Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория развития мышления по Ж.Пиаже, эгоцентризм детского мышления.Теория формирования и развития умственных действий П.Я.Гальперина



2015-12-13 1884 Обсуждений (0)
Теория развития мышления по Ж.Пиаже, эгоцентризм детского мышления.Теория формирования и развития умственных действий П.Я.Гальперина 0.00 из 5.00 0 оценок




Пиаже Жан (1896-1980) — швейцарский психолог, основатель Женевского эпистемологического центра (женевской школы генетической психологии). Автор концепции стадийного развития психики ребенка. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного «Я», анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Детально проанализировал специфику детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Для объяснения представлений детей использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции детской логики . В дальнейшем обратил особое внимание на развитие интеллекта. В своих исследованиях он старался до

казать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние через превращение их в операции. Значительная часть исследований в области интеллекта, проведенных им, была отражена в книге «Психология интеллекта», 1946 г .

Исследования Ж. Пиаже приобрели широкую известность, что способствовало созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией.Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребенка, предложенная Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.

Первая стадия — сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков.

К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т. е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.

Вторая стадия — операционального мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст, как известно, характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризацни внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.

Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11-12 лет. В этот период, по мнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми.

Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. По мнению Пиаже, в этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов мышления, которые можно выразить следующими формулами:

Первая формула заключается в том, что если А = В и В -= С, то А = С.

Вторая формула содержит утверждение, что А + В = В + А.

В это же время у детей проявляется способность, названная Пиаже сериацией. Суть данной способности заключается в возможности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку, например по весу, величине, громкости, яркости и др. Кроме того, в данный период у ребенка проявляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.

Четвертая стадия — стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. При этом следует отметить, что развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Данный подход использовался и в других концепциях и теориях развития мышления. Но в отличие от других направлений, Гальперин высказал свои идеи в отношении закономерностей развития мышления. Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления. В своих работах Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. Следует также отметить, что концепция Гальперина имеет большое значение не только для понимания сути процесса развития и формирования мышления, но и понимания психологической теории деятельности, так как в ней показан процесс освоения конкретного действия на уровне формирования мыслительных операций.

Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляется лишь но ряду параметров. По мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

По мнению Гальперина, существуют четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения. При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях: действия материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме. Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоенность.

Процесс формирования умственных действий в соответствии с концепцией Гальперина имеет следующие этапы:

• Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основной функцией данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать.

• Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.

• Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры па реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.

• На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».

• На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

 

44.Интеллект— совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности1.В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако,

понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый

Р. Кеттелвыделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую» (fluid), и статическую — «кристаллизованную»(crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристал-

лизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

_ способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);

_ способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

_ способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;

_ объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные

задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным тестам такого вида

относятся:

_ тест Стенфорда-Бине— оценивает интеллектуальное развитие ребенка;

_ тест Векслера — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;

_ тест Равена— невербальный интеллект;

_ тест Айзенка (IQ) — определяет общий уровень развития интеллекта.

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.

 

В рамках операционального подхода наиболее разработаны факторные модели интеллекта, основывающиеся на следующих положениях:


- интеллект является латентным свойством некоторой психической структуры, которое может быть измерено;

- интеллект как психологический конструкт дан исследователю только через различные косвенные проявления при решении задач разного уровня сложности;

- множество поведенческих проявлений интеллекта всегда больше, чем множество свойств;

- решение задачи может быть правильным или неправильным;

- любую задачу можно решить правильно за бесконечно большое время.

 

Следствием этих положений является принцип, согласно которому трудность задачи определяет уровень интеллекта, необходимый для ее правильного решения. Таким образом, суть измерительного подхода заключается в процедуре и содержании тестовых заданий [В.Н. Дружинин, 1999].

Модель Ч. Спирмена.

В результате своих исследований Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной деятельности определяют:

некий общий фактор, общая способность;

фактор, специфический для данной деятельности.

Успешность выполнения тестов испытуемыми зависит от уровня развития у них общей способности (генерального G - фактора) и соответствующей специальной способности (S - фактора). G - фактор определялся Спирменом как общая "умственная энергия", однако он не предложил процедуры для его измерения. G - фактор влияет на успешность выполнения любой деятельности. По Спирмену, роль G - фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

В дальнейшем Спирменом выделил также уровень групповых факторов (арифметический, механический, лингвистический (вербальный)).

Рис. 1 Модель интеллекта Ч. Спирмена

Модель Л. Терстоуна

В отличие от СпирменаТерстоун отрицал наличие единственного фактора, обеспечивающего продуктивность интеллектуальных действий. По его предположениям, каждый интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Наиболее часто в исследованиях Терстоуна воспроизводились 7 факторов. Это:

"V. Словесное понимание - тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т.д..

W. Речевая беглость - измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории.

N. Числовой фактор - тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

S. Пространственный фактор - делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур), а второй - связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память - измеряется тестами на механическое запоминание словесных ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия - определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный и образный под факторы.

I. Индуктивный фактор тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена). Наименее точно установлен". [10 с. 27-28]

Однако, как показали дальнейшие исследования, факторы Терстоуна оказались зависимыми, т.е. коррелировали между собой, что подтверждает предположение Ч. Спирмена о существовании единого G- фактора.

Модель Дж. Гилфорда

Гилфорд в результате систематизации своих исследований, предложил модель "структуры интеллекта (SI)". Модель является трехмерной, по схеме: содержание (заданий) - умственный процесс (операции) - результат.

Содержанием задачи являются особенности материала или информации (изображение, символы (числа и буквы), семантика (слова), поведение).

Операция, по Гилфорду, это психический процесс. Им может быть познание, память, дивергентное и конвергентное мышление, оценивание.

Результатами является та форма, в которой испытуемый дает ответ. Ими может быть: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Факторы в этой модели, независимы и каждый из них, образуется сочетанием категорий трех измерений интеллекта, названия факторов условны. Всего факторов

5 * 4 * 6 = 120

По мнению Гилфорда, в настоящее время идентифицировано более 100 факторов.

Модель Р. Б. Кеттелла

Кеттеллом в результате анализа результатов большого количества тестов, были предложены два фактора: фактор "связанного интеллекта" и фактор "текучего интеллекта". "Связанный интеллект" определяет меру овладения культурой общества, к которому принадлежит индивид. Текучий интеллект" определяет возможности нервной системы быстро и точно перерабатывать информацию.

Фактор "связанного интеллекта" диагностируется тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов, а фактор "текучего интеллекта" - тестами на выявление закономерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции. Эти факторы, по Кеттеллу, являются базовыми. Кроме них, он выделил три дополнительных парциальных факторов: "визуализация" - как способность манипулировать образами, "память" - как способность сохранять и воспроизводить информацию и "скорость" - как способность поддерживать высокий темп реагирования.

Уровень развития парциальных факторов определяется опытом взаимодействия индивида с окружающей его средой.

В дальнейшем было показано, что фактор "связанного" и фактор "текучего" интеллекта коррелируют и в ходе исследования невозможно отделить "текучий интеллект" от "связанного интеллекта", так как они сливаются в единый общий фактор (G - фактор по Спирмену).

Иерархические модели интеллекта Ф. Вернона и Д. Векслера.

Факторы в модели Вернона располагаются на четырех уровнях. Первый уровень занимает G - фактор (Спирмена), на втором - расположены два основных фактора: вербально -образовательный (V : ED) и практико-технический (K :M). На третьем находятся специальные способности (техническое мышление, арифметическая способность и др.) и на последнем расположены более частные субфакторы.

Модель Вернона, отличается наличием только трех уровней. На первом находится общий интеллект (по Спирмену), на втором - "групповые" факторы" (невербальный и вербальный интеллекты) и на третьем - специфические факторы, определяющиеся успешностью выполнения отдельных субтестов.

Концепции интеллекта Г. Ю. Айзенка и Л. Т. Ямпольского

Айзенк является представителем одномерного подхода к интеллекту. По Айзенку, можно выделить три типа концепций интеллекта: биологическую, психометрическую и социальную. Эти концепции соответствуют трем структурным уровням интеллекта.

"Биологический интеллект" связан со структурами головного мозга обеспечивающих осмысленное поведение. Методами его измерения могут являться: электроэнцелография (ЭЭГ), измерение усредненных вызванных потенциалов (УВП), кожно-гальваническая реакция (КГР), измерение времени реакции (ВР).

"Психометрический интеллект" определяется успешностью выполнения тестов IQ. Эта успешность зависит как от биологического интеллекта, так и от культурных факторов

"Социальный интеллект" определяется успешностью адаптации в социуме.

По мнению Айзенка, биологический уровень является фундаментальным для остальных.

Решая проблему соотношения скорости переработки информации и когнитивной дифференцированности, Айзенк объединяет фактор сложности (зависящий от успешности выполнения сложных задач за ограниченное время) и фактор скорости (зависящий от скорости выполнения простых заданий), так как существует корреляция результатов простых тестов, выполненных с ограничением времени и таких же тестов без ограничения времени, близкая к единице.

Делая выводы из результатов своих исследований, Айзенк предполагает наличие трех основных параметров характеризующих IQ. Это - скорость, настойчивость (зависит от числа попыток решения задачи) и число ошибок.

Главным параметром, характеризующим уровень интеллекта по Айзенку, является скорость переработки информации. Айзенк предлагает использовать в качестве ее показателя время реакции выбора из множества альтернатив. Как видно, Айзенку не удается выйти из измерений скорость-трудность. Таким образом, уровень интеллекта характеризуется не только скоростью работы мыслительных процессов, но и способностью человека работать с множеством альтернатив. Фактор, обеспечивающий переработку сложной информации и детерминирующий индивидуальную продуктивность, В.Н. Дружинин называет "индивидуальным когнитивным ресурсом".

Ямпольским была сделана попытка, разрешить дилемму "сложности" и "скорости". Так в результате обработки результатов созданного им теста на логико-комбинаторное мышление, было выявлено три фактора. Эти факторы характеризуют продуктивность выполнения испытуемым данного теста. Первый фактор - фактор времени решения; второй - правильности решения простых задач; третий - фактор правильности решения сложных задач. Факторы не являются ортогональными, а связаны друг с другом. Корреляция первого фактора со вторым составляет 0,202, второго с третьим - 0,832, третьего с первым - 0,389.

Ямпольским была предложена следующая модель интеллекта:

" Ii = Fi F1

где:

i - уровень сложности;

Ii - успешность решения задач i-го уровня сложности

Fi - правильность решения задач i-той трудности;

F1 - идеомоторная скорость".

 



2015-12-13 1884 Обсуждений (0)
Теория развития мышления по Ж.Пиаже, эгоцентризм детского мышления.Теория формирования и развития умственных действий П.Я.Гальперина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория развития мышления по Ж.Пиаже, эгоцентризм детского мышления.Теория формирования и развития умственных действий П.Я.Гальперина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)