Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности урока физической культуры как фактор воспитания



2015-12-13 1149 Обсуждений (0)
Особенности урока физической культуры как фактор воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Соотношение обучения и воспитания одна из фундаментальных педагогических проблем. Это нашло свое отражение в понятии «воспитывающее обучение». Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к учебному материалу[10]. Тема воспитывающего обучения имеет долгую историю и отражается в соответствующем дидактическом принципе. Многие авторы педагогических исследований уделяли этому внимание. Но при внимательном прочтении этих книг обнаруживается, что базовая идея их довольно проста – воспитательный эффект обучения урока определяется прежде всего воспитывающим (моральным, эстетическим, экологическим и т.д.) содержанием учебного материала. Сама идея педагогически эффективного воспитывающего влияния обучения в полном объеме, по мнению С.Д.Полякова, является во многом утопичной [7]. Эта мысль С.Д.Полякова в какой-то мере касается и урока физической культуры.

Традиционно на уроке физической культуры решение задач акцентировано на развитие физических качеств, затем на обучение двигательным действиям, приобретение знаний и в последующую очередь на воспитание личностных качеств как побочного процесса решения приоритетных задач. Это объясняется тем, что оценкой результата деятельности учителя физической культуры является в первую очередь развитие кондиционных возможностей учащихся.

Любой социальный процесс имеет временную структуру: свои циклы, свои ограниченные во времени единицы, свою последовательность. Для системы образования такой хронотонной единицей является урок.

Урок - это пространственно-временная единица учебного процесса, имеющая внешние и внутренние характеристики: внешние – определённость места и стабильность временной протяжённости; внутренние – последовательность ряда структурных элементов.

Урок как элемент учебной деятельности имеет несколько уровней реализации:

традиционно-педагогический: как создание определённых организационных структур, решающих специфические дидактико-методи-ческие задачи;

психолого-педагогический: как функционирование психических познавательных процессов;

социально-психологический: как система процесса педагогического взаимодействия учитель-ученик и ряда групповых процессов. Для учителя, а учителя физической культуры в особенности, в связи с преобладанием на уроке фронтальных и групповых форм организации обучения, учащиеся выступают не как отдельные единицы, а как социально-психологическая общность [7].

Урок физической культуры (учебно-тренировочное занятие - УТЗ) обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как важный фактор воспитания учащихся, в том числе, формирования коммуникативной компетентности, коммуникативных черт характера.

Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение.

Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, связанный яркими глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождаются применение соревновательного и игрового методов. Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощь, уважение к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость).

В-третьих, переживание благоприятных эмоций от проявления хороших отношений товарищей создаёт ощущение удовлетворения потребности в признании и вызывает ответное позитивное отношение к классу.

В структуре урока (УТЗ) как воспитательной ситуации можно выделить следующие компоненты:

• содержание урока;

• используемые методы педагогического процесса;

• действия учителя и учащихся;

• отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик [7].

Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физического упражнения. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся выполняющих данные двигательные действия, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.

Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью позволяют формировать необходимые качества.

Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, сопряженно, комплексно формируют волевые качества через прилагаемые волевые усилия на стадии утомления. Спуск с горы на лыжах требует проявления смелости.

Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метереологические условия (дождь, ветер, жара и холод) увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.

Методы организации педагогического процесса. Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенностью школьников в учебный процесс. Степень включенности школьников в учебный процесс во многом определяется методами, которые использует учитель. Метод, по определению Ю.Ф. Курамшина, - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности [10] .

На уроках физической культуры широко используют игровой и соревновательные методы.

Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т.д.

Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т.п.

Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют как мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а так и для развития соответствующих качеств.

Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Поэтому необходимо использовать методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод [10].

Формирование личности происходит не только благодаря той деятельности, в которую он включается. По мнению И.Ф.Харламова, едва ли не решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание происходит путем включения учащегося в разнообразные виды деятельности (учебной, спортивной, физкультурно-оздоровительной) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности [11].

Можно привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса к физической культуре необходимо так организовать деятельность, чтобы она возбуждала положительные эмоции, внутренние возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакцией других занимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызывает отвращение.

Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Вызывает ли учитель у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими экстра- и паралингвистическими и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности.

Характер отношений педагог-учащийся должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:

Принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:

• педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;

• знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них.

Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это невозможно без определенной «степени свободы» учащегося.

Принцип природосообразности(сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состояния здоровья (физического, психического, социального).

Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание воспитательного пространства урока - позитивного образа учителя, процесса учебной работы, предметного содержания, развиваемых и подкрепляемых соответствующим поведением и действиями педагога. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а через характер общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи [2].

 



2015-12-13 1149 Обсуждений (0)
Особенности урока физической культуры как фактор воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности урока физической культуры как фактор воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)