Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи возрастной физиологии и психофизиологии



2015-12-13 686 Обсуждений (0)
Задачи возрастной физиологии и психофизиологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Основными задачами возрастной физиологии являются: -оценка возрастной нормы; -возрастная периодизация онтогенеза; - возрастные особенности мозговой организации психических процессов и механизмов, лежащих в основе их формирования; -нарушение высших психических функций в зависимости от характера поражения мозга. И для врача, и для педагога очень важно понимать, нормально ли развит ребенок, с которым ему предстоит работать. Ведь любое существенное отклонение в темпах развития означает, что к такому ребенку необходимо при- менять специальные, нестандартные приемы воспитания и лечения. Поэтому установление параметров возрастной нормы – одна из важнейших прикладных задач возрастной физиологии. Темп развития и конечный уровень развития многих свойств не всегда коррелируют между собой. Нередко замедленное развитие приводит к тому, что человек, хотя и позже сверстников, достигает необычайно высокого 10 уровня развития тех или иных своих способностей. И напротив, ускоренное развитие порой заканчивается слишком рано, и человек, подававший большие надежды в ранние годы, так и не достигает ничего серьезного в зрелом возрасте. Об этом, в частности, свидетельствуют биографии многих вундеркиндов. Столь выраженные отклонения в темпах роста и развития бывают не так уж часто, а вот небольшие отклонения, проявляющиеся в умеренном отставании или опережении, встречаются сплошь и рядом. Как к ним относиться? Являются ли они проявлением вариативности развития или его отклонения- ми? Ответ на эти вопросы дает возрастная физиология, которая разрабатывает критерии, по которым можно судить о том, насколько существенны отклонения от нормы и нужно ли предпринимать что-либо для их устранения или смягчения последствий. Возрастные нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающий надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза, а не только стационарные среднестатистические нормативы. Та- кой подход позволяет охарактеризовать специфику функциональных и адап- тационных возможностей детей в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми ребенок сталкивается в своей повседневной жизни, в реаль- ных условиях обучения и воспитания. Что касается возрастной периодизации онтогенеза, то здесь есть две точки зрения. Одни ученые считают, что развитие протекает непрерывно, по- этому говорить о каких-либо его этапах или периодах бессмысленно. Так полагает, в частности, британская школа антропологов. Напротив, российская физиологическая школа считает вопрос о периодах онтогенеза одним из узловых и уделяет этому большое внимание. В частности, это очень актуально для ответа на вопрос: с какого возраста начинать систематическое обучение в школе? Возрастная периодизация включает в себя вопросы сенситивных и критических периодов развития организма. Выявление сенситивных, т. е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов – весьма важная задача физиологии развития. Сейчас принято весь онтогенез делить на две стадии: пренатальную (внутриутробную) и постнатальную (внеутробную). В.В.Бунак предложил весь онтогенез делить на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии – увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии – падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов, осанки, скорости движений. Процесс онтогенетического развития имеет переходные (критические) периоды. Обычно выделяют три основных критических периода – эмбриональный, неонатальный и пубертатный. В эти периоды организм имеет высокую чувствительность к различным раздражителям и низкую резистентность. Основной задачей возрастной психофизиологии является выяснение возрастных особенностей мозговой организации психических процессов и механизмов, лежащих в основе их формирования. Согласно современным представлениям, все функции складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и среды. В соответствии с этим представлением приспособительный (адаптивный) характер функционирования организма в различные возрастные периоды зависит от двух важнейших факторов: морфофункциональной зрелости физиологических систем и адекватности воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма. Применительно к задачам возрастной психофизиологии это определяет необходимость понимания того, как, по каким закономерностям развивается мозг, его отдельные функциональные системы, обеспечивающие контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта, организацию адаптивного поведения и последовательность формирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе этих знаний, приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций, является важнейшим условием оптимального развития ребенка. Исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последовательность созревания ВПФ. Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навыков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвычайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский. Сюда относятся, прежде всего, проблемы индивидуальных различий в изучении личности человека: опреде- ление качества и степени одаренности детей и взрослых, особенности пове- дения людей, поставленных в экстремальные ситуации, представления о зна- чении индивидуальных, природообусловленных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Значимы также индивидуальные различия в объеме и активности межанализаторных связей. Они обусловлены врожденными «акцентами» на том или ином анализаторе, в соответствии с которыми люди подразделяются на преимущественно «слушающих», «смотрящих», «ощущающих», «обоняющих». Существует психофизиология старческого возраста, которая еще мало разработана, но весьма актуальна для понимания природы и терапии различных старческих дегенерации, в том числе – слабоумия.



2015-12-13 686 Обсуждений (0)
Задачи возрастной физиологии и психофизиологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи возрастной физиологии и психофизиологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)