Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы
Диалектика 1. Основные понятия: Понятие диалектики. Определения диалектики на разных этапах существования термина. Диалектика во времена античности, Сократ. Диалектика Гегеля. Три отношения мысли к объективности. Основные категории диалектики. Качество, количество, мера. Диалектика К. Маркса. Развитие диалектического материализма после К. Маркса. Развитие в диалектике. Определение развития. Отличия развития от других видов движения. Движение в диалектике. Три закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимоперехода качества и количества. Закон отрицания отрицания. Принципы диалектики. Всеобщая взаимосвязь всех явлений. Становление и снятие противоречий как источник развития. Развитие через отрицание. Единство и противоречие категорий общего – единичного, формы – содержания, сущности – явления и так далее. Критика со стороны К. Поппера. Критика со стороны А. Шопенгауэра. Доклады на произвольную историко-философскую тему с позиции критики диалектического учения.
Мировоззренческие идеи, ценности, смыслы. Диалектическое учение по сей день признается многими исследователями как основополагающее во всей мировой философии, и без его глубокого освоения и понимания студент не будет иметь возможности освоить многие глобальные философские системы. Диалектика – обширный онтологический, гносеологический и даже методологический комплекс, включающий в себя множество сложных структур, связанных внутри себя и между собой законами диалектики. Становление системы принципов и категории диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. Иными словами, диалектические свойства (всеобщие изменчивость, противоречивость, отрицательность и пр.) приписывается самой объективной, т.е. материальной реальности. И только потому, что эти свойства присущи материи, они могут быть извлечены из нее, обобщены и представлены в виде идеальной системы принципов и категорий нашего мышления. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.
3. Основные способности и умения: В результате освоения темы студент должен: 1.Знать: Определение диалектики. Исторические формы диалектики, этапы ее развития. Формулировку трех законов диалектики. Содержание основных категорий диалектики. Формулировку и содержание основных принципов диалектики 2.Уметь: Проанализировать с точки зрения законов диалектики явления окружающей действительности. Пользоваться диалектическим категориально-понятийным аппаратом. Применять диалектическое мышление для освоения отдельных философских систем. 3. Владеть Понятийным аппаратом диалектики для успешного освоения различных философских систем.
ЛЕКЦИЯ Проблема развития диалектики и возможности ее окончательной, совершенной формы. Развитие диалектики. Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: · Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона (который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (который пытался выразить реальные противоречия в логике понятий) и в некоторых других. · Немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем. · Материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов. «Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии человека, его бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления» - определение из толкового словаря В.Зорина, «Евразийская мудрость от а до Я». Вот ещё одно определение диалектики, Которое подтверждает ее статус науки о развитии: «ДИАЛЕКТИКА - научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания». - В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Такие, и схожие определения встречаются также в таких материалах как Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН. ; Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»); Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
Рассмотрим теперь подробнее, что такое развитие, и в чем специфика развития с точки зрения диалектики. Источником развития, согласно диалектическому взгляду на мир, является становление и разрешение противоречий, которые затрагивают сущность объектов. Развитие это происходит согласно определенным принципам, и подчиняется законам диалектики. Мир упорядочен и все в нем имеет связь со всем. Это, кстати отсылает нас к одному из основных принципов диалектики, который утверждает всеобщую взаимосвязь всех явлений. Но мы вернемся к этому позже. А пока рассмотрим три закона диалектики. Необходимо теперь чутко прояснить, что такое диалектическое противоречие. Противоречие это неразрывная взаимосвязь противоположностей, имеющая следующий характер: 1. Противоположности друг друга исключают, (бытие - небытие. если бытие есть, небытия нет, ещё Парменид это сказал) 2. Противоположности друг друга предполагают, (как мы можем говрить о свете, если не знаем что такое тьма) 3. Противоположности друг в друга переходят. (хаос переходит в порядок в развитии). К парам таких противоположностей можно отнести очень многие вещи. Свет - тьма, доборо-зло, наследственность - изменчивость, ассоциация - диссоциация, и так далее. Эти пары не существуют одна без другой. Когда эти противоположности принуждены "встречаться" они входят в борьбу, что дает толчок развитию, согласно законам диалектики. Интересный момент, на который необходимо указать. В диалектическом развитии есть определенные этапы, можно сказать, что оно (развитие) происходит скачкообразно и не постепенно. Это связано с разрешением, снятием противоречия. Либо предмет продолжает существовать на более высоком уровне, и тогда происходит скачок, либо предмет погибает, исчезает. Следующий, второй закон диалектики - закон взаимоперехода качества и количества. Его формулировка такова:количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.
Закон отрицания отрицания. Когда качество или свойство вещи перестает существовать или приадлежать ей, это можно представить как отрицание этого свойства или качества. Однако в диалектике, как мы уже знаем, отрицание, противоположение, есть источник развития. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты. Принципы диалектики Категории диалектики Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления. Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения. Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии. Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей). Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают – и при определённых условиях – переходят друг в друга . К числу противоположных можно отнести, например, такие явления и процессы, как: · положительное и отрицательное · интегрирование и дифференцирование (в математике) · ассимиляция и диссимиляция (в биологии) · ассоциация и диссоциация (в химии и психологии) · прогресс и регресс · материальное и идеальное и т. п. Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия». При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития: · «ячменное зерно»: растение – зёрна – новые зёрна · тезис – антитезис – синтез · теория – практика – новая теория Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль – как цепь циклов. Действие данного закона обнаруживается не в каждый момент, а в целостном, относительно завершённом процессе развития.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |