Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Многообразие образовательных программ




Образовательная (учебная) программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, а также последовательность изучения тем и время, отводимое на их изучение.

Образовательные программы, по которым ведётся обучение, очень разнообразны. Существует несколько оснований, для разделения программ на типы и виды.

Все программы можно разделить на два типа: программы общего образования и программы профессионального образования. Внутри каждого типа программы подразделяются на виды по ступеням обучения.

Программы общего образования делятся на…

- программы дошкольного образования;

- программы начального образования;

- программы основного образования;

- программы полного (среднего) образования;

- программы дополнительного образования.

Среди программ профессионального образования выделяются…

- программы начального профессионального образования;

- программы среднего профессионального образования;

- программы высшего профессионального образования;

- программы послевузовского профессионального образования;

- программы дополнительного профессионального образования.

Учебные программы, рассчитанные на детей школьного возраста, подразделяются на типовые (примерные) и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и науки и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.

 

Выделяются также модифицированные (адаптированные) образовательные программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми (примерными), но составленные с учётом конкретных условий их реализации.

Образовательные программы подразделяются также на основные и программы дополнительного образования (программы курсов по выбору, факультативов, кружков и т.д.).

В свою очередь, программы дополнительного образования по уровню освоения могут быть общеразвивающими, специализированными или профессионально ориентированными. Общеразвивающие образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе. Специализированные программы направлены на выявление и развитие способностей детей, формирование знаний и умений в определённом виде деятельности. Профессионально ориентированные помогают детям определиться в выборе профессии.

Особую группу составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.

Выделяются также экспериментальные образовательные программы, особенностью которых является направленность на изменения, привносимые в цели, содержание и организацию учебного процесса. Экспериментальные программы способствуют проверке научных гипотез, выбору наиболее продуктивных инновационных идей, внедрению новых форм и методов обучения.

Ещё один вид образовательных программ – программы дистанционного образования, отражающие специфику этого способа организации учебного процесса.

Некоторые образовательные программы носят междисциплинарный характер. По структурным особенностям среди них можно выделить следующие виды:

- комплексные – объединяющие отдельные области, направления, виды деятельности;

- интегрированные – рассчитанные на изучение нескольких отраслей, объединённых общей идеей, общим свойством (например, программы полихудожественной направленности);

- модульные - состоящие из нескольких самостоятельных блоков; каждый блок обладает целостностью, устойчивостью, состав и последовательность блоков в программе может варьироваться.

Образовательные программы могут различаться по структурному способу изложения учебного материла. Существует три основных структурных способа: линейный, концентрический и спиральный

При линейном способе материал изучается последовательно: от раздела к разделу, от темы к теме. Обращение к предыдущему материалу осуществляется эпизодически, как повторение изученного для обеспечения прочности обучения или для подготовки к усвоению нового материала.

 

5. Учебный план средней общеобразовательной школы, его структура. Учебный предмет, образовательная область.

Содержание образования - это содержание деятельности преподавания и обучения; это предметное содержание, представленный в учебных планах и учебных программах

 

Основным документом является Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений, на основе которого создаются типовые учебные планы для общеобразовательных учебных заведений всех типов

 

Учебные планы - нормативные документы, которые направляют деятельность школы Учебный план общеобразовательной школы - это документ, содержащий перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет

 

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и на отдельных этапах, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно Средне ориентируется школа, а с другой - сами являются предпосылкой для его реализации Разработка учебных планов - одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики. Решается она у двух направлениях:

1 Вводятся новые учебные предметы, отражающие процесс науки, техники, изменения в общественной жизни

2 Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин Осуществляется поиск баланса между различными компонентами образования - обязательными и факультативными, между циклами учебных предметов

 

Базовый учебный план состоит из трех частей: общая часть, образовательные области, количество часов в неделю по предметам и курсам

 

И Общая часть, в котором отмечается, что Базовый учебный план является основным документом государственного стандарта общего среднего образования В целях общеобразовательной школы Базовый учебный план дает целостное е представление о структуре общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, определяет образовательные области и распределение часов между ними по годам обучения, определяет недельная нагрузка учащихся для каждого класса и т.д.

 

Изъятие из состава инвариантной составляющей любой из образовательных областей делает невозможным реализацию государственных требований к общеобразовательной подготовки учащихся Поэтому Базовый учебный план определяет обязательное количество часов по каждой образовательной области, которая необходима для овладения их содержания на уровне требований, определенных государственным стандартом Невыполнение этой нагрузки лишает общеобразовательное учебное заведение права выдавать соответствующий документ об образовании установленного государственного образца.

 

Образовательные области, которые дают ориентировочные учебные предметы и курсы

Базовый учебный план составлен с учетом того, что полное среднее образование является обязательным, а школа общеобразовательная, т.е. усвоение содержания общего среднего образования как завершенной целостности расчет на весь период школьного обучения Каждый степень школы выполняет в этом процессе свою специфическую функцию: начальная школа закладывает почву общеобразовательной подготовки учащихся основная школа (5-9 классы) обеспечивает базовое общее среднее образование старшая школа (10-11 классы) способствует самоопределению молодого человека в дальнейшем его жизненном пути Только при условии полной реализации задач каждого из звеньев в совокупности, то есть на всех ступенях обучения, обеспечивается я получения полного общего среднего образований.

 

Полноценность общего среднего образования обеспечивается реализацией как инвариантной, так и вариативной части базового учебного плана с учетом возможно допустимого недельной нагрузки учащихся в зависимости от режима работы (5-ти или 6-дневная рабочая неделя.

 

Максимально допустимая недельная нагрузка определена на основе санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса для 5-ти и 6-дневного режима работы школы Продолжительность учебного года в в начальной школе составляет не менее 175 рабочих дней, а в основной и старшей - не менее 190 рабочих дней.

 

При составлении типовых учебных планов специализированных учебных заведений (в том числе гимназий, лицеев и т.п.) разрешается перераспределять между образовательными областями до 10 процентов учебного времени, в определенного инвариантной частью базисного учебного плана.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)