Тематический танец, как форма сценической хореографии
Тематический танец – это хореографическая форма, это такое хореографическое произведение, к которому прорабатывается тема или большая проблема или очень качественная балетмейстерская работа к проработке какого-либо образа. Возможные темы: · Добра и зла · Мира · Труда · Любви · Войны · Героизма · Дружбы · Философские темы Как форма определился к 60 годам. В период становления тематический танец пытались делать на народном материале, но не удачно. После 60 годов на основе классического танца, деми - классике, свободной пластики или синтезе двух жанров, приёмом стилизации. Тематический танец делиться на два вида: 1. Тематический танец, 2. Сюжетный тематический танец. По количественному составу: массовые исполнители в жанре лирическом, трагическом, героическом. Одна и та же тема может быть решена в различном жанре.
Истоки возникновения замысла 1. Какое-либо общественно значимое жизненное явление. Актуальная тема современности. Жизненное событие, которое может показать типичное для современной жизни явление. 2. Исторические сюжеты. 3. События, богатые экстремальными ситуациями, в которых люди проявляют лучшие черты характера, например, стойкость, героизм, высокие чувства, гражданские чувства. 4. Произведения изобразительного искусства, литература, газетные и журнальные статьи, документальные материалы, человеческие характеры, события следует показать в развитии, не повествовательные, а выявляя узловые моменты действия, в которых бы наиболее ярко могло бы раскрыться содержание. Если в основе литературное произведение, то это не должно быть буквальным воспроизведением сюжета. Языком хореографии надо донести до зрителя его идейное содержание. 5. Музыкальное произведение, отличающееся глубоким идейным и эмоциональным содержанием. Музыка Основой служит законченное музыкальное произведение. Должно совпадать идейно – эмоциональное содержание музыки и хореографии. Драматургия Содержание (сюжет в сюжетной драматургической композиции, идейно- эмоциональный смысл в тематической композиции) получают право на жизнь в форме (композиции), которая должна иметь современное воплощение, т.е. современный хореографический язык, развитую драматургию и свежие оригинальные режиссерские решения. Режиссёр – мастер действия. Важна идея, что стараюсь показать своим произведением, что сказать. С выбора темы балетмейстер определяет свою позицию своим отношением к жизненным явлениям и происходящим событиям. Воспитательная функция хореографических произведений тематической направленности выражается в сильном воздействии на зрителя, влияет на их взгляды и суждения, воспитывает определённые отношение и взгляды на жизнь. Принцип построения тематического танца. 1. Один, два художественных образа. 2. Драматургия строится по принципу бессюжетного танца, т.е. нет сюжета, а тема выражается через идейно-эмоциональную сторону содержания. Конфликт может быть внутренним, если тематический танец построен на одном образе или происходит между двумя обобщёнными образами (добра и зла). 3. Поиск содержания может идти в следующих направлениях: а) концентрация высоких идей, убеждений. б) раскрытие характера и эмоционального состояния человека. Обобщение в таких произведениях происходит путём выявления существенных характерных черт образа. 4. Неотъемлемым свойством тематической хореографии является тенденция – идея, смысл, навязываемый какому- либо герою, постановщик прямо и откровенно заявляет о своих позициях, взглядах и убеждениях о том, что пропагандировал своим произведением (зачем война, зачем добро).
Сюжетный тематический танец Представляет собой одну из самых трудных форм сценического искусства. Сложность заключается не только в отражении важных существенных тем, но и в необходимости раскрытия, развития характеров, чувств, действий и взаимоотношение действующих лиц внутри этих тем. Истоком возникновения является сюжетный танец Сюжетный тематический танец и сюжетный танец композиция представляет систему образа, их взаимосвязь, взаимоотношения создают вместе образ в целом. Сюжетный тематический танец не всегда носит тенденциозный характер. Постановщик предоставляет зрителю судить о проблемах, поставленных в хореографическом произведении. Однако он своим решением образов вызывает своё отношение к событиям, подводя тактично зрителя к определённому выводу, т.е. расшифровки идеи номера. Лексика Должна соответствовать рождённому музыкальному образу. В тематическом танце исполняется единая лексическая линия для исполнителей. Главная задача балетмейстера – создание образной лексики. Все приёмы развития лексики использовать: комбинирование, варьирование, полифония. Наиболее интересное хореографическое решение сосредоточилось в кульминации – лексика, динамика, наивысший накал эмоций. Тематический танец наряду с одноголосьем массы присутствуют соло, дуэт, трио. Желательно использование разнообразного лексического материала, который балетмейстер сочиняет исходя из характеристических особенностей героев, персонажей, их взаимосвязей с основной массой исполнителей: имитационная, контрастная. Рисунок Тематический танец при большой массе исполнителей играет значительную роль. Чаще всего имеет направленность в сторону зрительного зала. Это позволяет значительно усилить эмоциональное воздействие постановки в сюжетном тематическом танце, т.к. есть действующие лица, рисунок разнообразен, но следует помнить, что рисунок массы представляет фон для главного действующего лица или образа. Оформление 1. Костюм – наиболее обобщённая форма достижения единства, цветовое соотношение костюма с художественными образами всей композиции и отдельных образов. 2. Декорации – максимальное соответствие цветовой гаммы исполнителей, обстановке и атмосфере танца. 3. Шумовое оформление – должно быть художественным и не опускаться до натурализма. 4. Использование киноматериала – должно совпадать по своей тематике, задаче и идейному материалу хореографического произведения, должно не отвлекать, а дополнять. Репетиционная работа 1.Постановочный вид Это целая серия репетиций по созданию нового произведения. Начинается постановочная работа с готовности балетмейстера, когда номер представляется во всех деталях, важнейший момент собеседование с исполнителями: познакомить с темой, идеей, сюжетом(если есть). Задачи заинтересовать исполнителей, познакомить с музыкальным материалом. Можно рассказать параллельно с музыкальным материалом. Рассказать какими, хореографическими средствами разделено произведение (танец или элементы, понтамимы и окрабатики) жанры, о костюмах. Поставить четкие задачи перед каждым, если сюжет распределить “роли”. - Проучивании более простых движений - Основных - Наиболее часто встречающихся - Затем движения по степени сложности - В связках - В этюдной форме - Разводка номера Разводить следует по частям (1,2 и т.д.) Затем проходить одну за другой связки. Повторить несколько раз, чтобы закрепить в памяти. Повторить, просмотреть несколько раз, чтобы проверить соответствие музыки, замысла, лексике, рисунка, чтобы увидеть часть целиком и логично с последующим. Правило. Балетмейстер не должен входить в рисунок танца при отработки, должен держать все в поле своего зрения. В танцевальном классе или в зрительном зале. Между репетициями балетмейстер уточняет, просматривая проделанное. Исполнитель должен учить материал, вживаться в “роль”. 2. Технический вид Начинается отработка поставленного номера. Целый танец вновь разбивается на куски (части) и над каждой из них идет кропотливая работа.
Отдельные части танца вновь соединяются между собой, повторяются подряд. Оттачиваются связки между ними, чтобы исполнители были заинтересованы в отработке нужно привлечь их в сотворчестве (девушки делают, юноши смотрят, или наоборот). Построение репетиции
3. Индивидуальный вид Работа с солистами вводится параллельно с общими репетициями, чистятся сольные куски. Сами исполнители должны вносить много личного и творческого в создание номера. 4.Сводные виды
Номер проходится целиком несколько раз. Сводные выявляют недочеты и определяют задачи последующих репетиций. После каждой репетиции нужно сделать анализ. К новой сводной репетиции все отдельные группы должны прийти более подготовленные. 5. Репетиции в костюмах. Костюм создает определенное самочувствие, его нужно обжить, т.к. движение связано с весом одежды формой, длиной, кроем. Костюм нужно подобрать под фигуру, рост. В идеале нужно репетировать в той обуви, в которой выступать на сцене (ботинки со шнуровкой, или присутствие или отсутствие каблука). На репетиции необходимо научиться работать с предметами, аксессуарами. 6. Репетиция на сцене При изменении обычных ориентиров зал может потеряться уверенность в технике, движениях, вращениях. Это проходит после нескольких повторений. Проверяется зрительное восприятие танца в целом. Повторить номер несколько раз, добиваясь нужного темпа и правильного рисунка: а) рабочие репетиции: разметить сцену; б) сводные на сцене: привыкнуть к площадке. 7. Монтировочные ( на сцене ) 1. Сцена 2. Художественное оформление (декорации) 3. Костюм 4. Свет Свет должен подчеркнуть характер и образный строй танца. 5. Звук (микрофон, фонограмма). 8. Генеральная репетиция Оформление, свет, костюм и т.д. 9. Премьера, концерт Это продукт труда, ради которого учатся и трудятся участники, это отчет перед зрителем. То ради чего идет вся остальная работа. В программу концерта, танцы отбираются исходя из общего содержания всего концерта. Например, тематически посвящаются определенному празднику. Не малую роль играет площадка, на которую предстоит выпускать: на маленькую не рекомендуется большие, масштабные танцы и наоборот. Балетмейстеру желательно находиться в зале, так как номер нужно проверить на зрителя. Сверить ожидаемые и неожиданные реакции. Стараться проникнуться атмосферой танца. Понять восприятие смотрящих с их позиций, решить, что еще не достигнуто. Затем дома проанализировать увиденное, найти путь для коррекции в номере того, что окажется возможным и необходимым. После концерта обязателен разбор выступления. Замечания, а затем работа на репетициях по устранению недостатков сололо условия для непрерывного творческого совершенствования. Приучают с большей ответственностью готовиться к каждому выступлению на сцене. 10. Разводка Репетиция перед предстоящим концертом уже давно исполняемое. Необходимо уточнить состав исполнителей. Этот состав нужно ввести в номер отсюда название. Другое название этих репетиций вводные.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4621)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |