Моторная теория внимания
Т. Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. Мимика. Естественное и искусственное внимание. Стадии формирования искусственного внимания. Ранние моторные теории внимания объединяет акцент на двигательной составляющей акта внимания, которая является результатом эволюционного отбора. Субъективное переживание внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса. Французский ученый Т.Рибо (1839-1916) – автор одной из первых моторных теорий внимания исходил из того, что внимание представляет собой эволюционно целесообразное, хотя и в некотором смысле экстраординарное состояние организма, в котором сочетаются кратковременная задержка всех физиологических процессов и субъективное переживание сосредоточенности на объекте. Состояние неподвижности, которое характеризует механизм внимания, по его мнению,противостоит нормальному течению жизненных процессов. Т. Рибо определяет внимание как временное единство сознания (умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании в противовес полиидеизму обычного состояния сознания), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Двигательные проявления внимания - это не его причины или следствия, но его равноправные элементы. Т. Рибо выделяет три вида физиологических элементов внимания: 1) сосудистые, 2) дыхательные, 3) мимические и пантомимические. Особенно ярко явление внимания проявляется в мимике. В акте внимания происходит сокращение лобного мускула, за счет чего приподнимаются брови, широко раскрываются глаза и рот, а губы немного вытягиваются вперед. Эволюционный смысл подобной мимики заключается в том, чтобы лучше видеть (а может быть, даже и попробовать на вкус) исследуемый объект. Неразрывность физиологической и психологической сторон внимания Рибо иллюстрирует устойчивыми языковыми идиомами: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли от удивления». J Особенно значимым Рибо считал воспитание произвольного внимания. Произвольное внимание, по Рибо, формируется на основе непроизвольного естественного внимания,которое зависит от аффектов, желаний, чувств. Поэтому развитие произвольности внимания начинается с опоры на простейшие аффекты ребенка. То, что само по себе не приковывает естественного внимания, ассоциативно связывается с объектами, которые вызывают непроизвольный интерес. Процесс формирования искусственного внимания сводится к формуле: искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно, т.е. связать нейтральное содержание с аффектом. Таким образом, механизм формирования искусственного внимания по сути периферический: сначала у воспитанника создается физиологическое состояние внимания, а как следствие этого возникает и умственный моноидеизм. В дальнейшем произвольное внимание поддерживается привычкой. Подчеркивая важнейшую роль искусственного внимания в жизни цивилизованного человека, Т.Рибо суммирует: Стадии формирования ИВ • Опора на простейшие чувства (страх, эгоизм, любопытство) • Опора на вторичные чувства (честолюбие, соревновательность, чувство долга) • Организованное внимание - внимание вызывается и поддерживается привычкой.
Внимание как активация организма. Концепция волевого внимания Н.Н. Ланге. Внимание как реакция. Рефлективное, инстинктивное и волевое внимание. Первичный эффект волевого внимания. Роль памяти в ошибках волевого внимания. Связь внимания и движения становится еще более явной в работах Ланге, который представлял ее как причинно-следственную. Движения здесь включены в акт внимания и обуславливают его, делают внимание возможным. Моторная или эффекторная теория Ланге. Внимание в ней – это целесообразная реакция организма , моментально улучшающая условия восприятия. Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и произвольной. В любом акте внимания можно выделить 3 компонента: 1. некоторое восприятие (ощущение, представление, мысль); 2. двигательную реакцию, которая позволяет «воспринимать» его лучше, ярче, отчетливей; 3. улучшенное восприятие, в котором сказываются эффекты внимания: усиливающий, фиксирующий и аналитический. По типу реакций Ланге предложил различать 3 вида внимания, в каждом из которых движение соответствующего типа играет ключевую роль. 1. Рефлективное внимание – автоматическая настройка органов чувств ответ на появление какого-либо значимого стимула (мышечные реакции: аккомодация хрусталика…) 2. Инстинктивное внимание связано с определенной эмоцией, которое встраивается между ощущением и движением. Эмоции вызываются видоспецифичным классом объектов и влекут за собой ряд целесообразных движений. Эти движения наследуются субъектом как представителем вида. ИВ основано на эмоциях любопытства или удивления при появлении чего-то нового и незнакомого. Инстинктивное влечение (эмоция), появляющееся при виде чего-то неизведанного, для лучшего изучения объекта и стремление сделать этот объект привычным и понятным. Такое влечение обладает 2 классами средств: 1) средства улучшения внешнего восприятия – выразительные движения. Настройка органа чувств, соответствующее воздействию и подстройка всего тела (приближение к объекту, задержка дыхания…). 2) внутренние (психические) средства – понимание воспринятого объекта и достигается отысканием в прошлом опыте сходных с ним или объясняющих его представлений (н-р, перебор догадок о шуршании в углу темной комнаты – мышь; в совр.псих. догадки называются «перцептивными гипотезами» - И.Кречевский). Мы движемся от ощущений к их интерпретации. 3. Волевое внимание предполагает, что цель предстоящего познавательного акта ясна заранее познающему субъекту, но достижение ее не обеспечено врожденными видотипическими реакциями. Если цель я сна, то должны быть «предварительные знания» об обследуемом объекте. Исходный образ бледен и схематичен был назван Ланге - « значковым». Смысл акта в том, чтобы придать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Усилить интенсивность можно только за счет движений, естественно доступных волевому управлению. Чувство усилия, всегда сопровождающее акт волевого внимания, тоже обусловлено именно двигательными компонентами этого акта. Практически любой «комплекс представлений содержит в себе моторный компонент, определенные двигательные звенья (н-р, воспоминания о движеньях, связанных с рассматриванием соответствующего предмета, его ощупыванием…). Т.о. любое наше «сенсомоторное образование» (воспоминание), в котором ясность сенсорных компонентов может быть увеличена за счет подключения моторных составляющих. Установлено, что информация, поступающая в КГМ из разных сенсорных модальностей, представлена в виде карт, которые связаны с моторными системами, управляющими движениями глаз и головы в сторону объекта внимания. В акте волевого внимания мы движемся от предварительного знания о предмете к его более ясному и отчетливому «восприятию». Эффектом волевого внимания является усиление представления. Реальное ощущение + Образ памяти = Усиленное ощущение = Улучшенное восприятие. Иллюзия восприятия в результате эффекта волевого внимания Вопрос МЕТАФОРА ФИЛЬТРА И ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ КАК ОТБОРА СЕЛЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ВНИМАНИЯ В этом суть парадокса разумного отбора [338]. Если внимание включается в работу системы переработки информации слишком рано, до того как завершена существенная часть обработки, как узнать, что именно следует выбрать, а что отбросить? А если внимание подключается поздно, то уже очевидно, что именно важно с точки зрения решаемых задач. Однако проделано слишком много работы по переработке неважного — и тогда зачем внимание? Рассмотрение внимания как отбора ставит более глубокий и более важный вопрос о том, что такое отбор и каковы его функции. От ответа на этот вопрос зависят и способы организации исследований внимания, и принципы разработки его моделей. Можно предположить несколько вариантов ответа. 1. Отбор как полное отсекание, блокирование неуместного сигнала. Именно так внимание представало в самой первой модели фильтра (см. разд. 5.2.1). И именно здесь встает важный вопрос о том, на каком этапе переработки располагается подобный фильтр, по функции напоминающий демона Максвелла из культового романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Этот демон, который олицетворял первый закон термодинамики, закрывал дверь перед носом медленных молекул, пропуская внутрь только быстрые. Так же и внимание, рассматриваемое подобным образом, «пропускает» в систему переработки только нужную информацию, «оставляя за дверью» ненужную. 2. Отбор как ослабление неуместного сигнала, поступающего по определенному каналу, по сравнению с необходимым сигналом. В этом случае уменьшается вероятность потерять что-то нужное, поскольку ослабленный сигнал может быть впоследствии снова усилен с привлечением субъективных факторов (контекста, мотивации и т.п.), а также может повлиять на поведение, не достигая сознания. Подобный принцип работы был положен в основу модели «аттенюатора» (от англ. attenuate — ослаблять), которая будет рассмотрена в разд. 5.2.3. 3. Отбор как временная задержка или откладывание переработки неуместной информации, пока система занята переработкой нужной информации. Подобный принцип лежит в основе моделей, базирующихся на метафоре заслонки внимания, или кабине 4. Отбор как торможение или замедление хода переработки неуместной информации, в том числе при повторной встрече с ней. Здесь придется допустить, что механизм отбора настраивается на основе не только поставленной задачи и полученных инструкций, но и недавнего прошлого опыта человека. Вспомним эффект Струпа, рассмотренный в разд. 4.3.1. Решая задачу называния цвета чернил, которыми написаны названия цветов, человек отвечает медленнее в случае рассогласования двух источников информации (см. рис. 4 на цв. вкл.). Вероятнее всего, происходит это потому, что для решения задачи необходимо дополнительное торможение переработки ненужной в данном Теперь вообразим такую ситуацию: пусть в предыдущей пробе было предъявлено слово «зеленый», написанное синими чернилами. В системе переработки информации произвольно тормозится значение «зеленый», и испытуемый с некоторой задержкой дает ответ «синий». В очередной пробе появляется слово «красный», написанное зелеными чернилами. Что происходит? Испытуемый дает ответ еще медленнее, чем обычно в конфликтном условии. Видимо, причина задержки - в том, что значение «зеленый» было заторможено механизмом внимания в предыдущей пробе. Этот феномен, к которому мы вернемся в главе 8, получил название «отрицательный эффект предшествования». 5. Отбор как усиление необходимого сигнала по сравнению с остальными. В этом случае отбор предстает как выбор и дальнейшая «поддержка» того сигнала, который понадобится впоследствии, а не как отсекание ненужной или неуместной информации. Если обратиться к метафоре кабинета с приемной, то такая поддержка может выступить в форме протекции, которую секретарь начальника составляет одному из посетителей по предварительной договоренности. Однако немедленно встает вопрос о том, за счет чего происходит усиление сигнала или ускорение переработки. Возможно, для этого системе переработки информации понадобятся особые энергетические ресурсы, которые могут обеспечить дополнительную поддержку нужного канала передачи информации или ее переработки (см. гл. 9). Поэтому модели внимания как отбора в рамках данного направления будут не просто селективными, не просто структурными моделями фильтра, но моделями структурно-энергетическими, претендующими на описание не только сфокусированного, но и распределенного внимания. Именно таковы представления о внимании, основанные на метафоре прожектора: мы перейдем к их рассмотрению в главе 6. Феномен «вечеринки с коктейлем» и эксперименты К.Черри Чтобы понять суть феномена «вечеринки с коктейлем», представьте себе, что вы приглашены на вечеринку, где присутствует множество других гостей. С одной стороны, вы обычно способны следить за тем, что говорит оказавшийся рядом зануда-собеседник, даже если за столом идет еще несколько увлекательных разговоров, кто-то произносит тост, а кто-то поет песни. С другой стороны, если в одном из разговоров проскользнет важная для вас информация (например, если в противоположном конце комнаты кто-то упомянет ваше имя), то вы заметите это, сколь бы ни были сконцентрированы на поддержании своего разговора. О чем может сказать психологу даже поверхностное рассмотрение происходящего во время вечеринки с коктейлем? Во-первых, внимание селективно: позволяет отобрать одно сообщение из множества. Во-вторых, оно может быть так или иначе распределено и позволяет фиксировать появление значимой информации в сообщениях, за которыми человек в данный момент не следит. Селективное слушание В начале 1950-х гг. в Массачусетском технологическом институте - том самом, где несколько лет спустя впервые состоялся симпозиум по когнитивной науке, - К. Черри провел свои первые исследования внимания. Ему же принадлежит заслуга создания методических процедур, которые в течение нескольких десятилетий лежали в основе экспериментальной психологии внимания и продолжают использоваться по сей день как психологами, так и нейрофизиологами. Эти процедуры получили название «методика избирательного слушания». Испытуемому одновременно предъявляются два сообщения, одно из которых он должен отслеживать, а другое - игнорировать. Сообщения могут подаваться двумя разными способами. Дихотическое предъявление: одно из сообщений подается в правое ухо, а другое - в левое (рис. 5.1, а); отбор сообщения может
Бинауралъное предъявление: оба сообщения подаются одновременно в оба уха (рис. 5.1, б); отбор должен осуществляться на основе прочих характеристик сообщения. В оригинальной процедуре К.Черри оба сообщения (два разных текста) исходно читались одним и тем же диктором и были уравнены по громкости. Сообщение, на которое испытуемый должен был обращать внимание, начинало подаваться чуть раньше Инструкции испытуемому содержали одно из следующих требований: следование одному сообщению с последующим отчетом о нем (например, в форме пересказа) и игнорирование второго сообщения;
195 Путь передачи сообщения, которое отбирается для дальнейшей переработки, К. Черри обозначил как «релевантный канал» (англ. relevant - уместный, имеющий отношение к делу), а путь передачи сообщения, которое должно быть отвергнуто, как «нерелевантный канал». Само понятие «канал» было заимствовано из теории коммуникации, где означало путь передачи информации (см. разд. 4.1.1). Вернемся к рис. 5.1, в. Если перед испытуемым ставится задача вторить сообщению А, подаваемому в левое ухо, то левое ухо будет релевантным каналом, а правое - нерелевантным. 1. Человек способен фокусировать внимание на одном из бинаурально предъявляемых сообщений, читаемых одним и тем же диктором. Однако задача крайне непроста, особенно если требуется вторение этого сообщения. В ходе вторения испытуемый сбивается, бубнит, речь его теряет эмоциональную окраску, а для полного разделения сообщений необходимо прокрутить запись не менее 20 раз. К. Черри предположил, что в основе отбора должны лежать физические характеристики стимуляции (например, пространственное расположение источника звука, его высота и т.п.). Но в случае бинаурального предъявления к характеристикам, которые становятся основой отбора, относится и вероятность перехода между отдельными словами фраз, подаваемых по релевантному каналу. Если помимо всех прочих признаков уравнять сообщения, читаемые одним и тем же диктором, и по этому параметру - разделение их перестает быть возможным. Для такого уравнивания в качестве сообщений были использованы наборы публицистических «клише», которыми пестрят страницы газет. Примерами подобных клише наполнен один из юмористических рассказов К.Чапека «Эксперимент профессора Роусса», высмеивающий современную журналистику. В качестве финального аккорда в рассказе звучит фраза: «В кругах специалистов интересные выводы нашего прославленного соотечественника получили заслуженно высокую оценку». Когда подобного рода газетные клише подавались по обоим каналам, 2. Для исследования глубины обработки отвергаемого сообщения была использована методика дихотического предъявления. К.Черри обнаружил, что если в сообщении, подаваемом по нерелевантному каналу, происходят неожиданные изменения, то одни из них замечаются, а другие проходят незамеченными. Испытуемый замечает (и отчитывается об этом после завершения пробы):
- содержание нерелевантного сообщения;
Основной вывод, который сделал из этих результатов К. Черри, заключался в том, что обработка речевого сообщения, подаваемого по нерелевантному каналу, ограничена грубыми физическими признаками этого сообщения. Через некоторое время это положение экспериментально подкрепил англичанин Невил Морей [269], которому с использованием той же методики удалось получить еще один яркий факт, если по нерелевантному каналу 35 раз повторялось одно и то же слово, испытуемый не мог его воспроизвести, даже когда этого испытуемого заранее специально инструктировали следить за нерелевантным сообщением! 3. Наконец, К. Черри обнаружил, что если внезапно прервать предъявление сообщений по релевантному и нерелевантному каналам и попросить испытуемого отчитаться об услышанном, то можно добиться воспроизведения информации, которая подавалась по обоим каналам. Для объяснения этого результата придется предположить, что в системе переработки информации есть «буфер», в котором оба сообщения удерживаются в течение короткого времени, до того как будут обработаны более глубоко. Решая практическую задачу, связанную с организацией работы авиадиспетчеров, которые одновременно получают множество сообщений и должны выбрать и отслеживать наиболее важное из них, Д. Бродбент подхватил идею радиоинженера К. Черри об отборе как фильтрации. В радиотехнике фильтрация представляет собой отсечение лишних частот, мешающих слушать сообщение, которое передается по определенному каналу. Это понятие действительно очень близко к содержанию деятельности авиадиспетчера. Поэтому модель внимания, которую предложил Д. Бродбент, базируется на метафоре фильтра, расположенного после стадии сенсорной регистрации поступающей информации (обработки ее физических признаков), но до стадии более полной перцептивной обработки. Если сенсорная обработка может происходить параллельно (все поступающие сообщения анализируются одновременно), то перцептивная обработка осуществляется последовательно: в единицу времени может обрабатываться только одно сообщение. Именно по этой причине стадии должны быть разделены фильтром, который предохраняет стадию перцептивной обработки от перегрузки. Перечислим основные допущения, лежащие в основе модели Д. Бродбента.
Для своих допущений Д. Бродбент провел эксперимент по методике оценки расщепленного объема памяти. В данной методике изучению подвергается способность человека отчитываться о небольшом количестве информации, которая подается, однако, по двум каналам одновременно, в «расщепленном» на два сообщения виде. Затем эти сообщения вновь «соединяются» в отчете испытуемого, за исключением утерянной информации. Допустим, человеку дихотически с интервалом в полсекунды предъявляются три пары цифр (рис. 5.2). Например, сначала в левое ухо предъявляется цифра 4 и одновременно с ней в правое - цифра 8; затем в левое - 5, а в правое - 3; наконец, в левое - 7, а в правое - 2. Задача испытуемого состоит в том, чтобы воспроизвести как можно больше цифр. Общее количество цифр теоретически меньше объема кратковременной памяти, который, как показал в 1956 г. Дж. Миллер, равен 7 ± 2 единицам. Однако средняя продуктивность испытуемых в эксперименте Д. Бродбента составила 65 % правильных ответов. Иными словами, испытуемые редко отчитывались более чем о четырех цифрах.
Д. Бродбент заметил и закономерность в порядке отчета: испытуемые были склонны сначала воспроизвести все цифры, подаваемые в одно ухо, а потом – то, что смогут вспомнить из предъявленного во второе ухо (предположим, 4, 5, 7 – и еще 2). Следовательно, во-первых, переработка информации действительно ограничена. Во-вторых, выбор канала осуществляется по физическому (пространственному) признаку. А в-третьих, та информация, которая исходно не была отобрана, еще некоторое время удерживается в системе переработки предположительно, в 199 Представим происходящее в системе переработки информации в виде Y-образной фигуры, изображенной на рис. 5.3. Информация поступает параллельно по двум каналам, однако начиная с определенного момента времени она может продвигаться только по одному каналу с ограниченной пропускной способностью. Это «бутылочное горлышко» необходимо защитить от интерференции с помощью фильтра, или заслонки, которая пропускает информацию, подаваемую по одному каналу, и задерживает информацию, поступающую по другому каналу. Чтобы переключить фильтр, требуется некоторое время, поэтому экономичнее сначала пропустить все стимулы, идущие по одному каналу, а потом единожды переместить заслонку и пропустить стимулы, пришедшие по другому каналу.
и решение проблемы отбора перед каналом с ограниченной пропускной способностью – фильтр (заслонка) Но предположим, что отображения цифр в буфере со временем угасают - так, как если бы это были кусочки льда, попавшие в раскаленную железную трубу. Тогда в первую очередь угаснут следы тех цифр, которые были предъявлены первыми. А следы цифр, предъявленных последними, имеют шансы дождаться переключения заслонки. Значит, не исключено, что соответствующая информация тоже достигнет блока с ограниченной пропускной способностью.
интервал, тем больше времени остается на переключение фильтра с одного канала на другой и обратно. Согласно данным, полученным в эксперименте, по мере увеличения интервала между парами цифр от 0,5 до 2 с количество правильных ответов возрастало. Таким образом, на переключение фильтра действительно требуется некоторое время. 201
мация передается в подсистему, отвечающую за подготовку к ответу на данное воздействие, а эта подсистема, в свою очередь, передает сигнал на исполнительные органы, задействованные в осуществлении ответа. Вопрос
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |