Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Куликовская битва 1380 г. Русь начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более слабела




 

Русь начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более слабела. Окончательное же освобождение произошло в 1480 г. при государе Иване III. К этому времени период феодальной раздробленности закончился, заканчивалось собирание русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства.

5. Родоначальником московской княжеской династии и первым самостоятельным удельным князем стал младший сын Александра Невского Даниил (1276-1303гг).

В то время Москва являлась небольшим и небогатым уделом. Однако Даниил Александрович сумел значительно расширить его границы. Для того чтобы получить контроль над всей рекой Москвой в 1301г. он отнял у рязанского князя Коломну расположенную у впадения Москвы-реки в Оку. В 1302г. Даниилу Московскому был завещан Переяславский удел который был окончательно присоединен к Москве во время княжения его сына Юрия Даниловича (1303-1325гг.). Постепенно границы княжества расширялись. В 1303г. к Москве был присоединен Можайск, входивший в состав Смоленского княжества.

Рост и возвышение Москвы были связаны прежде всего с ее расположением в центре той части славянских земель где складывалась русская народность.

Москва находилась на перекрестке как водных так и сухопутных торговых путей. Это обстоятельство способствовало экономическому развитию Москвы и Московского княжества. Торговые пошлины которые платили московским князьям проезжавшие купцы являлись важным источником роста княжеской казны. Не менее важно было то что город находился в центре русских княжеств которые прикрывали его от набегов захватчиков. Московское княжество стало своего рода убежищем для многих русских людей что также способствовало развитию хозяйства и быстрому росту населения.

Следует помнить что политическое главенство над всей Русью в период ордынского ига принадлежало тому князю который получал от золотоордынского хана ярлык на великое княжение Владимирское. В 1304г. великим князем владимирским становится тверской князь Михаил Ярославич. Он первый из русских князей принимает титул великого князя " всея Руси " и пытается подчинить себе важнейшие политические центры северо-восточной Руси .Однако стремление тверских князей объединить Русь под своей властью натолкнулось на сильное сопротивление Москвы.

Соперничество между Москвой и Тверью завершилось переходом ярлыка на великое княжение в руки московского князя Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325-1340гг.). Это был жесткий и хитрый умный и упорный в достижении своих целей правитель. Он сыграл большую роль в усилении Московского княжества собирании русских земель вокруг Москвы используя в этих целях помощь Золотой Орды для которой он собирал с населения огромную дань.

Отдавая должное политическим результатам правления Ивана Калиты не следует забывать о том что его успехи были достигнуты ценой покорности татарам и политики выколачивания любой ценой средств из населения.

Политику объединения русских земель продолжали сыновья Ивана Калиты (Семен Гордый и Иван Красный).

Однако наибольшие успехи в объединительной политике московских князей пришлись на княжение внука Калиты - Дмитрия Ивановича (Донского).

Великое княжество Литовское- государство, существовавшее в северной части Восточной Европы в 1230-1569 гг.
Основу Великого княжества составили литовские племена: жемайты и литва, жившие по реке Неман и его притокам. Создать государство литовские племена вынудила необходимость борьбы с наступлением немецких крестоносцев в Прибалтике. Основателем Литовского княжества стал в 1230 г. князь Миндовг. Используя тяжелую обстановку, сложившуюся на Руси из-за нашествия Батыя, он начал захватывать западнорусские земли (Гродно, Берестье, Пинск и др.) Политику Миндовга продолжили князья Витень (1293-1315 гг.) и Гедимин (1316-1341 гг.). К середине XIV в. власть литовских князей распространилась на земли находящиеся между реками Западная Двина, Днепр и Припять, т.е. практически на всю территорию нынешней Белоруссии. При Гедимине был построен город Вильно, ставший столицей Великого княжества Литовского.
Между Литовским и русскими княжествами существовали древние и тесные связи. Со времен Гедимина большая часть населения Великого княжества Литовского состояла из русских. Русские князья играли большую роль в управлении Литовским государством. Литовцев не считали на Руси чужестранцами. Русские спокойно уезжали в Литву, литовцы - в русские княжества. В XIII-XV вв. земли Литовского княжества входили в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата и подчинялись митрополиту Киевскому, резиденция которого с 1326 г. находилась в Москве. На территории Великого княжества Литовского существовали и католические монастыри.
Наивысшей силы и могущества Великое княжество Литовское достигло во второй половине XIV - начале XV вв. при князьях Ольгерде (1345-1377 гг.), Ягайло (1377-1392 гг.) и Витовте (1392-1430 гг.). Территория княжества к началу XV в. достигла 900 тыс кв. км. и простиралась от Черного до Балтийского морей. Помимо столицы Вильно важными политическими и торговыми центрами были города Гродно, Киев, Полоцк, Пинск, Брянск, Берестье и др. Большинство из них ранее были столицами русских княжеств, были завоеваны или добровольно присоединились к Великому княжеству Литовскому. В XIV - начале XV вв., наряду с Москвой и Тверью, Великое княжество Литовское выступало одним из центров возможного объединения русских земель в годы монголо-татарского ига.
В 1385 г. в замке Крево недалеко от Вильно на съезде польских и литовских представителей было принято решение о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским (так называемая "Кревская уния") для борьбы с Тевтонским орденом. Польско-литовская уния предусматривала брак великого князя литовского Ягайло с польской королевой Ядвигой и провозглашение Ягайло королем обоих государств под именем Владиславом II Ягелло. Согласно договору король должен был заниматься вопросами внешней политики и борьбой с внешними врагами. Внутреннее управление обоих государств оставалось раздельным: каждое из государств было правомочно иметь своих должностных лиц, собственное войско и казну. Государственной религией Великого княжества Литовского объявлялось католичество.
Ягайло принял католичество с именем Владислава. Предпринятая Ягайло попытка обратить Литву в католичество вызвало недовольство русского и литовского населения. Во главе недовольных встал князь Витовт, двоюродный брат Ягайло. В 1392 г. польский король был вынужден передать власть в Великом княжестве Литовском в его руки. До смерти Витовта в 1430 г. Польша и Великое княжество Литовское существовали, как независимые друг от друга государства. Это не мешало им время от времени совместно выступать против общего врага. Так произошло во время Грюнвальдской битвы 15 июля 1410 г., когда объединенное войско Польши и Великого княжества Литовского наголову разбило армию Тевтонского ордена.
Грюнвальдская битва, состоявшаяся близ селений Грюнвальд и Танненберг, стала решающим сражением в многовековой борьбе польского, литовского и русского народов против захватинической политики Тевтонского ордена.
Магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген заключил соглашение с венгерским королем Зигмундом и чешским королем Вацлавом. Их объединенное войско, насчитывало 85 тыс. человек. Общая численность объединенных польско-русско-литовских сил достигала 100 тыс. человек. Значительная часть войска литовского великого князя Витовта состояла из русских воинов. Польскому королю Ягайло и Витовту удалось привлечь на свою сторону 30 тыс. татар и 4-х тысячный чешский отряд. Противники расположились у польского селения Грюнвальд.
Польские войска короля Ягайло стояли на левом фланге. Командовал ими краковский мечник Зындрам из Мышковец. Русско-литовское войско князя Витовта защищало центр позиции и правый фланг.
Сражение началось с атаки легкой конницы Витовта против левого крыла войск Ордена. Однако немцы встретили атакующих залпами пушек, рассеяли их, а затем сами перешли в контратаку. Конники Витовта начали отступать. Рыцари запели победный гимн и стали их преследовать. Одновременно немцы потеснили и польское войско, стоявшее на правом фланге. Возникла угроза полного разгрома армии союзников. Спасли положение Смоленские полки, стоявшие в центре. Они выдержали яростный натиск немцев. Один из Смоленских полков был почти полностью уничтожен в жестокой сече, но не отступил ни на шаг. Два других, понеся большие потери, сдержали натиск рыцарей и дали возможность перестроиться польскому войску и литовской коннице. "В этом сражении, - писал польский хронист Длугош, - лишь одни русские витязи Смоленской Земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагом и не приняли участия в бегстве. Тем заслужили они бессмертную славу".
Поляки перешли в контрнаступление против правого фланга армии Ордена. Витовту удалось нанести удар по отрядам рыцарей, возвращавшихся после успешной атаки на его позиции. Положение резко изменилось. Под натиском противника орденское войско отступило к Грюнвальду. Через некоторое время отступление превратилось в паническое бегство. Многие рыцари были убиты или утонули в болотах.
Победа была полной. Победителям достались большие трофеи. Тевтонский орден, потерявший в Грюнвальдском сражении почти все свое войско, был вынужден в 1411 г. заключить мир с Польшей и Литвой. Польше возвращалась недавно отторгнутая от нее Добжинская земля. Литва получила Жемайте. Орден был вынужден выплатить победителям большую контрибуцию.
Витовт оказывал большое влияние на политику великого князя московского Василия I, который был женат на его дочери Софье. С помощью дочери Витовт фактически управлял своим слабовольным зятем, с трепетом относившимся к могущественному тестю. Стремясь укрепить свою власть, литовский князь вмешивался и в дела православной церкви. Пытаясь освободить русские области, входившие в состав Литвы, от церковной зависимости от московского митрополита, Витовт добился учреждения киевской митрополии. Однако в Константинополе не стали назначать особого самостоятельного митрополита Западной Руси.
В первой пол. XV в. резко возрастает политическое влияние поляков и католического духовенства на литовские дела. В 1422 г. в Городке было подтверждена уния Литвы и Польши. В литовских землях вводятся польские должности, учреждаются сеймы, литовское дворянство, принявшее католичество, уравнивается в правах с польским.
После смерти Витовта в 1430 г. в Литве начинается междоусобная борьба за великокняжеский престол. В 1440 г. его занял Казимир, сын Ягайло, являвшийся одновременно польским королем. Казимир хотел объединить Литву и Польшу, но этому всячески противились литовцы и русские. На целом ряде сеймов (люблинский 1447 г., парчевский 1451 г., серадский 1452 г., парчевский и петраковский 1453 г.) соглашение так и не было достигнуто. При наследнике Казимира Сигизмунде Казимировиче (1506-1548 гг.) сближение двух государств продолжилось. В 1569 г. была заключена Люблинская уния окончательно оформившая слияние Польши и Великого княжества Литовского. Главой нового государства стал польский король Сигизмунд Август (1548-1572 гг.). С этого момента самостоятельную историю Великого княжества Литовского можно считать оконченной.

6.

В правление Ивана III Васильевича (1462-1505) и его сына Василия III Ивановича (1505-1533) происходит то, что в исторической литературе традиционно и обоснованно именуют "образованием единого государства". Действительно, можно сказать, что именно в это время произошел тот скачок, который суммировал накопление новых качеств, - на смену объединения земель вокруг Москвы пришло единое государство. Этот тезис можно подтвердить целым рядом фактов. Завершается территориальное оформление российской государственности. В 1460-х гг. утратили самостоятельность Ярославское княжество, в 1474 г. был присоединен Ростов. Сложной задачей для Москвы было присоединение Великого Новгорода. Уже по Яжелбицкому договору 1456 г. в Новгороде усиливалась судебная власть великого князя, а новгородцы лишались права самостоятельности в международной политике. Ситуация осложнялась тем, что в городе сформировалась "партия" Марфы Борецкой, заключившая договор с Казимиром IV. По условиям договора, тот должен был прислать своих наместников и обещал охранять Новгород от Москвы, Иван III двинул войска, и в битве на р. Шелони в июле 1471 г. новгородцы потерпели поражение. А уже в конце 1477 г. был совершен еще один поход, Новгород капитулировал, вечевой колокол - символ древнего славянского народовластия был снят и увезен в Москву. Вместе с Новгородом к Москве отошли огромные территории, простиравшиеся до Студеного (Белого) моря и до Камня (Урала), т.е. богатый русский Север. После присоединения Новгорода дни Твери, со всех сторон окруженной московскими владениями, были сочтены. В сентябре 1485 г., когда московские войска подошли к Твери, тверской князь Михаил бежал в Литву. На тверской стол московский князь посадил своего сына Ивана Ивановича. При Василии к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). В результате двух русско-литовских войн к Московской земле отошли Чернигово-Северские земли и восточная часть Смоленской земли, а в 1514 г. и сам Смоленск. Одним из важнейших событий того времени была ликвидация монгольского ига. Орда к тому времени значительно ослабла. Из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства. Но осталась Большая Орда, которой Русь по-прежнему платила дань. Эту традицию первым нарушил Иван III, который в 1476 г. отказался ехать на поклон в Орду. В июне 1480 г. хан Большой Орды Ахмат выступил в поход против России. Обстановка для Ивана III была неблагоприятной. Вспыхнул мятеж братьев великого князя - удельных князей Андрея Углицкого и Бориса Волоцкого. Они были недовольны тем, что Иван не поделился с ними выморочным уделом умершего Дмитровского князя Юрия и арестовал бояр, которые хотели бы к ним от него отъехать. Неспокойно было в недавно присоединенном Новгороде, угроза таилась и на границах с Литовско-Русским государством. Ахмат же собрал огромное, почти 100-тысячное войско и, обойдя печально памятное монголам Куликовское поле, пошел к пограничной реке Угре. Стояние на реке Угре, куда после определенного колебания Иван III перевел свои войска с Оки, закончилось фактически поражением монголов. После нескольких стычек, когда выпал снег и река покрылась льдом, Ахмат увел свое войско. Так пало долгое и тяжелейшее для России монгольское иго. Впрочем, через некоторое время иго попытались восстановить наследники Золотой Орды. Усилиями Крымской Орды Большая Орда была окончательно уничтожена. После смерти Менгли-Гирея, давнего союзника Ивана III, на престоле в Крыму утвердился Мухаммед-Гирей, который стал проводить враждебную политику по отношению к России. В начале 1520-х гг. династия Гиреев утвердилась и в Казанском ханстве. В результате нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 г. Василий III вынужден был признать себя данником Крыма. Это новое иго продержалось всего несколько недель. Мухаммед-Гирей был убит ногайцами, а требования его преемника были русским правительством отклонены. Однако внешняя опасность с Востока, имевшая вполне четкую татарско-турецкую окраску, надолго нависла над молодым Российским государством. Итак, время конца XV - начала XVI в. ознаменовалось территориальным оформлением Российского государства и решительными изменениями в его отношениях с Востоком - падением монгольского ига. В это время получает хождение термин "Россия", который постепенно закрепляется в качестве названия Великого княжества, а затем Московского царства. В это время происходят серьезные сдвиги и в законодательной сфере. В 1497 г. был составлен единый общерусский Судебник. Источниками Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте и т.д. Основной проблемой, которой посвящен Судебник, была организация судопроизводства на всей территории государства (исключая уделы) и регламентация судебных пошлин представителем, осуществлявшим суд в центре и на местах. Свидетельством возникновения нового государственного порядка были и семейные дела российских великих князей. Иван III был женат первым браком на дочери великого князя Тверского. Второй его брак был с Софьей (Зоей) Палеолог - племянницей последнего византийского императора, убитого турками на стенах Константинополя. Ее отец, правитель одной из областей Империи, умер в Италии. Покровителем детей его стал сам Папа Римский. Выдать замуж Софью было очень трудно: она была бесприданница. Сватовство московского князя длилось три года. Осенью 1471 г. Софья прибыла в Москву. Этот брак позволил Ивану III подавать себя как преемника могущественной когда-то власти византийских императоров. Он женил своего первенца Ивана Молодого Тверского на дочери молдавского господаря Стефана Великого, которая подарила Молодому сына, а Ивану III внука - Дмитрия. В семь лет он остался без отца. Но у Ивана III был еще один сын от Софьи - Василий. По московским представлениям того времени, права на престол имел Дмитрий, который пользовался и поддержкой Боярской думы, одного из главных правительственных институтов. В 1498 г., когда Дмитрию не исполнилось еще и 15 лет, он был увенчан великокняжеской шапкой Мономаха в Успенском соборе. Однако уже в следующем году княжич Василий был провозглашен великим князем новгородским и псковским. Исследователи едины в трактовке этих событий, видя в них результат ожесточенной борьбы группировок при дворе. Судьба Дмитрия после этого была уже фактически предрешена. В 1502 г. Иван III взял внука и его мать под стражу, а через три дня Василия "посадил на великое княжество Владимирское и Московское и учинил его всеа Руссии самодержцем". Новому наследнику престола Иван хотел составить какую-нибудь серьезную династическую партию, но после нескольких неудач, по совету греков из окружения Софьи, было решено провести смотрины невест. Василий остановил свой выбор на Соломонии Сабуровой. Однако брак оказался неудачным: не было детей. Осуществив с большим трудом развод (причем Соломонию, обвинив в колдовстве, постригли в монастырь), Василий женился на Елене Глинской. По мысли А.А. Зимина, брак с племянницей известного литовского аристократа изменил политическую программу Ивана. С таким утверждением в корне не согласен Р.Г. Скрынников, считающий, что к возвышению княжеской аристократии этот брак не привел. Уже при Иване III под набиравшую мощь самодержавную власть стала подводиться соответствующая основа. С 1497 г. гербом российской монархии стал византийский герб - двуглавый орел. Великий князь взял себе новый титул - "самодержец", который одновременно символизировал и силу новой власти, и ее свободу от золотоордынского хана. Сам выход великого князя к подданным облекался необычной пышностью, сопровождался сложными ритуалами. То же можно сказать и об облачении великого князя. Когда-то византийцы могли отличить древнерусского князя от его подданных только по более чистой сорочке и серьге в ухе (Святослав). Теперь уж правителя Руси мог отличить любой. В богатых одеждах, украшенных драгоценными каменьями, с символами власти - державой и скипетром - являлся он своим подданным, заставляя трепетать и падать ниц. Но что еще важнее - под самодержавие подводилась более основательная идеологическая основа. Уже в связи с коронацией Дмитрия возникли литературно-публицистические сочинения, которые сыграли значительную роль в формировании идеи самодержавия ("Чин венчания Дмитрия-внука"). С событиями 1498 г. связано создание известного памятника - "Сказания о князьях владимирских", выводившего владимирских и, соответственно, московских князей от Августа-кесаря. Еще большую известность получили послания старца псковского Елизарьевского монастыря Филофея, который утверждал, что Москва является третьим Римом, первых два (второй - Царьград) пали, погрязнув в грехах, а третьему стоять вечно и четвертому не бывать. Усиление великокняжеской власти не могло не сказаться на отношениях ее с Церковью, истоки конфликта с которой мы видели уже при Дмитрии Донском. Конфликты светской и церковной власти проходили на фоне сложной ситуации в самой Церкви, да и в религиозной жизни Руси того времени. Сравнительно молодому русскому христианству, еще пронизанному мощными языческими традициями, со всех сторон угрожали опасности. В частности, возникла угроза проникновения католичества В 1439 г. была заключена так называемая Флорентийская уния между православной и католической церквами под эгидой Папы Римского. Митрополит Исидор из далекой Московии также приложил руку к созданию этого союза, за что и поплатился по возвращении в Москву. Ему пришлось бежать в Рим. Через семь лет Собор русских епископов избрал нового митрополита - рязанского епископа Иону. После того как Византия в 1453 г. пала под ударами турок-османов, началась автокефалия (самостоятельность) Русской Православной Церкви, что способствовало росту ее авторитета. Первый конфликт между великокняжеской властью и Церковью произошел в связи с освещением Успенского собора, когда Иван позволил себе резкое замечание в адрес митрополита Геронтия. Ивана поддержали ростовский архиепископ и архимандрит кремлевского Чудова монастыря Геннадий Гонзов. Геннадий сделал блестящую карьеру: его назначили архиепископом Великого Новгорода. Здесь образованный церковник повел ожесточенную борьбу с еретичеством. Это было тем более актуально, что еретичество проникло уже и в первопрестольную, - среди них самой заметной фигурой был дьяк Федор Курицын. Ему и другим еретикам покровительствовала мать наследника трона Дмитрия Елена Волошанка. Вольнолюбивый дьяк критиковал монашество и высказывал мысль о свободе воли. Но в ту пору Иван III, боясь скомпрометировать наследника престола, поддерживал еретиков. Однако победа воинствующих церковников на Соборе 1503 г. и заточение в тюрьму Дмитрия и его матери предрешили судьбу еретиков. По решению Собора 1504 г. некоторые из еретиков были сожжены на льду Москвы-реки. Но был вопрос, пожалуй, еще более болезненный для Церкви, - секуляризация церковных земель. Ученик известного старца Кирилло-Белозерского монастыря Паисия Ярославова Нил Сорский, побывав на Афоне, стал сторонником "нестяжания" Церкви. Основав скит на реке Сорке в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря, он стал развивать свое учение, одним из элементов которого была мысль о необходимости ликвидации монастырского землевладения. Другой подвижник Русской Церкви Иосиф Санин - настоятель Волоколамского монастыря, наоборот, настаивал на необходимости для Церкви иметь большие материальные средства. Между иосифлянами и нестяжателями развернулась борьба, которая продолжалась до середины XVI в. Великокняжеская власть поддерживала нестяжателей. Однако Церковный собор 1503 г. решительно отверг проекты секуляризации монастырского землевладения Впрочем, это не означало падения нестяжателей, и Василий в первый период своего правления поддержал их. В это время большую роль в нестяжательской "партии" стал играть Вассиан Патрикеев, который в отличие от своего учителя Нила был прекрасным политиком. Старцы заволжских монастырей (именно там географически сосредоточилось нестяжательство) стали пополнять "кадровые" верхи Церкви. В 1511 г. митрополитом стал близкий к нестяжателям симоновский архимандрит Варлаам, который перевел Патрикеева из Кирилло-Белозерского монастыря в свою московскую обитель. Вскоре он стал одним из самых влиятельных людей при дворе. Между ним и Иосифом Волоцким возникли жаркие споры о судьбах церковного землевладения. Особый колорит внутрицерковной борьбе придавало участие в ней греков. С Афона для помощи в переписывании церковных книг прибыл Максим Грек, который долго не вмешивался в церковные распри, но в 1522 г. он подверг критике процедуру избрания московского митрополита Даниила, что и изменило отношение к нему властей. Таким образом, внутрицерковный конфликт осложнился борьбой за автокефалию и против нее - ведь Максим Грек хотел вернуть Русскую Церковь в лоно греческой. В этой ситуации великокняжеская власть сделала свой выбор: поддержала сильную ортодоксальную Церковь. Это не замедлило сказаться: митрополит Даниил в 1531 г. добился суда над Вассианом Патрикеевым и повторного "розыска о провинностях" Максима Грека. Вассиана заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь, а Максима Грека - в тверской Отроч монастырь. Итак, сила великокняжеской власти при Иване значительно возросла. Усилению власти способствовал и субъективный фактор - личность Ивана III. "Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни - возрождении единства и независимости Русской земли. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором...", - пишет Ю.Г. Алексеев. Еще сильнее власть стала при Василии III. Последнего обвиняли в том, что он, "...запершыся, сам-третей у постели всякие дела решает". Однако, объективно говоря, московская великокняжеская власть перерастает в самодержавную только уже в следующий период. Дело в том, что, по мысли В.Б. Кобрина, "быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым, общегосударственным". Того же Василия III Иосиф Волоцкий называл "всея Русские земля государем государь". В трудах А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, М.Е. Бычковой и др. начато внимательное изучение постепенного и последовательного ограничения власти ранее независимых князей, превращения их княжеских прав в вотчинные. В конце XV - XVI вв. Российское государство представляло собой сложный конгломерат разностадиальных и разнохарактерных социальных организмов. Существенными особенностями отличались Новгородская и Псковская земли, сохранившие древние демократические традиции. Существовала также, как считает М.Е. Бычкова, "сложная система уделов и служилых княжений". Удельные княжества можно определить как военно-служилую государственность, которая постепенно превращалась в вотчинную собственность. То же можно сказать и о землях служилых князей. Постепенно пополняя старомосковскую знать при великом князе, удельные и служилые князья создали Боярскую думу - ключевой механизм государственного управления молодого государства и одновременно одно из формирующихся сословий. Даже само слово "князь", как, впрочем, и в Литовско-Русском государстве, изменило свой смысл. Если раньше оно означало только владетеля самостоятельного княжества и было одновременно и титулом, и должностью, то теперь появляется понятие боярин-князь. Сословие бояр становится высшим сословием русской знати до начала XVIII в. Они занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. Основу их земельных владений составляли вотчины - земли, переходившие по наследству. В своих вотчинах бояре обладали административной и судебной властью. Удельная психология была достаточно жизнеспособна. Она вроде бы исчезла, когда Иван III расправился со своими мятежными братьями, но сам же великий князь возродил эту систему своей духовной грамотой, которой давались уделы всем четырем братьям Василия. Уделы сохранялись и при самом Василии.

7. Акцент на разработку теории политического отчуждения позволял объяснить опричнину как естественное продолжение процессов бюрократизации государственного аппарата:

— условия монгольского контроля над Россией привели к отчуждению государственного аппарата и культивировали страх власти перед своими подданными;

— правящая элита наделяет землей государственный аппарат и преобразует его в класс властителей-собственников, получая тем самым мощную социальную базу. В результате русская власть становится реализатором интересов данного класса;

—основным интересом этого класса, как на уровне власти, так и на уровне квазисобственности становится элиминация — исключение прежнего класса собственников. Политика Московского государства в XVI в. является только воплощением данного интереса;

—действия властителей-собственников вызывают сопротивление старого класса собственников. Чтобы сломить это сопротивление, властители-собственники прибегают к социальному террору и разрушают автономную структуру собственности феодального общества;

— это приводит к упадку крестьянского хозяйства, что затрагивает интересы прежнего класса собственников и нового класса властителей-собственников. Сопротивление со стороны помещиков приводит к тому, что острие террора направляется против них.

В исторической литературе эпоха Ивана Грозного принадлежит к наиболее спорным в истории России. Его действия нередко считают вполне «нормальными» для политика того времени, причем такую оценку высказывают и некоторые историки-немарксисты: «Как социальный эксперимент опричнина была успешной в длительной перспективе. Она лишила наследственную аристократию ее власти, повысила социальное положение служилого дворянства и привела к логическому концу процесс, инициированный Иваном III». Другие историки рассматривают процесс изменения отношений собственности с формально-правовой стороны и не вникают в его социальный и политический смысл, ограничиваясь утверждением, что обе формы собственности спустя некоторое время переплелись. То, что за данными формами собственности скрываются две большие группы людей, а конкуренция обеих правовых форм отражала лишь соперничество этих групп, в котором роль царей была чисто исполнительской, при таком подходе не учитывается.

 

Что касается официальной советской историографии, то здесь схема оценки эпохи Ивана Грозного выглядит следующим образом. На Западе развитие феодального государства шло от периода раздробленности через сословную монархию к абсолютной, поэтому такая оценка приложима и к истории России. И начало действительно совпадает: в России тоже был период феодальной раздробленности. Конец периода тоже совпадает: государство Петра I кажется типичной абсолютной монархией. Вывод следует сам собой: период между ними был сословной монархией. Между этими крайностями — сословной монархией и абсолютной феодальной монархией — и колеблются оценки историков. При этом фиксируется также факт огромного роста государственной власти при Иване Грозном, самодержавный характер его правления наряду с фактами наличия сословных органов — Земского собора, земского и губернского самоуправления, которые придают государству характер сословной монархии: «Опричнина имела целью укрепить феодальный строй в форме централизованного самодержавного государства», «в России, как и в других странах Европы, наступила полоса сословно-представительной монархии».

В этом случае используется классическая концепция Энгельса, согласно которой абсолютизм выступает при переходе от феодализма к капитализму, когда возникает равновесие сил между формирующейся буржуазией и феодалами, что обеспечивает определенную самостоятельность государства в отношении своей классовой базы. Однако в России XVI в. буржуазия была слабой, она начала формироваться только в XVII в. Факты истории России XVI в. показывают, что государство может быть абсолютным без буржуазии и нисколько не заботиться о равновесии сил. Кроме того, в России сословий в западноевропеиском смысле слова не существовало, так как сословиями в России означались ранги государственной службы". Таким образом, Иван Грозный представлял интересы двойного класса помещиков, образующих ядро государственного аппарата. Поэтому он объявил социальную войну одинарному классу бояр, в том числе и на уровне политических институтов. Опричнина создавалась для устрашения всех, кто выражал недовольство самодержавием, поскольку «большинство опричников состояло из дворян-помещиков».

В самом деле, тот, кто становился опричником, превращался в держателя земли на правах поместья, независимо от того, кем он до этого был, и это стало одним из главных мотивов, на основании которых люди шли служить Ивану Грозному и становились исполнителями проводимого им геноцида. Но соединять понятия «дворяне» и «помещики» — значит делать логическую и содержательную ошибку. Дворянин — тот, кто уже является собственником земли, а не тот, кто идет на службу, чтобы стать таким собственником. Подобная оценка затушевывает две важные исторические тенденции: социальный состав опричников был общенациональным и даже интернациональным, так как в опричнине служили даже иностранцы; принадлежность к опричникам давала (а не предполагала) право на поместье.

 


Смысл институтов самоуправления (Земский собор) в период правления Ивана Грозного был совершенно иной, нежели сто лет спустя, когда класс бояр вернул себе постоянные позиции, используя институт земства на губернском и центральном уровнях. До Ивана Грозного при назначении на любую должность в государственном аппарате, а также при расположении лиц за царским столом главную роль выполнял институт местничества, упорядочивающий представителей родов по степени их древности. Этот институт был существенной помехой для помещиков, которые к тому времени обладали значительно большим количеством земельной квазисобственности, но никогда не имели высокой позиции в древней родовой иерархии. Иван Грозный прежде всего ликвидировал местничество там, где это зависело только от него — за царским столом, создав для этого специальный порядок. Царь теперь принимал пищу за отдельным столом, находящимся на возвышении, и за общий стол приглашал своих функционеров, в том числе и людей «подлых сословий». Это символическое изменение фиксировало принципы социальной политики Московского государства: царь возвышается над всем обществом, а общество уравнивается в своем бесправии перед деспотом.

Ликвидировать местничество в деятельности институтов государственной службы было значительно сложнее. Тем не менее и здесь был сделан шаг вперед. Русские дворяне не представляли опасности для царя, ибо своей квазисобственностью они были обязаны правителю, в каждый момент могли ее потерять, а право на собственность надо было подтверждать в каждом поколении — идти на государственную службу. Московские помещики тоже трепетали перед каждым капризом царя, перед любым доносом на себя в приказе, сами были доносителями, чтобы победить конкурентов в борьбе за квазисобственность. Один-единственный раз земские соборяне набрались мужества при поддержке высшего духовенства (митрополитов Афанасия и Гермогена) и решили заявить о своем недовольстве опричниной царю. Все были казнены. Митрополиты были отправлены в ссылку. Новый митрополит Филипп отказал царю в благословении и спустя некоторое время был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. Больше жалоб и петиций со стороны Земского собора как главного органа самоуправления не поступало. Большинство в нем стало принадлежать представителям класса, в интересах которого действовал Иван Грозный.

В 1572 г. Иван IV реформировал опричнину до такой степени, что запретил само ее название и ввел новое — «двор». Теперь борьба велась против тех, кто должен был предотвращать «измену», — против опричников. Боярам начали возвращать их вотчины. Это вызвало недовольство опричников, потребовались новые массовые преследования недовольных.

Следствия опричнины были фатальными для экономики и военной силы страны. В середине XVI в. в стране насчитывалось 9—10 млн. жителей, а в конце столетия, после захватов многих новых территорий, всего 11—12 млн. жителей. В период царствования Ивана Грозного территория Московского государства, увеличилась почти в два раза и достигла 5 млн. 400 тыс. кв. км, но, несмотря на это, Россия проиграла борьбу с Ливонией. В 1571 г. крымские татары целиком сожгли Москву.

8.Основные понятия: Смута, династический кризис,




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)