыточно, то количество задействованных ресурсов в данном производстве будет уменьшаться. В конечном итоге такое производство вовсе исчезнет под давлением конкурентной среды. Ресурсы будут тратиться для развития прибыльного производства). 4.Конкуренция: содержание, виды, функции, последствия. Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция — экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков. Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Основные функции конкуренции: · обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль; · стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей; · дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются); · давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; · ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); · стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы: · внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию; · роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен; · зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен; · старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой. Виды конкуренции: · функциональную (это конкуренция определенного товара); · видовую (по цене и качеству); · межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм); · внутриотраслевую и межотраслевую. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную. Основные методы добросовестной конкуренции: · повышение качества продукции, · снижение цен («война цен»), · реклама, · развитие до- и послепродажного обслуживания, · создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Основные методы недобросовестной конкуренции: · экономический (промышленный шпионаж); · подделка продукции конкурентов; · подкуп и шантаж; · обман потребителей; · махинации с деловой отчетностью; · валютные махинации; · сокрытие дефектов и т.д. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие ключевые предпосылки формирования рынка вы знаете? 2. Что относится к субъектам и объектам рынка? 3. Какие функции рынка выделяют в качестве основных? В чем заключается сущность функций рынка? 4. Что раскрывает модель кругооборота товарного и денежного потока? 5. Какие научные методы применяются при анализе модели кругооборота товарного и денежного потока? 6. Какой ученый является основоположником принципа «невидимой руки» рынка? 7. В чем заключается содержание принципа «невидимой руки» рынка? 8. В сем заключается разница между добросовестной и недобросовестной конкуренцией? 9. Какие функции выполняет конкуренция в функционировании рынка? Список литературы а)основная литература: 1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2012. 464с.С. 23, 26-28. 2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов — 2-е изд., изм. — М., 2008, с.19-25. 3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011, с.21-24. б)дополнительная литература: 1. Апалькова Т.Г., Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с.83. 2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1,2. Спб.: Экономическая школа, 2007. 3. Гребнев Л.С. Экономика. учеб. — М.: ИГ «Логос», 2011, с.408. 4. Фомина В.П., Попова Е.Н., Ватутина Л.А. Основы микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с. 211. 5. Экономическая теория: Микроэкономика. – 1,2, учеб.: РЭА. им. Г.В.Плеханова Под общ. ред. Журавлевой Г.П.. — М.: ИТК «Дашков и К», 2012. 6. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: [учеб.] / Н.Г. Мэнькью. — 4 изд. — Спб.: Питер, 2009.
Лекция № 3
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1829)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |