Перечень знаний и практических навыков
Практическое занятие 1 Тема. Методы лучевой диагностики. Организация работы отделения лучевой диагностики. Принципы радиационной безопасности. Цель: определить роль и значение методов лучевой диагностики в современной медицине, ознакомиться с принципами радиационной безопасности. Перечень знаний и практических навыков Знать: - предмет, структуру и задачи лучевой диагностики - основные методы и средства лучевой диагностики; - виды излучений, применяемых в лучевой диагностике; - свойства различных видов излучений; - диагностические возможности каждого метода лучевой диагностики; - показания и противопоказания к применению различных методов лучевой диагностики; - принципы противолучевой защиты при диагностическом использовании излучений; - устройство и санитарно-гигиенические требования к рентгенодиагностическому кабинету; - основные средства защиты от ионизирующих излучений. Уметь: - определить метод лучевого исследования, проекцию. - определить качество лучевого изображения; - определить показания и противопоказания к лучевому исследованию; Учебно-целевые вопросы: 1. Основные методы лучевой диагностики. 2. Виды излучений, применяемых в лучевой диагностике. 3. Методы лучевой диагностики с применением ионизирующего и неионизирующего излучений. 4. Рентгенологические методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки 5. Радиоизотопные методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки 6. Компьютерная томография (КТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки. 7. Магнитно-резонансная томография (МРТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки. 8. Ультразвуковые методы исследования: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки. 9. Медицинская термография: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки. Структура и содержание занятия: 1. Знакомство с группой -10 мин 2. Ознакомление студентов с требованиями кафедры (дисциплина, внешний вид, экипировка, график и форма отработок) - 15 мин 3. Знакомство со структурой учебного процесса и рейтинговой системой - 20 мин 4. Цель, задачи и методы лучевой диагностики. Средства противолучевой защиты - 90 мин 5.Ознакомление со структурой и организацией работы отделения лучевой диагностики - 45 мин 6. Подведение итогов. Задание на дом - 10 мин Излагается краткая история медицинской радиологии, вклад отечественных и зарубежных ученых в ее развитии. Определяется роль лучевой диагностики в системе подготовки врача общей практики. Студенты знакомятся с различными видами излучений (электромагнитные, ультразвуковые, инфракрасные и др.) и с основными методами исследования лучевой диагностики (рентгенологический, радионуклидный, ультразвуковой, магнитно-резонансный, термографический). Рентгенологический метод исследования: история открытия рентгеновских лучей, их природа и свойства, элементарные процессы, вызываемые ионизирующим излучением в тканях и органах. Понятия «доза» и «дозиметрия». Основные методики рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, линейная томография, флюорография и др.), специальные и контрастные методы исследования. Компьютерная рентгеновская томография. Принципы получения компьютерных томограмм, особенности изображения органов и тканей на них. Принципы радионуклидных исследований. Радиофармацевтические препараты. Методики радионуклидного исследования – клиническая и лабораторная радиометрия, радиография, радионуклидная визуализация (сканирование, сцинтиграфия и др.). Ультразвуковая диагностика: методики – одномерная эхография, ультразвуковое сканирование (сонография), доплерография. Принципы использования ядерно-магнитного резонанса. Магнитно-резонансная томография. Особенности изображения органов и тканей на магнитно-резонансных томограммах. Термографическое исследование (тепловидение). Методики термографии: контактная жидкокристаллическая термография, дистанционная инфракрасная термография, радиометрия. Интервенционная радиология. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства. Лечебные рентгенохирургические вмешательства на органах грудной и брюшной полости и забрюшинного пространства (удаление камней, дренирование абсцессов, билиарная декомпрессия и дренирование желчных путей). Обеспечение занятия: негатоскоп, наборы рентгенограмм, томограмм, сонограмм, отделение лучевой дигностики. Практическое занятие 2 Тема: Лучевая диагностика заболеваний легких и сердца. Цель:на основании знаний нормальной и патологической анатомии и физиологии, пропедевтики внутренних болезней и теоретических основ рентгенологии научиться читать R-снимки. Перечень знаний и практических навыков Знать: - особенности лучевого исследования органов грудной клетки; - методы рентгенологического исследования легких и сердца; - возможности различных методов лучевого исследования в диагностике заболеваний легких и сердца; - лучевую анатомию органов грудной клетки; - последовательность чтения переднего обзорного снимка органов грудной клетки;
Уметь: - на основании анализа клинической картины заболевания определить показания и противопоказания к лучевому исследованию при заболеваниях легких и сердца; - оформить направление больного к рентгенологу и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию. - наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное и т.д.). - самостоятельно опознать изображение всех анатомических структур грудной клетки на рентгенограммах. - интерпретировать рентгенограмму органов грудной клетки (вариант нормы). Учебно-целевые вопросы: 1. Основные R-методы исследования заболеваний легких и сердца. 2. R-скопия и R-графия: определение, показания, преимущества, недостатки. 3. Флюорография: определение, показания, преимущества, недостатки. 4. Линейная томография: определение, показания, преимущества. 5. Порядок чтения обзорного снимка органов грудной клетки. 6. Долевое и сегментарное строение легких. 7. Корень легкого: анатомический субстрат, расположение, R-норма. 8. Легочный рисунок: анатомический субстрат, R-норма. 9. Органы средостения: анатомический субстрат, контуры сердечной тени. Структура и содержание занятия: 1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия, вступительное слово преподавателя - 15 мин 2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин 3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 60 мин 4. Самостоятельная работа студентов - 40 мин 5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин 6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин
При обсуждении учебно-целевых вопросов выясняют роль современных методов лучевой диагностики, для распознавания заболеваний органов дыхания. Разбирают методы рентгенологического исследования (просвечивание, рентгенография, линейная томография, флюорография, контрастные методы исследования и др.). Определяется последовательность чтения обзорной рентгенограммы органов грудной клетки. Разъясняется рентгенанатомия легких, долевое и сегментарное строение, высота стояния куполов диафрагмы справа и слева в зависимости от конституции и различных физиологических состояний организма. Во время самостоятельной работы студентов со снимками требуется определить: а) область исследования, б) методику, в) проекцию, г) правильность укладки больного, д) качество снимка (резкость, контрастность, качество фотообработки, значение режима съемки – «жесткость» съемки и др.). В отношении самих легких определить: а) нормальное изображение легочной ткани, б) анатомический субстрат легочного рисунка и корней легких, доли, в) доли и сегменты легких в рентгеновском изображении. При этом необходимо обращать внимание на степень самостоятельности в разборе рентгенограмм, напоминать некоторые принципы анализа снимков. При обсуждении самостоятельной работы студентов, сначала студент докладывает разобранную им рентгенограмму, после чего преподаватель вносит свои коррективы и дает оценку работы студента. Таким образом, каждый студент отчитывается перед аудиторией. Подводятся итоги работы каждого студента (тест-контроль + самостоятельная работа), и определяется задание для следующего занятия. Домашнее задание: основные рентгенологические синдромы заболеваний легких и сердца. Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.
Занятие 3 Тема: Основные рентгенологические синдромы заболеваний легких. Цель: сформировать представление о важнейших рентгенологических синдромах заболеваний легких.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |