Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



2015-12-13 653 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт. Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности.

1. Чувствительность ко всему новому.

2. Способность к обнаружению и постановке проблем.

3. Способность к генерированию большого числа идей.

4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты действий.

5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам.

6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали.

7. Способность к анализу и синтезу.

8. Способность к действиям в уме.

9. Смелость — способность идти на разумный риск.

1 0. Готовность преодолевать препятствия.

1 1. Готовность противостоять мнению окружающих.

1 2. Толерантность к ситуациям неопределенности.

 

46.Речь есть процесс материализации мысли. Под этим термином в психологии понимают процесс общения людей посредством языка, а также используемую человеком для передачи информации систему звуковыхсигналов и письменных знаков.

Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его достижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыминепосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его индивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесеннымииз опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепление за каждым словом определенного значения, то есть обобщение рядасхожих предметов или явлений в одном символе. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключаетсяв следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значениеи смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, таккак включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знакии пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Выделяют следующие признаки языка:

- исторически сложившееся средство общения;

-система условных знаков, с помощью которой передаются сочетаниязвуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;

-развивается относительно независимо от человека, по законамлингвистики;

-отражает менталитет конкретного народа, его социальные установки и мифологию.

Человеческий язык имеет сложную структуру, включающую в себя лексику, грамматику и синтаксис. Лексика — это слова с их значениями; грамматика — система различных форм слов; синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения

 

47Основные функции речи. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ.

 

Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций

В каждой конкретной ситуации они представлены в разной степени. Например, в деловом общении больше представлена информационная функция («сообщение»), в конфликтах — «выражение», во время церковной проповеди — «воздействие» и т. д. Но бывают ситуации, где может реализоваться каждая функция речи.

 

Например, предприниматель нанял нового работника, знакомит егос оборудованием своей мастерской и говорит ему: «В этой мастерской выбудете работать с 9 до 18 часов с перерывом на обед (сообщение). Надеюсь, что вы будете трудиться хорошо, так как я очень не люблю недисциплинированных работников (выражение). Вот чертежи, согласно которым выбудете вытачивать детали мебельной фурнитуры (обозначение). Ну а теперь, если все понятно, — за работу! (воздействие)».

 

Словами человек обозначает все то, что воспринимает при помощи органов чувств. Таким образом, слово становится своеобразным «условным раздражителем», которое может заменять реальные предметы и явления. И. П. Павлов назвал слова «сигналами сигналов», образующими вторую сигнальную систему

 

 

Различие сигнальных значений слов у человека и животных показаны на рис. 11.3.

 

Они обусловлены тем, что для животных слово — лишь набор звуков, запускающих тот или иной условный рефлекс, в то время как для человека слово — есть обобщающий символ, обозначающий целый класс предметов или явлений.

Выделяют следующие свойства рефлексов второй сигнальной системы.

1. Непрерывное синтезирование, расширяющее содержание словесных сигналов (возбуждение анализаторного комплекса, выражающего определенное понятие, непрерывно иррадиирует на смежные слова).

2. Возможность одномоментного формирования и перестройки сигналов второй сигнальной системы. Например, человек, прочитав на дверях кафе «закрыто на ремонт», перестанет туда ходить, чтобы не терять времени понапрасну, в то время как животному требуется большое количество сочетаний для угасания условных рефлексов.

3. Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, у человека выработали условный двигательный рефлекс на звук звонка. После этого вместо того, чтобы включить звонок, экспериментатор произнес слово «звонок». Испытуемый ответил той же двигательной реакцией.

4. Отвлеченность понятия, выраженного словом, находится в обратном отношении к прочности его связи с конкретными раздражителями действительности. Трудно закрепляются значения таких отвлеченных понятий, как «политология» или «сенсибилизация», и гораздо легче и прочнее вырабатываются реакции на слова «огонь» или «яблоко».

5. Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям второй сигнальной системы. При утомлении, заболевании или снижении мотивации в первую очередь ослабляются реакции на словесные сигналы, в то время как реакции на раздражители первой сигнальной системы еще сохраняются в полной мере. Кроме конкретного слово может иметь и абстрактное, обобщающее значение. На этой основе формируется мышление, которое тесно связано с речью, так как слова уже содержат элементы обобщения и абстрагирования. Так, понятие «стул» включает в себя существенные свойства — наличие горизонтальной поверхности для сидения и спинки, и абстрагируется от цвета, формы и материала, из которого этот стул сделан. Устная и письменная речь позволяет человеку обучаться на чужом опыте, что позволяет людям быстро приспосабливаться к окружающей среде. Формирование устной речи связано с лобной долей левого полушария, а письменной — с височной и теменной долями.

 



2015-12-13 653 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)