Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перечень знаний и практических навыков



2015-12-13 331 Обсуждений (0)
Перечень знаний и практических навыков 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие 1

Тема. Методы лучевой диагностики. Организация работы отделения лучевой диагностики. Принципы радиационной безопасности.

Цель: определить роль и значение методов лучевой диагностики в современной медицине, ознакомиться с принципами радиационной безопасности.

Перечень знаний и практических навыков

Знать:

- предмет, структуру и задачи лучевой диагностики

- основные методы и средства лучевой диагностики;

- виды излучений, применяемых в лучевой диагностике;

- свойства различных видов излучений;

- диагностические возможности каждого метода лучевой диагностики;

- показания и противопоказания к применению различных методов лучевой диагностики;

- принципы противолучевой защиты при диагностическом использовании излучений;

- устройство и санитарно-гигиенические требования к рентгенодиагностическому кабинету;

- основные средства защиты от ионизирующих излучений.

Уметь:

- определить метод лучевого исследования, проекцию.

- определить качество лучевого изображения;

- определить показания и противопоказания к лучевому исследованию;

Учебно-целевые вопросы:

1. Основные методы лучевой диагностики.

2. Виды излучений, применяемых в лучевой диагностике.

3. Методы лучевой диагностики с применением ионизирующего и неионизирующего излучений.

4. Рентгенологические методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки

5. Радиоизотопные методы исследования: определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки

6. Компьютерная томография (КТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

7. Магнитно-резонансная томография (МРТ): определение, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

8. Ультразвуковые методы исследования: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

9. Медицинская термография: определение, виды, показания, противопоказания, преимущества, недостатки.

Структура и содержание занятия:

1. Знакомство с группой -10 мин

2. Ознакомление студентов с требованиями кафедры (дисциплина, внешний вид, экипировка, график и форма отработок) - 15 мин

3. Знакомство со структурой учебного процесса и рейтинговой системой - 20 мин

4. Цель, задачи и методы лучевой диагностики. Средства противолучевой защиты - 90 мин

5.Ознакомление со структурой и организацией работы отделения лучевой диагностики - 45 мин

6. Подведение итогов. Задание на дом - 10 мин

Излагается краткая история медицинской радиологии, вклад отечественных и зарубежных ученых в ее развитии. Определяется роль лучевой диагностики в системе подготовки врача общей практики.

Студенты знакомятся с различными видами излучений (электромагнитные, ультразвуковые, инфракрасные и др.) и с основными методами исследования лучевой диагностики (рентгенологический, радионуклидный, ультразвуковой, магнитно-резонансный, термографический).

Рентгенологический метод исследования: история открытия рентгеновских лучей, их природа и свойства, элементарные процессы, вызываемые ионизирующим излучением в тканях и органах. Понятия «доза» и «дозиметрия». Основные методики рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, линейная томография, флюорография и др.), специальные и контрастные методы исследования. Компьютерная рентгеновская томография. Принципы получения компьютерных томограмм, особенности изображения органов и тканей на них.

Принципы радионуклидных исследований. Радиофармацевтические препараты. Методики радионуклидного исследования – клиническая и лабораторная радиометрия, радиография, радионуклидная визуализация (сканирование, сцинтиграфия и др.).

Ультразвуковая диагностика: методики – одномерная эхография, ультразвуковое сканирование (сонография), доплерография.

Принципы использования ядерно-магнитного резонанса. Магнитно-резонансная томография. Особенности изображения органов и тканей на магнитно-резонансных томограммах.

Термографическое исследование (тепловидение). Методики термографии: контактная жидкокристаллическая термография, дистанционная инфракрасная термография, радиометрия.

Интервенционная радиология. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства. Лечебные рентгенохирургические вмешательства на органах грудной и брюшной полости и забрюшинного пространства (удаление камней, дренирование абсцессов, билиарная декомпрессия и дренирование желчных путей).

Обеспечение занятия: негатоскоп, наборы рентгенограмм, томограмм, сонограмм, отделение лучевой дигностики.

Практическое занятие 2

Тема: Лучевая диагностика заболеваний легких и сердца.

Цель:на основании знаний нормальной и патологической анатомии и физиологии, пропедевтики внутренних болезней и теоретических основ рентгенологии научиться читать R-снимки.

Перечень знаний и практических навыков

Знать:

- особенности лучевого исследования органов грудной клетки;

- методы рентгенологического исследования легких и сердца;

- возможности различных методов лучевого исследования в диагностике заболеваний легких и сердца;

- лучевую анатомию органов грудной клетки;

- последовательность чтения переднего обзорного снимка органов грудной клетки;

 

Уметь:

- на основании анализа клинической картины заболевания определить показания и противопоказания к лучевому исследованию при заболеваниях легких и сердца;

- оформить направление больного к рентгенологу и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию.

- наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное и т.д.).

- самостоятельно опознать изображение всех анатомических структур грудной клетки на рентгенограммах.

- интерпретировать рентгенограмму органов грудной клетки (вариант нормы).

Учебно-целевые вопросы:

1. Основные R-методы исследования заболеваний легких и сердца.

2. R-скопия и R-графия: определение, показания, преимущества, недостатки.

3. Флюорография: определение, показания, преимущества, недостатки.

4. Линейная томография: определение, показания, преимущества.

5. Порядок чтения обзорного снимка органов грудной клетки.

6. Долевое и сегментарное строение легких.

7. Корень легкого: анатомический субстрат, расположение, R-норма.

8. Легочный рисунок: анатомический субстрат, R-норма.

9. Органы средостения: анатомический субстрат, контуры сердечной тени.

Структура и содержание занятия:

1. Регистрация студентов, цель и задачи занятия, вступительное слово преподавателя - 15 мин

2. Тест-контроль для выявления исходного уровня знаний - 15 мин

3. Обсуждение учебно-целевых вопросов - 60 мин

4. Самостоятельная работа студентов - 40 мин

5. Обсуждение результатов самостоятельной работы - 45 мин

6. Заключительное слово преподавателя. Задание на дом - 10 мин

 

При обсуждении учебно-целевых вопросов выясняют роль современных методов лучевой диагностики, для распознавания заболеваний органов дыхания. Разбирают методы рентгенологического исследования (просвечивание, рентгенография, линейная томография, флюорография, контрастные методы исследования и др.).

Определяется последовательность чтения обзорной рентгенограммы органов грудной клетки. Разъясняется рентгенанатомия легких, долевое и сегментарное строение, высота стояния куполов диафрагмы справа и слева в зависимости от конституции и различных физиологических состояний организма.

Во время самостоятельной работы студентов со снимками требуется определить: а) область исследования, б) методику, в) проекцию, г) правильность укладки больного, д) качество снимка (резкость, контрастность, качество фотообработки, значение режима съемки – «жесткость» съемки и др.).

В отношении самих легких определить: а) нормальное изображение легочной ткани, б) анатомический субстрат легочного рисунка и корней легких, доли, в) доли и сегменты легких в рентгеновском изображении.

При этом необходимо обращать внимание на степень самостоятельности в разборе рентгенограмм, напоминать некоторые принципы анализа снимков.

При обсуждении самостоятельной работы студентов, сначала студент докладывает разобранную им рентгенограмму, после чего преподаватель вносит свои коррективы и дает оценку работы студента. Таким образом, каждый студент отчитывается перед аудиторией.

Подводятся итоги работы каждого студента (тест-контроль + самостоятельная работа), и определяется задание для следующего занятия.

Домашнее задание: основные рентгенологические синдромы заболеваний легких и сердца.

Обеспечение занятия: набор рентгенограммы, негатоскоп, рентгенологическое отделение, учебно-методический пакет, таблицы.

 

Занятие 3

Тема: Основные рентгенологические синдромы заболеваний легких.

Цель: сформировать представление о важнейших рентгенологических синдромах заболеваний легких.



2015-12-13 331 Обсуждений (0)
Перечень знаний и практических навыков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перечень знаний и практических навыков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)