Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: история и современность. Современная образовательная парадигма



2015-12-13 694 Обсуждений (0)
Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: история и современность. Современная образовательная парадигма 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика как наука о воспитании. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики. Структура педагогической науки и ее основные отрасли.

Педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании. Ее связь с материальной и духовной культурой общества. Предмет педагогики. Возникновение, источники и этапы становления педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. Их взаимосвязь с понятиями: развитие, формирование, самовоспитание, самообразование. Педагогика как наука и искусство. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.

Структура педагогической науки и ее основные отрасли. Педагогика в системе наук о человеке. Философия и педагогика. Связь педагогики с психологией, социологией и другими смежными науками.

2. Понятие воспитания. Особенности воспитательной практики в различные периоды развития общества. Классические педагогические идеи в области воспитания.

Развитие идеи воспитания в теории и практике классической педагогики Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Назначение, содержание и формы воспитания в различные периоды человеческого общества: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Национальное своеобразие воспитания.

Цели воспитания. Проблема определения целей воспитания в педагогической теории и практике. Изложение воспитательных приоритетов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.

Общество как субъект целеполагания. Цель как государственный заказ. Трактовка цели воспитания в современных государственных документах. Цель как идеал, формирующийся в общественном сознании. Проблема восприятия и осмысления общественного идеала. Цель как стратегическое направление педагогической деятельности конкретного учебного заведения, педагога. Проблема соответствия педагогической теории и педагогической практики. Семья как субъект целеполагания. Цель как смысл жизни. Проблема согласования педагогической задачи с интересами ученика, его личностными смыслами.

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Продуктивное и непродуктивное использование методов и приемов воспитания в различных педагогических ситуациях.

Понятие “метод”. Классификация методов воспитания. Методы формирования общественного сознания – внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера; методы формирования общественного поведения – приучение, упражнение, поручение; методы стимулирования – поощрение, наказание и др. Приемы воспитания. Проблема выбора стратегии воспитания. Педагог как лидер взаимодействия. Продуктивное и непродуктивное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Сущность и задачи нравственного воспитания. Нравственно-этические формы взаимодействия педагога и воспитанника в учебной и внеучебной деятельности. Опыт нравственного воспитания (на примере известных воспитательных систем). «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Идеи нравственного воспитания в классической педагогике.

Взаимосвязь понятий мораль и нравственность. Проблема оценки человеческих поступков в категории “добра” и “зла”. Совесть как нравственная категория. Авторитарный и гуманистический путь формирования совести. Задачи нравственного воспитания. Содержание нравственного воспитания. Пути нравственного воспитания. Развитие идеи нравственного воспитания в отечественных и зарубежных воспитательных системах. Практика нравственного воспитания в воспитательных системах: Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко. Идеи Л. Кольбера о формировании нравственного самосознания. Проблемы нравственного воспитания в современных условиях.

Основные идеи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Эстетическое воспитание. Основные понятия. Задачи и средства эстетического воспитания. Опыт эстетического воспитания в отечественной и зарубежной школе.

Сущность понятий “прекрасное” – “безобразное”. Задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в системе учебной и внеучебной работы (содержание, формы, методы, средства). Связь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, физическим, умственным в системе духовно-практического освоения мира. Примеры построения воспитательных систем на основе добра и красоты: опыт Вальдорфской школы, опыт В. А. Сухомлинского и др.

Коллектив как условие и средство развития личности. Теория и практика развития детской группы. Структура и стадии развития детской группы. Педагогические требования к организации детского коллектива. Законы эффективного функционирования детского коллектива.

Идея коллективизма в общественной мысли и практике общественных отношений. Коллектив как субъект и объект воспитания. Понятия «коллектив» и «группа». Признаки коллектива. Первичный коллектив. Структура коллектива. Пути формирования коллектива. Опыт А. С. Макаренко в развитии теории коллектива. Учение о стадиях развития коллектива (Л. И. Новикова, А. Н. Лутошкин). Закон “завтрашней радости”. Закон параллельного педагогического действия. Роль традиций в развитии коллектива. Взгляды В. А. Сухомлинского на проблему взаимосвязи интересов коллектива и личности. Педагогические требования к организации детского коллектива.

8. Общая характеристика институтов социализации ребенка. Формы сотрудничества семьи, школы, учреждений культуры и дополнительного образования, общественных фондов и организаций в воспитании подрастающего поколения. Факторы десоциализации и ресоциализации детей и подростков в различных сферах социума.

Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Основные формы, способы и методы взаимодействия в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания: семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Особенности и функции неформальных групп в социализации личности подростка. Причины десоциализации личности. Пути ресоциализации личности.

9. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Основные понятия. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска».

Определение понятия «дети с особыми нуждами». Девиантное поведение. Асоциальное поведение. Делинквентное поведение. Механизм протекания отклонения в поведении: дезориентация, дестабилизация, дезадаптация, деструктивность.

Профилактика девиантного поведения. Оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания. Характеристика основных институтов ресоциализации: семья, школа, внешкольные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних УВД, спецшколы, воспитательно-трудовые колонии.

Понятие «самовоспитание». Психолого-педагогические условия самовоспитания. Этапы самовоспитания. Способность к самовоспитанию в различные возрастные периоды. Личностные достижения учащихся как условие эффективности воспитательного процесса.

Развитие идеи самовоспитания в истории образования и педагогической мысли. Самовоспитание как процесс и результат самосовершенствования, раскрытия жизненных сил человека. Связь воспитания и самовоспитания. Психолого-педагогические основы самовоспитания. Самосовершенствование как условие преодоления разрыва между «Я-идеальным» и «Я-реальным».

Зависимость способности к самовоспитанию от возраста. Этапы самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, постановка цели, осуществление программы самосовершенствования. Методы самовоспитания.

Личностные достижения учащихся как условие эффективности воспитательного процесса.

11. Самоуправление в системе общеобразовательной школы: формы и содержание деятельности. Деятельность общественных организаций: исторический опыт и современная практика.

Самоуправление как способ стимулирования общественной активности личности. Особенности возникновения и становления системы самоуправления в России. Проблемы организации самоуправления на современном этапе развития школы. Педагогические требования к организации ученического самоуправления. Основные направления работы классного руководителя с органами самоуправления. Сотрудничество классного руководителя с общественными объединениями и организациями.

Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: история и современность. Современная образовательная парадигма.

Исторические вехи становления дидактики. Предмет и задачи дидактики. Основные категории дидактики. Основные подходы в дидактике: личностный, деятельностный, коллективистский, целостный, оптимизационный, технологический, творческий подход. Дидактические концепции: традиционная, педоцентристская, современная. Дидактика и частные методики.

Процесс обучения: понятие, философские и психологические основы процесса обучения, структура процесса обучения. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Принципы и закономерности обучения.

Процесс обучения: понятие, философские и психологические основы процесса обучения, структура процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Движущие силы обучения. Основные противоречия процесса обучения. Условия превращения противоречий в источник движения обучения и развития учащихся. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Идея гармонизации процесса обучения.

14. Содержание образования: история и современность. Государственный образовательный стандарт. Учебные планы, программы, учебники: общие требования к ним.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Современные научные и правовые требования к содержанию школьного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г. о требованиях к содержанию образования. Основные ступени образования, содержание образования на каждой из них.

История развития теоретических представлений о содержании образования: теории формального и материального образования, прагматическая теория образования. Современные требования к содержанию образования в контексте новых государственных образовательных стандартов.

Учебные планы, программы, учебники и их характеристика. Пути модернизации образования.



2015-12-13 694 Обсуждений (0)
Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: история и современность. Современная образовательная парадигма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: история и современность. Современная образовательная парадигма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)