Соревновательный метод
В. Мухина отмечает, что в соревновательных играх с правилами развивается рефлексия, способность к физическому и волевому подражанию. Именно в процессе соревнования непосредственно в тесном телесном взаимном общении ребенок учится рефлексии на других и на себя: он учится «читать» по выразительном позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывать свою мимику и телесные выразительные позы и движения. Он обретает способность скрывать свои состояния и истинные намерения. Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего. В то же время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В случае успеха ребенок обретает позу победителя: плечи развернуты, голова высоко поднята. Лицо румяно, глаза сияют. В соревновании заложена и возможность неуспеха в сравнении с другими. В случае неуспеха ребенок сразу ломается – поза его выражает удрученное состояние: плечи приподняты, голова опущена, взгляд печален, на глазах слезы. Нереализованные притязания на успех в физических упражнениях и играх могут лишить ребенка стремления к достижению: он может начать отказываться от участия в физических упражнениях и соревнованиях [3]. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, потому что они якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности, вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями. В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Практические задания 1.Дайте характеристику основным классификациям методов обучения. 2.Дайте характеристику основным классификациям методов воcпитания. 3. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
4. Раскрыть содержание методов стимулирования и механизм их воздействия. 5. Пользуясь таблицей и библиотечным каталогом, подобрать рассказ, тему лекции и диспута (беседы), 2 книги, которые можно использовать в целях формирования нравственной культуры юного спортсмена вашей спортивной специализации.
6.Раскрыть содержание игрового и соревновательного методов и механизм их воздействия. 7. Что такое ситуационно-ролевые модули ценностей? 8. Привести примеры ситуаций нравственного выбора, присущих вашей спортивной специализации.
Литература • Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед . институтов по спец. «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с. • Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. 215 с. • Мухина В. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3. с. 65-94. • Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение,1988. 497 с. • Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений; под ред. С.А.Смирнова. М.: Издательский центр «Академия»,2003. 512с. • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с. • Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с. • Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с. 9. Шумилова Е. А. Формирование системы ценностей молодёжи.//Реализация государственной молодежной политики: региональный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2006. С. 172. 10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004. 224 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |