Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Контролируйте аудиторию во время выступления




Во время выступления практически каждый презентатор сталкивается с особенностями поведения слушателей. Хорошо, если вы можете с данными ситуациями справляться, а если нет?

Например, шум в аудитории. Некоторые ораторы сразу начинают повышать свой голос, с тем, чтобы перекричать аудиторию. На самом же деле правильнее идти от шума, а не к нему. Когда аудитория шумит, профессиональный оратор начинает говорить тише. И чем тише говорите вы, тем быстрее снизится уровень шума в аудитории, ведь слушатели не хотят пропустить ваши слова. Поэтому они начнут напряженно вслушиваться в то, что вы говорите, а дальше будут усмирять тех, кто шумит.

Во время вашей презентации могут произойти разные незапланированные ситуации, например, отключение света. Попросите аудиторию сохранять спокойствие, затем откройте двери, попросите кого-нибудь узнать причину, а далее действуйте по ситуации. Возможно, лучшим вариантом в данном случае будет всех отпустить и назначить время другой презентации.

Во время выступления вам могут мешать так называемые "провокаторы". Среди каждой аудитории, как правило, находится один или несколько человек, которые специально будут выводить вас из себя. Их задача - заставить вас вступить с ними в пререкания. Если вы просто проигнорируете такого человека, то он может перейти к более грубым приемам, пока не добьется своей цели - привлечь внимание к себе.

Поверьте, аудиторию не меньше вас раздражает такое поведение возмутителя спокойствия. Поэтому лучше всего попросить этого человека встать и представиться. А далее по ходу презентации стараться задавать ему вопросы, делая его, таким образом, главным участником выступления. Замечено, что когда такому человеку вменяется ответственность за выступление, он, как правило, не готов выполнять эту роль, и соответственно через некоторое время его пыл стихает.

 

14. Стили речи.

 

Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

В русском языке существует пять основных стилей речи.

1. Научный стиль.

2. Публицистический стиль.

3. Официально-деловой стиль.

4. Литературно-художественный.

5. Разговорный.

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

 

 

15. Фигуры речи.

 

Фигуры речи - это все используемые нами синтаксические и лексические средства, которые нужны для придания тексту яркости и выразительности. К синтаксическим относят те фигуры речи, которые используют манипуляции со словами, предложениями и знаками препинания: - инверсия (нарушение классического порядка слов).

"Швейцара мимо он стрелой"; - антитеза (речевой оборот с использованием противопоставления).

"У меня был черный платок, а у сестры Маши - белый"; - зевгма (использование среди однородных членов элементов, выбивающихся из общего ряда по смыслу).

"Он взял три недели отдыха и билет в Ментоне"; - анафора и эпифора (прием повторения одинаковых структур в начале или конце нескольких предложений подряд).

"В той долине солнце светит. В той долине счастье ждет", "Лес не тот!— Куст не тот!— Дрозд не тот!"; - градация (расположение элементов по степени возрастания или убывания их значимости).

"Пришел, увидел, победил!"; - эллипсис (пропуск члена предложения, который подразумевается в контексте).

"С вокзала он прямо сюда" (пропущен глагол); - риторические вопросы, обращения и восклицания.

"А есть ли в нашей жизни смысл?", "Приди же, весна, сюда поскорее!"; - парцелляция (разбитие предложения на части, каждая из которых оформляется в виде отдельного предложения).

"И вот. Вернулся я домой. Туда. Где был я. Молодым". Лексические фигуры речи включают в себя те, в которых используется "игра" смысловыми значениями слов: - синонимы и антонимы (слова, сходные/противоположные по смысловому значению). "Красные, алые, лиловые краски", "Он весел или грустен?"; - гипербола и литота (художественное преувеличение/преуменьшение). "Весь мир застыл в ожидании", "Прелестный шпиц, не более напёрстка"; - окказионализмы (слова, впервые введенные автором).

"Прикнопкай мне картинку"; - метафора (скрытое сравнение, основанное на придании одному предмету свойств другого).

"Пчела из кельи восковой летит за данью полевой"; - оксюморон (сочетание взаимоисключающих по смыслу слов).

"Юная бабушка, кто вы?"; - олицетворение (придание неживому предмету качеств живого).

"Пришла зима, и лес уснул, чтоб пробудиться лишь с весенним солнцем"; - перифраза (замещение самого слова оценочным суждением или описанием).

"Я возвращаюсь в мой любимый город на Неве"; - эпитет (образное определение).

Фигуры речи иллюстрируют богатство русского языка и помогают не только выразить свое индивидуальное отношение к предмету, но и показать его с новой стороны. Они придают тексту живость и непосредственность, а также помогают выявить авторскую точку зрения. Поэтому необходимо уметь распознавать и использовать речевые фигуры, ведь без них наш язык может стать сухим и бездушным.

 

16. Тропы.

 

Тропы (греч. tropos – оборот, поворот), речевые обороты, в составе которых слово меняет прямое значение на переносное. Виды тропов: метафора – перенос характеристики с одного предмета на другой, осуществляемый на основе ассоциативно установленного тождества их отдельных признаков (т. н. перенос по сходству); метонимия – перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной логической связи (перенос по смежности); синекдоха как разновидность метонимии – перенос названия с предмета на предмет на основе их родовидового соотношения (перенос по количеству); ирония в виде антифраза или астеизма – перенос имени с предмета на предмет на основе их логического противопоставления (перенос по контрасту).
Тропы свойственны всем языкам и употребляются в обыденной речи. В ней они либо сознательно используются в виде идиом – устойчивых фразеологизмов (например: капать на мозги или взять себя в руки), либо возникают как следствие грамматической или синтаксической ошибки. В художественной речи тропы всегда применяются умышленно, вносят дополнительные смыслы, усиливают выразительность образов, останавливают внимание читателей на важном для автора фрагменте текста. Тропы как речевые обороты могут, в свою очередь, быть подчёркнуты стилистическими фигурами. Отдельные тропы в художественной речи получают развитие, развёртываются на большом пространстве текста, и в результате разросшаяся метафора превращается в символ или аллегорию. Кроме того, отдельные виды тропов исторически связаны с определёнными художественными методами: виды метонимии – с реализмом (образы-типы можно считать образами-синекдохами), метафора – с романтизмом (в широком значении термина). Наконец, в художественной и бытовой речи в рамках словосочетания или фразы может происходить взаимоналожение тропов: в идиоме у него глаз намётанный слово намётанный используется в метафорическом значении, а слово глаз – как синекдоха (единственное число вместо множественного числа) и как метонимия (вместо слова зрение).

 

17. Типы поведения в коммуникации.

 

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

  • авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);
  • демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);
  • либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале , можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия , типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

Для описания указанных стилей используются и другие названия:

  • директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);
  • коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);
  • либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально) ;

Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.

Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

  • стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
  • стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
  • описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
  • социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
  • стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

Относительно последней особенности, то здесь речь идет о связи стиля общения с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.

Стиль общения имеет как объективную, так и субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека.

В сфере управления на сегодня действует несколько подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов.

Относительно первого подхода, то он опирается преимущественно на структуру личностно-деловых качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных структурных компонентов личностно-деловых качеств.

В соответствии с данным подходом созданы две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства.

Нужного эффекта можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают деловой, компанейский и кабинетный стили.

Взависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.

Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.

В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.

В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.

Способы общения и поведение деловых людей строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинации стилей.

Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.

Типы общения

Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие « тип общения ».

Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы:

  • менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;
  • «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. « Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;
  • «вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;
  • «конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный.

Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный).

Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый океан общечеловеческого опыта. Подчеркивая значение языка в человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро и др.

Родной язык как средство общения, связывает нас не только с нынешними, но и с прошлыми и грядущими - всеми поколениями нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет и народ, его же исчезновение привело бы к потере исторической памяти и исчезновение нации, растворения ее среди других человеческих сообществ.

Конечно, знать не только свой, но и другие языки - значит иметь доступ к культурным традициям других народов, намного расширить границы своего общения.

Известно, что никакой, даже самый лучший перевод не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Так что не случайно столько вдохновенных поэтических строк в мировой, русской и украинской литературе посвящается именно родному языку, почтению и воспевания его величия и красоты.

Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным. Именно поэтому люди издавна замечали разнообразные качества языка и пытались объяснить их, используя такие слова, как «правильный», «красивый», «доступный» и др. Например, Цицерон считал, что оратор только тогда вызовет восхищение слушателей, когда его речь будет чистой, понятной и красивой. Во время общения язык развивается и совершенствуется. Итак формой ее существования является вещание, т.е. акт использования индивидом языка для общения.

Чтобы четче осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты.

Прежде всего речь соотносима с человеком, поэтому она должна быть доступной как для того, кто говорит, так и для получателя информации. Наиболее важным является факт соотношения языка со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации.

То есть тот, кто говорит или пишет, вынужден самыми задачами и возможностями коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют ситуации речи.

Возникают вопросы: Каким образом эти действия отражаются на коммуникативных свойствах языка и того, кто им в настоящее время пользуется? Может ли тот, кто говорит, убедить собеседника с помощью выбранной системы знаковых единиц общения? Могут ли достичь цели общения собеседники, что выбрали определенный знаковый механизм общения? Каким образом комбинация и трансформация языковых знаков влияет на результат общения? В ответах на поставленные вопросы кроется имеющаяся связь коммуникативных качеств речи человека с ее правильностью (соблюдение норм литературного языка), чистотой (отсутствие посторонних литературном языке слов) и богатством (применение различных языковых знаков), которые в свою очередь являются залогом эффективности общения.

Постоянно связаны между собой язык и мышление: с помощью языка воспроизводится мысль человека и в речи она формируется. Это соотношение дает возможность осмыслить такие качества речи, как ее точность (значения слов соотношении с содержанием и объемом высказываемых понятий) и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением, вошедшим в структуру речи, не противоречит законам логики, законам мышления).

Язык выражает и передает не только мысли, но и чувства, волю людей, те состояния сознания, которые можно назвать эстетическими переживаниями индивида. Язык, что влияет на ум, так и на эмоциональную сферу сознания, поддерживает внимание и интерес собеседника или читателя, обычно называют выразительным. И если при этом формируются конкретно-чувственные представления о действительности, то речь идет о образной речи.

Неопровержим, наконец, факт соотношения языка и условий общения, то есть места, времени, жанра, задач коммуникативного процесса.

Универсальной для общения является естественная речь, с помощью которой можно выразить практически все - от неясного чувства, что зарождается, до самой идеи и понятий.

Живой природный язык отражает душу того лица, которое общается, он полон звуками, выигрывает красками, улыбающийся или мрачный, незримый, как море - весь он блестит и переливается под солнцем нашего «Я».

По языку человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорной или литературной, где первое - это живой язык повседневного общения, который не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности, а второе - это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры.

Наряду с естественным языком важным средством общения являются так называемые искусственные языки: азбука Морзе, язык глухих, разные шифры и др. Зачастую искусственный язык используется в науке, например, различные специальные термины и понятия, математические и химические формулы, условные географические обозначения и т.п. Именно поэтому овладение языком той или иной науки является необходимым пропуском в ее храм. К искусственным языкам относятся также компьютерные языки, благодаря которым происходит общение человека с компьютером и в виртуальном пространстве сети Internet.

Обычно в межличностном общении используется письменная и устная речь.

Письменная речь - это разновидность языка, который дает возможность общаться с собеседниками : и теми, которые являются современниками того, кто пишет, и теми, кто будет жить после него. Ее роль становится решающей в тех ситуациях, где необходимы точность, ответственность за каждое слово.

Для того, чтобы успешно пользоваться письменным языком, нужно постоянно обогащать свой словарный запас, ведь чем богаче и разнообразнее словарь человека, тем богаче и разнообразнее его речь. Письменная речь осуществляется в форме писания и чтения написанного.

Устная речь - это разновидность речи, которое воспринимается другими собеседниками на слух. В противовес письменной, устная речь экономнее, т.е. для устной передачи любой мысли необходимо меньше слов, чем для письменного.

В невербальном общении используется система знаков, которые отличаются от языковых средствами и формой их обнаружения. В процессе взаимодействия вербальные и невербальные средства могут усиливать или ослаблять действие друг друга.

Язык невербального общения - это язык чувств, а не только жестов. Недаром говорят, что молчание - золото, а слово - серебро, т.е. молчание иногда бывает краснословнее, чем слова. Или, например, взгляд глазами: с его помощью осознается тот пласт информации и те особенности общения, которые в вербальном языке трудно передать.

Итак, можно согласиться с В. Лабунской которая подчеркивает сложности феномена, каким является понятие «невербального общения». Определяя его, ученый понимает под ним такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и не вербальных коммуникаций.

Из этого следует, что невербальные средства не только полифункциональные, но и являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции (от лат. Perceptio - восприятие), как вид взаимодействия.

Понятие «невербального общения» является более широким чем понятие «невербальные коммуникации» и «невербальное поведение». В свою очередь понятие «невербальное поведение» более широкое, чем «невербальные коммуникации».

Определяя понятие « невербальные коммуникации », исследователь обращает внимание на то, что оно представляет собой систему символов, знаков, жестов, используемых для передачи того или иного сообщения, которые в той или иной степени отчуждены и независимы от психологических и социально-психологических свойств человека, имеют достаточно четкий круг значений и могут быть описаны, как лингвистические знаковые системы.

Что касается понятия « невербальное поведение », то оно, как и поведение в целом, представляет собой сочетание индивидуумных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными , для него характерно единство неинтенциональных (от лат. Intentio - стремление, порыв, направленность мышления, сознания на какой-нибудь предмет), неконвенциональных (от лат. conventio - сделка, договор), бессознательных движений с осознанными, направленными, такими, которые имеют четкие семантические границы.

Основа невербального поведения основывается на различных движениях (жесты, экспрессия лица, выражение глаз, позы, интонционально-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменениями психических состояний человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения.

Речь идет об индивидуальном невербальном поведении и невербальном поведении группы лиц, которая фиксируется как совокупность невербальных интеракций (от англ. Interaction - взаимодействие). Почвой для возникновения невербальной интеракции служат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения.

 

18. Виды характеров в коммуникации.

 

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

 

19. Процесс слушания.

 

Стиль слушания зависит от характера, интересов личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже. На эффективность слуховой перцепции влияет усталость, ухудшающая концентрацию внимания. Полноценное аудирование может занимать 20 минут при контактной и 5 - 7 минут при дистантной коммуникации.

Исследователь М. Беркли - Ален выявила «роли» слушателей:

1) «симулянт» - делающий вид, что слушает;

2) «зависимый слушатель» - легко попадающий под влияние мнений и желаний других;

3) «перебивала» - тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника;

4) «погруженный в себя»;

5) «интеллектуал» - воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего.

В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида аудирования:

1.Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.

2.Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий.

3.Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух.

Различают также 2 способа слушания:

1.Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нере




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)