Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Авторы, теоретические подходы



2015-12-13 636 Обсуждений (0)
Авторы, теоретические подходы 0.00 из 5.00 0 оценок




Впервые идея об образовательном назначении музея была сформулирована А. Лихтварком на конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение", которая состоялась в Мангейме в 1913 году, он же предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством (впоследствии - музейный педагог).

Термин "музейная педагогика" был сформирован и введен в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. Г. Фройденталь, занимавшихся проблемами взаимодействия музея и школы. А.Лихтварк впервые употребил в своей книге "Музей - образование - школа" (1931 г.) Так же он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.

Развивая опыт А. Лихтварка, Г. Фройденталь впервые сформулировал и предложил педагогическую методику организации школьных занятий в музее, в которой предусматривались этапы их подготовки, проведения и закрепления.

Формирование теоретических и практических аспектов музейной педагогики, в среде художественного музея, развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и особенно А. В. Бакушинский.

Хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов в статье «О задачах и методах экскурсий по искусству» высказывает мысль о том, что процессу обучения искус­ству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека, рассматривая работу в музее как педагогический процесс.

А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Разделяя позиции А. Лихтварка в том, что обучение искусству в музее — это прежде всего развитие художественного восприятия, в своей практической деятельности ученый особое внимание уделял методике проведения экскурсий. Он изложил ее в работе «Музейно-эстетические экскурсии» (1919). Тем самым в первые десятилетия XX В. цель отечественного художественного воспитания была определена как формирование свободной творческой личности, способной к приобретательской деятельности.

Реализация этих установок открывала новую страницу в исто­рии российского художественного образования. Произошед­шая в 1930—40-е годы переориентация музеев всех профилей на иллюстрирование торжества марксистско-ленинской идеологии свела музейно-педагогическую работу к «помощи школе в расши­рении учащимися их знаний, полученных в школе». Особое место в музейной работе заняла в эти годы кружковая внешкольная работа. Она рассматривалась как средство приобще­ния к краеведению и подготовки будущих музейных сотрудников.

«Музейный бум», прошедший с начала 1960-х годов по всему миру, обнаружил востребованность музея в обществе. Его отправной точкой и характерной приметой стало стремительное развитие туризма, вследствие чего заполнившие музейные залы зрительские потоки сделали основной формой общения музея со зрителем обзорную экскурсию.

Изучением данной проблемы занимаются многие ученые России: Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю, Столяров Б.А. В их работах раскрываются наиболее сложные вопросы, связанные с основами формирования концепции современной музейной педагогики.

2. Основное содержание, цели, особенности

Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. Сейчас же музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему (Столяров). Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта.

Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах — познавательном, творческом и социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.

Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание». Освоение знания индивидуумом осуществляется через процесс познания.

Творческий аспект. Творчество является важнейшей состав­ляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рас­сматривать как результат творческой деятельности человека.

Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окру­жающему миру и обществу происходит в его среде в процессе пере­дачи чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного по­коления к другому.

Этот процесс вписывается в концепцию непре­рывного образования (Г. Л. Ильин)

Они реализуются в нескольких исторически сложившихся направлениях:

1. Эстетическое (развитие художественного восприятия и творческих начал)-

исследование проблем детского творчества.

2. Историко-художественное (изучение истории искусства).

В этом направлении выделяется школьно-студенческое образова­ние и образование взрослых.

3. Гуманитарно-междисциплинарное (связи изобразительно­го искусства с другими дисциплинами) - взаимоотношение изобразительного искусства с литера­турой, музыкой, театром, математикой занимает важное место в ис­следованиях представителей гуманитарного и естественнонаучного знания (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, Л. С. Жегин, М. С. Каган, В. В. Налимов, Б. П. Юсов и др.). В рамках данного направления представляется важным выделить используемые как в школьном и вузовском, так и в музейном образовании современные информаци­онные технологии, основанные на видеокомпьютерных средствах.

4.Социально-ориентационное (искусство как средство соци­альной адаптации детей с отклонениями в развитии).

Таким образом, «педагогика художест­венного музея» это междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении музееведения, педа­гогики, психологии и искусствоведения, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориенти­рованная на передачу художественного опыта в условиях му­зейной среды.

Принципы педагогической деятельности художественных музеев:

- Непрерывность и преемственность в процессе эстетического и художественного воспитания.

- Утверждение самоценности художественного произведения (занятия по искусству не являются формальным дополнением к урокам литературы, истории и т. д.).

- Отбор высокохудожественных произведений для каждого за­нятия (работа с подлинником). Качественный иллюстративный (ви­зуальный) материал (диапозитивы, репродукции и проч.) для подго­товки встречи с подлинником — незаменимые условия успешной работы.

Экскурсия - форма образо­вательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмо­циональное) восприятие предлагаемых экскурсионным мар­шрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений (образовательная экскурсия, развивающая экскурсия, воспитательная экскурсия, искусствоведческие экскурсии, проблемные экскурсии)

Основные варианты модели музей­ной коммуникации, пред­ложенные специалистами:

1. Познавательная — посетитель общается с сотрудником му­зея (экскурсоводом, хранителем, реставратором и т. д.) с целью по­лучения знаний, а экспонат служит предметом или содержанием этого общения (К. Хадсон). Эта модель наиболее распространена в музеях нехудожественного профиля. Данный тип коммуникации мо­жет носить как монологический, так и диалогический характер.

2. Эстетическая — посетитель музея непосредственно обща­ется с экспонатом, который приобретает самоценное значение (Г. Осборн, Д. Вайлер). Цель этого общения — не столько знания, сколько эстетическое восприятие. Такая модель коммуникаций имеет отношение прежде всего к художественному музею. 3. Знаковая — посетитель музея через экспонат, который представляет собой некий знак социально-исторического содержания (Ю. Ромедер), «общается» с его создателем, владельцем и т. д., восстанавливая тем самым связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Экспозиция, рассматриваемая как средство
общения с культурой другого исторического времени и преодоления
культурно-исторической дистанции, является главным элементом
данной модели.

4. Диалоговая — посетители музея общаются между собой. Помнению исследователей (Р. Стронг, Е. Александер), эта форма коммуникации наиболее характерна для музея, выполняющего функции центра культурной и общественной жизни. Диалог (дискуссия), возникающий между разными категориями посетителей — детьми и взрослыми, представителями различных этносов и т. д., — может
быть спонтанным или организованным.

5.Междисциплинарная — современный музей является местом сотрудничества специалистов разного профиля — музееведов искусствоведов, историков, психологов, культурологов, социолого и т. д., ищущих решение комплексных проблем гуманитарного характера. Междисциплинарный подход рассматривается ученым как наиболее плодотворный для сотрудничества разнопрофильных
музеев (М. С. Каган, Б. А. Столяров).

6.Информационно-коммуникативная — музей рассматривает посетителей как функционирующие в социокультурном пространстве объекты, которые в музее являются компонентами, составляющими особое биосистемное образование «Музей — Посетитель», включенное в социокультурную среду (С. В. Пшеничная).

В условиях музея, который является целостной личностно-ори­ентированной образовательной средой, широкое употребление име­ет термин—

«образовательная деятельность»,под которой понима­ется специфическая форма музейной деятельности, характе­ризующаяся педагогической направленностью и имеющая це­лью творческое развитие личности.

Образовательная деятельность музея осуществляется через пе­дагогический процесс,который проходит в определенных органи­зационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных тек­стов, наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включить в педагогический про­цесс, как интеллект, так и эмоции.

В условиях музейной среды педагогические категории определя­ются:

воспитание — формирование эстетического восприятия, музейной культуры, художественного вкуса;

развитие — творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентации;

образование (обучение) — формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.

Педагогическая деятельностьв музейной среде — синтез воспитания, развития и обучения — ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности.

С позиции теории деятельности, в основе которой лежат три основные формы последней:

познание окружающего мира — получение и передача зна­ний о нем (составляет стержень образования как такового);

преобразование действительности — опирается на творче­ский потенциал личности и приобретенные в процессе освоения знаний умения и навыки, обеспечивающие ее социализацию;

ценностное отношение — является продуктом воспитания, достигается лишь путем межличностного общения форме диалога.

Все формы предметной деятельности находят свое отражение в педагогике, рассматривающей образование в виде своей структурной категории

(В. И. Гинецинский, И. П. Подласый и др.). Развивая круг привычных определений и введя новые, она подчеркивает специфику педаго­гики музея.

Логический ряд этих категорий и понятий необходим как инст­рументарий для дальнейшего исследования образовательной дея­тельности .

Музейно-педагогический процесс представляет собой систем­но организованное и четко направленное взаимодействие му­зейного педагога и учащихся, ориентированное на формирова­ние в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения, он опира­ется на

 

следующие гуманистические принципы:

· принцип личностной ориентации, в основе которой лежит
знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентаций,
духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности и т. д.;

· принцип учета индивидуальных и возрастных особенно­стей зрительской аудитории опирается на понятия «общее» (при­сущее группе одного возраста) и «особенное» (индивидуальное, неповторимое);

· принцип развития личности в действии исходит из пони­
мания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;

· принцип координации деятельности участников музейно-педагогического процесса.

Схематически музейно-педагогический процесс можно предста­вить в виде трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, му­зейный предмет, зритель.

Музейный педагог— специалист, осуществляющий образо­вательную деятельность в музее, прокладывает путь к впечатлению, пониманию и ис­толкованию музейного памятника.

Музейный зритель(учащийся) так же, как и музейный педа­гог, является субъектом музейно-педагогического процесса, в результате которого через общение с музейным памятником у него формируется визуальное мышление, художественное восприятие и художественно-творческие начала.

Музейный предмет(экспонат), являясь ядром музейно-педагогического процесса и будучи материально-идеальной целостно­стью, наделенной сложной совокупностью неисчерпаемых смыслов, может рассматриваться как объект и особого рода субъект педаго­гического процесса.

Данная трехкомпонентная совокупность составляет единую сис­тему, которая реализуется в музейной среде, являющейся частью такого понятия, как социокультурная среда.

Музейная среда включает в себя следующие компоненты:

· околомузейное пространство, организующее внимание зри­теля;

· собственно музейное здание, настраивающее на восприятие произведения искусства;

· экспозицию как презентацию музейных памятников.

Компоненты музейно-педагогического про­цесса обладают внутренней взаимосвязью, обеспечивающей превращение культурного опыта в личные качества форми­руемого человека.

Основанный на партнерских отношениях музейного педагога и ученика, музейно-педагогический процесс строится на объективном фундаменте исторически подтвержденных педагогической наукой положений о его культуро- и природосообразности.

В основе музейно-педагогического процесса лежат педагогические принципы:

- интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;

- комплексность, означающая здесь включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);

-программность, которая обеспечивает усвоение информа­ции и приобретение умений на основе специально разработанных программ.

Таким образом, музейно-педагогический процесс представляет собой внутренне единую и динамичную систему компонентов, в ходе которого формируется эстетическая отзывчивость, развивается об­разно-ассоциативное мышление, идет овладение навыками техниче­ского или материально-художественного творчества.

В условиях музея художественно-сотворческую деятельность можно рассматри­вать в двух направлениях: как художественное творчество (Б. П. Юсов) и как художественно-педагогическую деятельность (В. И. Гинецинский).

В образовательном процессе используются три формы работы с учащимися:

занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Этот процесс обеспечен комплексом методи­ческих материалов.

Важным и необходимым этапом углубленного взаимодействия музея и школы является создание единой Программы художествен­но-эстетического образования, ориентированной на общегумани­тарное развитие учащихся, в которой намечена тематико-понятий­ная координация и взаимодействие соответствующих учебных кур­сов и внеурочной деятельности.

Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (научный руководитель и автор концепции - заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор Борис Андреевич Столяров) разработана сотрудниками Центра с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях – дошкольной, школьной и высшей. Программа представляет собой комплекс учебных курсов, объединенных бло­ком взаимосвязанных задач, которые на первом этапе включают формирование навыков визуального мышления и межличностного общения, а также получение знаний о специфике и истории изобра­зительного искусства. На завершающем этапе главным является развитие способности к сотворческому восприятию.

Интеграция программы «Здравствуй, музей!» в школьный учеб­но-воспитательный процесс опирается на интенсивное и плодотвор­ное сотрудничество музейных сотрудников с учителями, админист­рацией школ и образовательными учреждениями.

Структура программы:

Раздел 1 «Мы входим в мир прекрасного» адресован дошко­льникам. Его материал построен исходя из содержания общеприня­той государственной программы для детского сада и возможностей художественного музея. Условием плодотворной реализации целей и задач раздела является постоянная взаимосвязь музея и дошколь­ного учреждения в форме совместной работы с учащимися по спе­циально разработанным методикам.

Раздел 2 «Мир музея» предназначен для учащихся начальных классов. Он состоит из трех взаимосвязанных курсов, в ходе кото­рых решаются задачи развития визуального мышления и приобще­ния к музею: «Учись смотреть и видеть» — для 1-го класса, «Вве­дение в музей» — для 2-го класса и «Виды искусства» — для 3-го класса начальной школы. Уроки по всем трем курсам ведет учи­тель, что дает ему возможность интегрировать их с содержанием и задачами уроков по развитию речи, изобразительному искусству, математике и другим предметам .

Раздел 3 «Личность и изобразительное искусство» — для учащихся среднего и старшего школьного возраста — построен с учетом активно развивающегося личностного самосознания ребен­ка, поэтому, после овладения содержанием курса «Язык изобрази­тельного искусства» (5-й класс), в последующих курсах — «Рас­сказы о художниках» (6—9-й классы), «История изобразительного искусства и архитектуры» (6—11-й классы) и «Архитектурно-художественное краеведение» (8—9-й классы) — основное внимание уделяется изучению процесса художественного творчества и обоб­щению полученных знаний о его специфике и закономерностях.

Раздел 4 «Социальное творчество и художественная культура» для учащихся старших классов разработан с учетом присущей данному возрасту активизации мыслительной деятельно­сти, способности к углубленному анализу и растущей самостоятель­ности в оценках эстетического характера. Опираясь на результаты изучения старшеклассниками дисциплин гуманитарного и художест­венного циклов, раздел подводит итоги обучения по программе «Здравствуй, музей!» в средней школе. Его курсы «Проблемы со­временного искусства» (11-й класс) и «Гуманистические ценности художественной культуры» (10—11-й классы) направлены на фор­мирование и развитие потребности найти свое место в пространст­ве культуры, способности реализовывать свой культуротворческий потенциал в процессе создания, восприятия, переживания, осмыс­ления, оценки ее духовных ценностей.

Раздел 5 «Художественный музей в современном мире» рассчитан на студентов гуманитарных и технических вузов, и в со­держании его курсов «Музеи мира» и «Пути развития отечествен­ного искусства» раскрывается цивилизационная значимость музея в современной культуре. Знакомясь с крупнейшими музеями мира, студенты постигают проблематику бытования современного худо­жественного музея и место отечественного искусства в контексте мировой художественной культуры.

Раздел 6 «Шаг навстречу», предназна­ченный для работы в области социальной адаптации и творческой реабилитации детей «с проблемами» в музейной среде. Материал раздела содержит не только практические рекомендации по органи­зации арт-терапевтической деятельности в художественном музее, но также важнейшие установки и принципы арт-терапии как метода психологической практики, использующей возможности искусст­ва для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей, имеющих отклонения в психической сфере и поведении.

Все разделы программы обеспечены поурочными учебными материалами: методическими разработками, комплектами слайдов, видеофильмов, программами на лазерных компьютер­ных дисках, адресованными школьному учителю и музейному педагогу, что еще раз подчеркивает тесное взаимодействие этих специалистов.

Каждый из названных разделов представляет собой внутренне завершенный блок и может быть реализован отдельно, вне связи с остальными. Действенность программы «Здравствуй, музей!» зна­чительно увеличивается при последовательном освоении всех ее разделов по принципу преемственности.

Программа «Здравствуй, му­зей!», построена в соответствии с педагогическими принципами природо- и культуросообразности.

Таким образом, первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», разработанная на принципа междисциплинарности, системности и преемственно­сти, стала моделью реализации взаимодействия художественного музея и системы образования на всех ее уровнях— от детского сада до вуза — и основой инновационной образовательной практи­ки в этой области.

 



2015-12-13 636 Обсуждений (0)
Авторы, теоретические подходы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Авторы, теоретические подходы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)