Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Соревновательный метод




В. Мухина отмечает, что в соревновательных играх с правилами развивается рефлексия, способность к физическому и волевому подражанию. Именно в процессе соревнования непосредственно в тесном телесном взаимном общении ребенок учится рефлексии на других и на себя: он учится «читать» по выразительном позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывать свою мимику и телесные выразительные позы и движения. Он обретает способность скрывать свои состояния и истинные намерения.

Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего. В то же время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В случае успеха ребенок обретает позу победителя: плечи развернуты, голова высоко поднята. Лицо румяно, глаза сияют. В соревновании заложена и возможность неуспеха в сравнении с другими. В случае неуспеха ребенок сразу ломается – поза его выражает удрученное состояние: плечи приподняты, голова опущена, взгляд печален, на глазах слезы. Нереализованные притязания на успех в физических упражнениях и играх могут лишить ребенка стремления к достижению: он может начать отказываться от участия в физических упражнениях и соревнованиях [3].

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, потому что они якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним. Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности. Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности, вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большую роль в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Практические задания

1.Дайте характеристику основным классификациям методов обучения.

2.Дайте характеристику основным классификациям методов воcпитания.

3. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  Методы стимулирования   Механизм преимущественно обучающего воздействия   Механизм преимущественно воспитывающего воздействия
Создание отношений) (воспитание отношением, по В.А.Караковскому) Стиль общения активизирует или блокирует учебно - познавательную деятельность учащихся Побуждение к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей.
  Общение (воспитание общением, по В.А.Караковскому)   Показывает учащемуся степень соответствия выполняемых заданий, работы нормам, требованиям   Помогает воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка. Выражает нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта.
  Педагогическое требование     При положительном эмоциональном отношении между участниками пед. процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам и содержанию обучения.   Стиль общения активизирует или блокирует творческую самодеятельность учащихся по всем направлениям деятельности.
  Поощрение и порицание   Стиль общения активизирует или блокирует учебно - познавательную деятельность учащихся   При положительном эмоциональном отношении между участниками пед. процесса учащийся имеет позитивный настрой к применяемым методам воздействия на его поведение и легче воспринимает внушение и убеждение.

 

4. Раскрыть содержание методов стимулирования и механизм их воздействия.

5. Пользуясь таблицей и библиотечным каталогом, подобрать рассказ, тему лекции и диспута (беседы), 2 книги, которые можно использовать в целях формирования нравственной культуры юного спортсмена вашей спортивной специализации.

 

Словесные методы Механизм преимущественно обучающего воздействия Механизм преимущественно воспитывающего воздействия
(воспитание словом по В.А.Караковскому ) • рассказлекциядискуссии (беседа, диспут и т.п.) чтение литературы, разнообразные виды конспектирования     Содержание рассказа влияет на формирование картины мира. Содержание лекции влияет на формирование знаний и картины мира, развитие логического мышления. Уточняется и конкретизируется картина мира.   Содержание изучаемой литературы влияет на формирование знаний и картины мира.     Учащийся идентифицирует себя с каким-либо героем рассказа и подражает ему. Формируемая картина мира влияет на поведение учащегося, ценностные ориентации.   Удовлетворяется потребность учащихся в признании, в самоутверждении, выкристаллизовываются ценностные ориентации, формируются убеждения Формируемая картина мира влияет на поведение учащегося, ценностные ориентации

 

6.Раскрыть содержание игрового и соревновательного методов и механизм их воздействия.

7. Что такое ситуационно-ролевые модули ценностей?

8. Привести примеры ситуаций нравственного выбора, присущих вашей спортивной специализации.

 

Литература

• Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед . институтов по спец. «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с.

• Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. 215 с.

• Мухина В. Плоть и дух//Развитие личности. 2000. №3. с. 65-94.

• Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение,1988. 497 с.

• Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений; под ред. С.А.Смирнова. М.: Издательский центр «Академия»,2003. 512с.

• Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.

• Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

• Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пос. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.

9. Шумилова Е. А. Формирование системы ценностей молодёжи.//Реализация государственной молодежной политики: региональный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2006. С. 172.

10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004. 224 с.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (906)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)