Эмпатия и идентификация как механизмы изменения ценностно-смысловых позиций в диалогическом общении Идентификация
Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, на сегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно как четкого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласия исследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, что его содержание понимается очень многозначно и неопределенно. – эмоциональный феномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним [1]; – феномен межличностных отношений в группе: сопоставление одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего происходит установление сходства или различия; [17] – один из механизмов познания и понимания людьми друг друга [17]; – как универсальный механизм понимания личности другого [15]; – механизм формирования смысловой сферы личности [8] Как правило, исследователи идентификации в той или иной мере затрагивают эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты данного явления. В то же время эти составляющие, традиционно выделяемые авторами при описании Я – концепции, в исследованиях идентификации не описываются как компоненты единого целого [12]. Идентификация рассматривается как механизм познания и понимания людьми друг друга. Идентификация – это генетически исходное понятие при изучении процессов взаимопонимания, механизм феномена сопереживания» [1]. Б.Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основу взаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являются способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию и согласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всех этих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации». Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможность самосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляет собой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением его ценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения. – сложное психологическое образование, в котором переплетены познавательные и эмоциональные процессы. Способность человека понимать переживания других людей и, приобщаясь к их эмоциональной жизни, сопереживать [2]. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Эмпатия включает в себя не только оценку другого, но и сопереживание – своеобразный непроизвольный эмоциональный эксперимент, обеспечивающий лучшее понимание другого. Эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |