Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы



2015-12-13 395 Обсуждений (0)
Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы 0.00 из 5.00 0 оценок




Диалектика

1. Основные понятия:

Понятие диалектики. Определения диалектики на разных этапах существования термина. Диалектика во времена античности, Сократ. Диалектика Гегеля. Три отношения мысли к объективности. Основные категории диалектики. Качество, количество, мера. Диалектика К. Маркса. Развитие диалектического материализма после К. Маркса. Развитие в диалектике. Определение развития. Отличия развития от других видов движения. Движение в диалектике. Три закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимоперехода качества и количества. Закон отрицания отрицания. Принципы диалектики. Всеобщая взаимосвязь всех явлений. Становление и снятие противоречий как источник развития. Развитие через отрицание. Единство и противоречие категорий общего – единичного, формы – содержания, сущности – явления и так далее. Критика со стороны К. Поппера. Критика со стороны А. Шопенгауэра. Доклады на произвольную историко-философскую тему с позиции критики диалектического учения.

 

Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы.

Диалектическое учение по сей день признается многими исследователями как основополагающее во всей мировой философии, и без его глубокого освоения и понимания студент не будет иметь возможности освоить многие глобальные философские системы. Диалектика – обширный онтологический, гносеологический и даже методологический комплекс, включающий в себя множество сложных структур, связанных внутри себя и между собой законами диалектики.

Становление системы принципов и категории диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. Иными словами, диалектические свойства (всеобщие изменчивость, противоречивость, отрицательность и пр.) приписывается самой объективной, т.е. материальной реальности. И только потому, что эти свойства присущи материи, они могут быть извлечены из нее, обобщены и представлены в виде идеальной системы принципов и категорий нашего мышления. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.
Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять прежде всего методологическую функцию. То есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — та же логика. Только в отличие от формальной (аристотелевой) логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.
Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме. Другими словами, если мы взялись за исследование какого-либо явления, то должны соблюдать следующие требования:
• подходить к предмету исследования исторически, т.е. брать его обязательно в развитии — с момента возникновения до сегодняшнего состояния;
• искать в эволюции нашего предмета способ его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие, двойственность, борьбу противоположностей;
• уметь определять меру предмета, т.е. единство его количественных и качественных характеристик, а также их взаимодействие;
• в соотношении последовательных стадий развития объекта видеть не только отрицательность, негативность, но и единство, преемственность;
• пытаться квалифицировать различные характеристики объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения, т.е. относительность, релятивность и т.п.

 

3.

Основные способности и умения:

В результате освоения темы студент должен:

1.Знать:

Определение диалектики. Исторические формы диалектики, этапы ее развития.

Формулировку трех законов диалектики.

Содержание основных категорий диалектики.

Формулировку и содержание основных принципов диалектики

2.Уметь:

Проанализировать с точки зрения законов диалектики явления окружающей действительности.

Пользоваться диалектическим категориально-понятийным аппаратом.

Применять диалектическое мышление для освоения отдельных философских систем.

3. Владеть

Понятийным аппаратом диалектики для успешного освоения различных философских систем.

 

 

ЛЕКЦИЯ

Проблема развития диалектики и возможности ее окончательной, совершенной формы.
Что же такое диалектика, как мы ее понимаем, и что мы можем сказать о развитии представлений о ней, и о развитии ее же внутри нее самой. С одной стороны, диалектика все более усложнялась, становилась многоуровневой и сложной системой на протяжении своего исторического развития. Но с другой стороны согласно диалектике же, развитие непрерывно, и тогда встает вопрос о возможности раскрытой, завершенной формы диалектического учения. Если мы скажем, что диалектика как наука развита окончательно, мы тем самым будем противоречить ее главному принципу, но если мы станем утверждать обратное, то придется признать, что совершенство ещё не достигнуто.
Итак, рассмотрим развитие диалектики, ее законы и основные принципы.

Развитие диалектики.

Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики:

· Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других.

· Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем.

· Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов.

«Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии человека, его бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления» - определение из толкового словаря В.Зорина, «Евразийская мудрость от а до Я». Вот ещё одно определение диалектики, Которое подтверждает ее статус науки о развитии: «ДИАЛЕКТИКА - научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания». - В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Такие, и схожие определения встречаются также в таких материалах как Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН. ; Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»); Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
Из этих определений отчетливо видно, что представление о диалектике как о науке, занимающейся развитием вполне обоснованы. Однако, есть и другие представления, которые существовали в истории раньше. Это характеризует диалектику как не только науку о развитии, но и науку развивающуюся.

 

Рассмотрим теперь подробнее, что такое развитие, и в чем специфика развития с точки зрения диалектики. Источником развития, согласно диалектическому взгляду на мир, является становление и разрешение противоречий, которые затрагивают сущность объектов. Развитие это происходит согласно определенным принципам, и подчиняется законам диалектики. Мир упорядочен и все в нем имеет связь со всем. Это, кстати отсылает нас к одному из основных принципов диалектики, который утверждает всеобщую взаимосвязь всех явлений. Но мы вернемся к этому позже. А пока рассмотрим три закона диалектики.
Первый закон диалектики - это закон единства и борьбы противоположностей. Это основа диалектики вообще, и в раннем и в более позднем понимании слова. Ещё Сократ, ранний диалектик, считал что только через противоречие можно добиться понимания, на этом и строится его знаменитая майевтика. Во времена же Маркса, принцип развития через противоречие обрел статус закона единства и борьбы противоположностей и по сей день формулируется сходным образом. Формулировка его такова: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Необходимо теперь чутко прояснить, что такое диалектическое противоречие. Противоречие это неразрывная взаимосвязь противоположностей, имеющая следующий характер:

1. Противоположности друг друга исключают, (бытие - небытие. если бытие есть, небытия нет, ещё Парменид это сказал)

2. Противоположности друг друга предполагают, (как мы можем говрить о свете, если не знаем что такое тьма)

3. Противоположности друг в друга переходят. (хаос переходит в порядок в развитии).

К парам таких противоположностей можно отнести очень многие вещи. Свет - тьма, доборо-зло, наследственность - изменчивость, ассоциация - диссоциация, и так далее. Эти пары не существуют одна без другой. Когда эти противоположности принуждены "встречаться" они входят в борьбу, что дает толчок развитию, согласно законам диалектики.

Интересный момент, на который необходимо указать. В диалектическом развитии есть определенные этапы, можно сказать, что оно (развитие) происходит скачкообразно и не постепенно. Это связано с разрешением, снятием противоречия. Либо предмет продолжает существовать на более высоком уровне, и тогда происходит скачок, либо предмет погибает, исчезает.

Следующий, второй закон диалектики - закон взаимоперехода качества и количества. Его формулировка такова:количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.
Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Чтобы меру опознать нужно выйти за ее пределлы. Только тогда, когда предмет лишается его основного свойства из-за количественного изменения, становится ясно, где была его мера.
Нарушение границы меры означает смену качества. Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Безусловно, перемена совершается во временных масштабах вещи. То есть скачок может происходить и не мгновенно по человеческим меркам, но по меркам вещи, с которой он происходит, временной промежуток будет являться незначительным.
Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики.

 

Закон отрицания отрицания.

Когда качество или свойство вещи перестает существовать или приадлежать ей, это можно представить как отрицание этого свойства или качества. Однако в диалектике, как мы уже знаем, отрицание, противоположение, есть источник развития. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.
В пример можно привести реальные исторические случаи. Теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.
Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. В цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта (а), то первое отрицание превратит его в свою противоположность (-а),а второе (-а) — вернет на исходную позицию (а). В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.
Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя — растение — семя, детство — зрелость — старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем. Это характеризует процесс развития как не линейный, а скорее спиралевидный.
Например, состояние социального мира — это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье — это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.
Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе.
Все упомянутые выше принципы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным принципом является единство и борьба противоположностей. Его содержание «просвечивает» в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях «сходятся», т.е. переходят, «переливаются» друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта «сливаются» в синтезе на следующей ступени и т.д.

Принципы диалектики
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.
Содержание этих принципов оказалось достаточно эвристично и по сути предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».
Не менее значим оказался для науки и практики и принцип всеобщности развития. В нынешнем естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили диалектическую аксиому о всеобщем характере процессов развития.

Категории диалектики

Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.
Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.
Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.
В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот.
Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса.
Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.

Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.

Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.

Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;

в) взаимопроникают – и при определённых условиях – переходят друг в друга .

К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как:

· положительное и отрицательное

· интегрирование и дифференцирование (в математике)

· ассимиляция и диссимиляция (в биологии)

· ассоциация и диссоциация (в химии и психологии)

· прогресс и регресс

· материальное и идеальное и т. п.

Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение».

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития:

· «ячменное зерно»: растение – зёрна – новые зёрна

· тезис – антитезис – синтез

· теория – практика – новая теория

Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.

 



2015-12-13 395 Обсуждений (0)
Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)