Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Последовательность решения педагогических задач. Оценка решения задачи




Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.

Реализация способа педагогического действия начинается с ориентировочной части и ею же оканчивается. В противном случае решение педагогической задачи оказывается незаконченным. Неслучайно все исследователи сущности педагогической задачи выделяют в системе последовательных действий "анализ решения задачи". Для педагогической практики особый интерес представляют педагогические задачи, а следовательно и педагогические действия, когда уже сама реализация ориентировки приводит к выбору пути, ведущему к операции "окончание", минуя фазу "исполнение".

Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.

С понятием "способ решения" тесно связано понятие "процесс решения" задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как "фрагмент функционирования решателя", осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения. Процесс решения педагогической задачи - это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап - этап ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не уходит со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.

Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи

17. Дидактика. Предмет и задачи дидактики.

Ди­дак­ти­ка– от­расль пе­да­го­ги­ки, раз­ра­ба­ты­ваю­щая тео­рию об­ра­зо­ва­ния и обу­че­ния, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. Термин возникает в 17 веке в работах немецкого педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г. Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые. Их трудами создана классическая наука об обучении, на основе которой осуществляется процесс обучения в школах всего мира. Однако в истории дидактики взгляды на сущность обучения, теории процесса обучения развивались и менялись. Так и в настоящее время многое меняется во взглядах на обучение, выдвигаются новые задачи и решения, происходит переход от классической школы-фабрики к другим моделям обучения, отвечающим современным требованиям.

Пред­мет ди­дак­ти­ки – за­ко­но­мер­но­сти и прин­ци­пы обу­че­ния, его це­ли, на­уч­ные ос­но­вы со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния, ме­то­ды, фор­мы, сред­ст­ва обу­че­ния. Она исследует теоретические и методические основы обучения, сущность процесса обучения, содержание образования на разных ступенях и направлениях, описывает и разрабатывает дидактические системы и технологии. Процесс обучения, который исследует дидактика, формирует личность в целом, то есть направлен на формирование знаний, на психическое развитие и на формирование нравственных ценностей и поведения человека, поэтому дидактика – это теория образования, не только обучения. Эту мысль о содержании и значении образования ярко выразил Чернышевский: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Различают общую и частные дидактики (предметные методики). Об­щая ди­дак­ти­ка исследует процесс обучения безотносительно к конкретному учебному предмету и ступени обучения, она от­ве­ча­ет на во­про­сы: с ка­ки­ми це­ля­ми, че­му и как обу­чать уча­щихся по всем пред­ме­там и на всех уров­нях. Ча­ст­ные ди­дак­ти­ки, или пред­мет­ные ме­то­ди­ки ис­сле­ду­ют обуче­ние от­дель­ным пред­ме­там и уров­ням об­ра­зо­ва­ния (методика преподавания истории, математики, ме­то­ди­ка на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния, ди­дак­ти­ка выс­шей шко­лы). Об­щая ди­дак­ти­ка со­став­ля­ет тео­ре­ти­че­скую ос­но­ву ча­ст­ных ди­дак­тик, ба­зи­ру­ясь в то же вре­мя на ре­зуль­та­тах их ис­сле­до­ва­ний.

За­да­чи ди­дак­ти­ки со­сто­ят в том, что­бы (1) опи­сы­вать и объ­яс­нять про­цесс обу­че­ния и ус­ло­вия его реа­ли­за­ции; (2) раз­ра­ба­ты­вать бо­лее со­вер­шен­ную ор­га­ни­за­цию про­цес­са обу­че­ния, но­вые обу­чаю­щие сис­те­мы, тех­но­ло­гии.

Как теория образования и обучения дидактика разрабатывает такие «классические» проблемы:

· научно-педагогические основы целей и содержания образования,

· закономерности и принципы обучения,

· сущность обучения, деятельность преподавателя в процессе обучения и учебно-познавательная деятельность учащихся,

· теория и система методов обучения, а также проблема развития средств обучения,

· разработка и совершенствование форм организации обучения в различных образовательных учреждениях.

Для уяс­не­ния пред­ме­та и ка­те­го­рий ди­дак­ти­ки сле­ду­ет использовать по­ня­тие ди­дак­ти­че­ская (педагогическая) сис­те­ма, в ком­по­нен­тах ко­то­рой от­ра­же­ны ос­нов­ные ка­те­го­рии дидактики: це­ли, со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния, ди­дак­ти­че­ские про­цес­сы, ме­то­ды, сред­ст­ва, фор­мы обу­че­ния.

Компоненты дидактической системы и связи между ними показаны на схеме.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)