Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним



2015-12-13 667 Обсуждений (0)
Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним 0.00 из 5.00 0 оценок




Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

В последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе школы сохраняются противоречия между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Одна из целей современного учебно-воспитательного процесса – создание ситуаций и условий, способствующих осознанию каждым школьником своей индивидуальности. Всем известно, что число школьников, имеющих психические и соматические заболевания, в последнее время увеличивается. Среди факторов, которые отрицательно влияют на здоровье детей, не последнее место занимают и некоторые традиционные формы организации образовательного процесса: недифференцированный подход к обучению, завышенные требования учебной программы, опережающие развитие головного мозга ребенка и т.д. Методы и формы обучения, одинаковые для всех, не учитывающие индивидуально-психологические особенности детей, провоцируют не только ухудшение здоровья, но и снижение успеваемости и мотивации к учению.

 

Под внешней дифференциацией следует понимать:

1. Создание в школе разноуровневых классов (общеобразовательных, классов КО, СКК VII и СКК VIII видов), профильных классов.

2. Разработку на основе базисного и регионального учебных планов учебного плана школы, который бы позволил максимально индивидуализировать обучение различных групп учащихся.

3. Организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий, элективных курсов, кружков, секций и т.д. по выбору самих учащихся.

4. Использование вариативных программ и учебников.

Однако необходимо помнить, что дифференциация по уровню умственного развития имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки, поэтому решение о формировании таких классов должно быть тщательно продуманным, обоснованным и строиться на диагностической основе.

Положительный потенциал уровневой дифференциации:

 

1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

2. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

4. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень мотивации ученья.

5. Научно-обоснованные показания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные и психофизические особенности учащихся.

6. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

7. В классе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь.

2. Понижается уровень мотивации ученья в слабых классах.

3. Понижается уровень Я-концепции: возникает эгоистический комплекс у сильных учеников и снижается уровень самооценки у слабых.

4. При переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.

Для достижения цели были определены следующие учебные и воспитательные задачи:

индивидуализация обучения: изучение интересов, склонностей и способностей каждого ученика и помощь в их развитии в учебной и внеучебной деятельности;

установление взаимодействия методической, социально-психологической и валеологической служб для оказания помощи педагогам в познании индивидуальных особенностей учащихся, формировании их готовности работать с детьми разного уровня развития;

выявление, подбор и адаптация диагностического инструментария для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса;

помощь учащимся в реализации права выбора образовательного маршрута на основе результатов диагностики, рекомендаций психолога, пожеланий родителей, состояния здоровья;

повышение социальной значимости каждого ученика в классном коллективе через познание учителем ученика как личности;

достижение каждым выпускником функциональной грамотности.

При решении поставленных задач большую роль мы отводим мониторингу, учитывая что:

1) никогда не исключена возможность ошибки, ведь даже тщательная диагностика не гарантирует стопроцентной надежности;

2) сложные процессы развития личности ребенка могут иметь как положительную, так и отрицательную динамику;

3) успешная коррекционно-развивающая работа может (и должна) сделать нецелесообразным пребывание ребенка в коррекционном классе, разделение учащихся не закреплено раз и навсегда.

В силу перечисленных выше причин возникает необходимость перевода учащихся из класса в класс, поэтому в школе ведется мониторинг и совершенствуется работа по скользящей дифференциации, отработаны алгоритмы перевода учащихся из одного потока обучения в другой в соответствии с результатами обучения и темпами развития обучающихся.

Анализ перечисленных выше направлений работы показывает, что они являются актуальными и востребованными всеми участниками образовательного процесса школы (учителями, обучающимися, их родителями), которые видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с созданными условиями для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

 



2015-12-13 667 Обсуждений (0)
Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)