Цели организации и их классификация
Лекция 4: Цели и функции управления
План лекции: 1. Миссия организации 2. Цели организации и их классификация; 3. Управление по целям; 4. Функции управления.
Миссия организации Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Дословномиссияозначает «ответственное задание, роль». Роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования организации. В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании. Цели формулирования миссии. Для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации. Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация. Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она: • является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации; • дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки и использования; • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: • история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.; • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; • состояние среды обитания организации; • ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; • отличительные особенности, которыми обладает организация. Подходы к содержанию миссии: – акцент на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей, ориентированных на перспективу (пример – формулировка миссии компании «Форд» предоставление людям дешевого транспорта); – акцент на качестве – понятии, которое раскрывается с разных сторон, давая представления о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы. В сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены: • целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе; • сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта; • философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации; • возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника. Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.
Цели организации и их классификация Цели— это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные (достижение которых предполагается к концу производственного цикла) и краткосрочные (характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять)).Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. Особенности целей: – Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности; – Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов; – Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез; – Чем наиболее отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Существует четыре сферы (направления), в которых организации устанавливают свои цели: 1. В сфере доходов: • прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.п.; • положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.; • производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции, достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности; • финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала, сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование; • мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.; • разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта, выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара; 2. В сфере работы с клиентами: • работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п. 3. В сфере работы с сотрудниками: • изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, определение критических областей управленческого воздействия; • человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников, обеспечение условий необходимых для развития творческого потенциала работников, повышение уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих; 4. В сфере социальной ответственности: • оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п. 5. В сфере инноваций: • приоритетным является завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции; В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей,представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что: • цели болеевысокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; • цели болеенизкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Требования к целям: · цели должны быть достижимыми.Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. · цели должны быть гибкими.Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. · цели должны быть измеримыми,т.е.цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же можно было бы каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. · цели должны быть конкретными,обладающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации. · цели должны быть совместимыми.Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархическая совместимость — не единственное направление установления совместимости целей. · цели должны быть приемлемымидля основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. (Виханский О.С. Стратегический менеджмент)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3544)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |