Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика основных психических состояний личности



2015-12-13 921 Обсуждений (0)
Характеристика основных психических состояний личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в Профессиональная деятельность/профессиональной деятельности, являются следующие.

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру ксостоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Состояние релаксации - это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.

Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования - противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.

21. Назовите и охарактеризуйте конфликтные типы личности.

Несомненно, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности.

Существуют разнообразные способы преодоления возникающих с подобными людьми проблем. Во многих случаях в общении с ними помогают техники коммуникации, используемые в контактах с «обычными» партнерами. Но полезно знать особенности «трудных» личностей, чтобы нормализовать общение с ними.

Наиболее явными из «трудных» личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. Если человек демонстрирует нетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то часто достаточно бывает сделать перерыв и дать ему прийти в себя.

Но есть некоторые типы людей, для которых агрессия является привычным стилем поведения

Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.

Грубиян-”танк” идет напролом, не обращая внимания на попадающееся на пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Наилучшее, что можно сделать — это уклониться от встречи с ним. Если же это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, прежде всего, эмоционально.

Важно заранее установить пределы, дальше которых вы не пойдете, несмотря на все его давление. Во время общения сохраняйте эмоциональную сдержанность. Полезно выслушать его (что непросто), дать спустить пар и постараться так или иначе привлечь внимание «танка» . Хорошо использовать для этого, например, повторение его имени. Как только внимание у вас — торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это ненадолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий, которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершению разговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.

Существует тип грубияна-«крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна» подобного типа.

К этому типу примыкает «граната» – тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения утраты контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому человеку возможность контроля, и успокоить его.

«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое — зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели. Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип — «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен). Лучше не спорить с ним и не настаивать на продолжении встречи, если он утверждает, что ему некогда. Можно сказать что-то вроде: «Раз уж у вас нет времени...» Тем самым вы его обезоружите, и он, скорее всего, захочет продолжать разговор. Стоит применить «Вы-подход», спрашивать и учитывать мнение «всезнайки», сделать его «наставником».

«Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т. к. нередко в них есть рациональное зерно. Например, при запуске «Шаттла» явно не хватило такого пессимиста, иначе корабль бы не разбился, и люди не погибли. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказываниях, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

Один из наиболее сложных типов — это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл», «Я учил». Пассивно-агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности, лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их «проделки», не проявлять внешне ваш гнев и разочарование — это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию его обязательств для себя, чтобы потом предъявить ему. Четко обрисуйте ему значимые для него последствия невыполнения данной задачи. Контролируйте ход выполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того, пока человек такого типа еще не сделал ничего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом, который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен, только сидя «в кустах». Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.

«Сверхпокладистый» тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет, ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т. к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который очень хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем старании большую часть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию, создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться вашего расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.

Теоретики и практики разрешения конфликтов выделяют и другие типы людей, которые обладают личностными характеристиками, затрудняющими общение и провоцирующими сложные, конфликтные ситуации. Например, указывают еще такие варианты «трудных» личностей:
«Жалобщики» — всегда на что-нибудь сетуют. Сами же ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя не способными ни на что или не хотят брать на себя ответственность.
«Молчуны» — спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
«Всезнайки» — считают себя выше других. Их мнимое превосходство дополняется сознанием собственной важности, на самом деле они только играют роль.
«Нерешительные», или «стопоры», — лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.
«Максималисты» — те, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.
«Невинные лгуны» — те, кто заметает следы серией обманов так, что невозможно понять во что верить, а во что нет.
«Ложные альтруисты» — делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.

Обобщение опыта позволяет выделить ряд приемов, которые эффективно помогают преодолевать затруднения в общении со многими «трудными» партнерами:

1) установите контакт с вашим оппонентом;
2) после того, как вы почувствуете и осознаете, что данный человек труден в общении, соотнесите его с известным вам типом «трудных» личностей;
3) учитывайте возможность влияния собственных стереотипов;
4) сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не попадите под влияние эмоционального заряда и мировоззрения оппонента;
5) в процессе общения выявите систему аргументации оппонента и причины его трудностей, осуществите проверкуна реалистичность;
6) используйте приемы общения, дающие выход эмоциям;
7) развивайте контакт, держите ситуацию под контролем, постепенно создавайте совместное поле деятельности;
8) расширяйте совместный подход к делу и используйте его для выработки соглашения.

Таким образом, многие приемы могут помочь в работе с «трудными» типами. Тем не менее, не стоит ожидать магического воздействия ваших приемов. По словам специалиста по посредничеству Дона Картера, хороший игрок в бейсбол успешно реализует две подачи из десяти, а игрок очень высокого класса — четыре. Предъявляя к себе реалистичные требования и принимая действительность такой, какая она есть, мы сможем избежать, по крайней, мере, конфликта с самими собой, что не менее важно, чем мир с другими.

 

22. Назовите основные способы разрешения конфликтов.

 

Способы разрешения социальных конфликтов Существующие способы (модели) решения социальных конфликтов Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта. Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы). Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта: 1. силовой (одностороннее доминирование), 2. компромисс, 3. интегральная модель, 4. разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель). Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые cпособы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта. Силовой способ используется, когда один из субъектов весьма активен и намерен идти в конфликте до победного конца. Стремление решить конфликт с «позиций силы» обычно выражается в ультиматумах, угрозах, насильственных действиях с целью добиться от противника подчинения и принудить его делать то, что от него требуется. Слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Эту модель чаще применяют люди, переоценивающие свои силы. Силовой она называется потому, что победа одной стороны всегда является итогом применения какой-либо силы. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, экономических ресурсов, влияния, авторитета, морального воздействия и др. Должностное положение – солидное преимущество в конфликте с подчиненным. Неопытные руководители для разрешения конфликта в свою пользу применяют такие способы силового воздействия на оппонента, как увеличение его рабочей нагрузки, создание ему неудобств, сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.д. Такие действия раздражают подчиненного, делают его неуступчивым, затрудняют разрешение конфликта. Разрешиться конфликт таким способом может и с помощью драк, кулачных схваток, бытовых действий. Подобное доминирование обычно порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения (забастовки, манифестации, пассивное сопротивление и пр.). Силовая модель решает конфликт по принципу: «сильный всегда прав». При этом имеется в виду, как уже неоднократно отмечалось, не только применение физической силы: насилие может принимать формы административного, служебного и пр. воздействия. «Начальник всегда прав» – это одна из частных формулировок того же принципа. История человечества наполнена множеством примеров обращения к силе для разрешения конфликтов на самых различных уровнях – от рукоприкладства в личных отношениях до драконовских мер власти против своего народа и мировых войн. Насилие постоянно было источником трагедий и человеческих потерь, но оно еще долго будет существовать. Принцип «сильный всегда прав» знаменует в первую очередь торжество глупости. Возможность быстро завершить борьбу, «одним махом» – едва ли не единственное преимущество силового способа разрешения социального конфликта. Однако стратегически силовое разрешение конфликта всегда малоэффективно. Подавленная силой сторона остается неудовлетворенной подобным решением конфликта. Это толкает ее к скрытому сопротивлению, а порой и к открытому противодействию победившему оппоненту, к реваншу, для подавления, которых снова и снова потребуется насилие. Принято считать, что при разрешении конфликта с позиции силы страдает лишь проигравшая сторона. Но на самом деле победившая силой конфликтующая сторона, чтобы сохранить свое превосходство, должна постоянно прикладывать усилия для поддержания своей победы. А это значит, что победителю постоянно требуется расходовать свои ресурсы (военные, материальные, интеллектуальные, психологические). Неизбежность расплаты за насилие неизмеримо возрастает. Задавленные силой люди, как правило, не мирятся с участью побежденных. Погашенный на время конфликт разрастается вновь, как только ослабнет сила, его сдержавшая. Конфликт таким способом может окончательно разрешиться разве только с полным уничтожением проигравшей стороны. Пока она жива, остается жить и ее недовольство – постоянный источник проблем и напряжения победителя. И даже при полном уничтожении другой стороны победители все равно часто получают моральное осуждение в обществе. Так, Дантес и Мартынов, победившие в конфликтах на дуэлях А.С. Пушкина и Ю. Лермонтова, всю свою жизнь вынуждены были оправдываться и расплачиваться за эти победы, – даже их потомки не могли им простить пролитую кровь великих поэтов. Таким образом, разрешение социального конфликта с позиции силы часто оказывается для победителя очень дорогим по затратам и к тому же весьма сомнительным успехом. К сожалению, надо сказать, что данная модель достаточно распространена в России. Силовую модель можно применять только в редких случаях, – если при диагностике конфликта одновременно существует набор следующих показателей: • спровацированность конфликта оппонентом, • поддержка конфликта со стороны общественного мнения и авторитетных посредников, • большое число невинных жертв в конфликте, • антагонизм интересов и целей конфликтеров, • рост зоны разногласий, • конфликт находится в порочном круге, • актуальный знак конфликта – «плюс-минус» и «плюс» для социальной системы. На стороне конфликтёра (при этом должна быть полная уверенность в том, что данная сторона конфликта действительно олицетворяет «плюс», а другая «минус»: • оба конфликтера ориентируются только на победу, • баланс сил в пользу конфликтера, который намерен эту модель применить. • значительная длительность конфликта, • высокая цена сохранения конфликта; цена силового выхода из конфликта меньше, чем цена сохранения конфликта, • предмет конфликта социально значим. Указанные ограничители использования силовой модели известны не каждому. К сожалению, этот способ у нас в обществе используется гораздо чаще, чем следует. Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения. Модель обеспечивает эффективное и кардинальное преодоление конфликта, но грозит разрушением социальной системы, элементами которой были конфликтеры. В результате разрыва контактов между сторонами происходит развал их общего дела, распад организации, деятельность которой обеспечивала их существование. Поэтому, она применима только при выполнении строго определенных условий: • наличие «партий конфликтеров» и отсутствие «болота конфликта», • вмешательство авторитетных и независимых посредников, • рост числа невинных жертв в конфликте, • антагонизм интересов и целей конфликтеров, • рост зоны разногласий и границ конфликта, • стадия развития конфликта – «порочный круг», • актуальный знак конфликта – «минус-минус», • примерно равный баланс сил сторон, • большая длительность конфликта, • повышенный психологический фон конфликта, • цена сохранения конфликта, больше цены выхода из него. Разъединение конфликтеров не всегда полностью разрешает социальный конфликт. И оно не всегда возможно. Супругов связывают дети, да и не всегда в наших жилищных условиях разведенные в состоянии разъехаться; враждующие национальные общности не могут и не хотят уходить с территории, где они живут вперемешку друг с другом, бок о бок. Расставшиеся стороны, избавившись от конфликтных отношений, друг с другом, вынуждены искать замену разрушенных социальных контактов новыми, и неизвестно, не станут ли последние менее конфликтными (как это нередко случается, когда разведенные супруги вступают в новые неудачные браки). Поэтому неудивительно, что расставшиеся конфликтеры через некоторое время иногда вновь возобновляют контакты, а то и снова сходятся. Силовая модель решения конфликта и разъединительная модель решения конфликта являются самыми примитивными, но, к сожалению, в России они используются чаще всего. Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия. Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт. Она лучше всего работает, если конфликт характеризуется тем, что: • мотивировки конфликтеров в главном – совпадают, • общих интересов у сторон, больше чем противоположных, • цели конфликтеров соответствуют их интересам, • зона разногласий сторон заметно не расширяется, • конфликт в своем развитии не дошел до стадии идейной конфронтации сторон, • актуальный знак конфликта – «плюс-минус» или «плюс-плюс», • преобладание «плюсов» над «минусами» на предшествующих фазах развития конфликта, • присутствует намерение сторон пойти на уступк,. • примерно равный баланс сил сторон, • конфликт имеет неострый характер. Психофон конфликта в норме, • цена сохранения конфликта больше, чем цена выхода из него. Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте. Приведем пример, демонстрирующий различия моделей решения конфликта. Предположим, что Вы с группой студентов находитесь в аудитории университета на занятиях, в которой достаточно жарко и душно. Вы предложили открыть единственное окно. Вас поддержали слушатели, сидящие рядом. Но коллеги, пришедшие в аудиторию раньше Вас и занявшие места под окном, воспротивились Вашему предложению. Они заявили, что им и так хорошо, что они боятся сквозняков и простуды и не намерены рисковать своим здоровьем ради прихоти других людей. Как решить возникший конфликт? Рассмотрим возможные варианты решения: 1. (силовой) будет иметь место, если Вы и Ваши сторонники устроите скандал, попытаетесь силой аргументации и голосовых связок доказать свою правду, попробуете сами открыть окно, преодолевая физическое сопротивление своих оппонентов. Вместо прекращения конфликта произойдет его разрастание, конфликтная ситуация перерастет в инцидент. Даже если Вам удастся открыть окно и удерживать его открытым, стать победителем, то фактически Вы проиграете, т.к. не удовлетворите тот интерес, ради которого пришли в аудиторию – послушать лекцию. 2. (разводной способ) будет заключаться в том, что Вы покинете аудиторию, пропустив, таким образом, важное для Вас занятие. 3. (компромиссный) способ сработает, если Вы (и Ваши сторонники) договоритесь с оппонентами о частичном открытии окна (чуть-чуть) или его части – форточки или фрамуги. Но при этом ни Вы, ни Ваши оппоненты не будете в полной мере довольными подобным решением, ибо до Вас свежий воздух почти не доходит, а боящиеся сквозняков все-таки рискуют простыть. И все это мешает и Вам, и Вашим сторонникам, и Вашим оппонентам нормально работать на занятии. 4. (интегральная) модель. Освежить аудиторию можно не только тем способом, на котором Вы настаивали, но и путем: а) открытия двери, ведущей в коридор; б) включения кондиционера или вентилятора; в) организации короткого проветривания помещения на перерыве, на время которого все выйдут из аудитории; г) наконец, боящиеся простуды могут пересесть на места подальше от окна – туда, где не дует. Как видим, если не зацикливаться на достижении поставленной цели – иметь открытое или закрытое окно, то можно найти такие варианты решения проблемы, при которых не произойдет ущемления чьих-либо интересов, а, следовательно, дальнейшего разрастания конфликта. Интегральная модель совершеннее как силовой, разводной так и компромиссной. Эта стратегия признается конфликтологией универсальной и подходящей к любому типу социального конфликта, наиболее результативной и социально полезной. Только на ее основе можно решать "минус-минусовые" конфликты. Интегральная модель вполне применима к конфликтам со всеми прочими знаками и формулами, а также разными соотношениями конструктивных и деструктивных функций. Разработка этой стратегии и конкретных технологий ее реализации считается важнейшей заслугой конфликтологии. Интегральная модель в литературе обозначается по-разному: в американской конфликтологии ее называют – «третий путь поведения конфликтеров» или «модель не для дураков», в европейской научной традиции – «ревизия целей», в Россия – «интегральный способ» или «интегративная стратегия». Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов. Существуют также и симбиозные cпособы разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта.

 

 

1.Возникновение и развитие педагогики как науки.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит(460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ(469–399 до н. э.), Платон(427–347 до н. э.), Аристотель(384–322 до н. э.). В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана(35–96 н. э).

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование в это время утратило прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. И хотя среди деятелей церкви были просвещенные философы – Тертуллиан(160–222), Августин(354–430), Аквинат(1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория особого развития не получила.

Эпоха Возрождения дала целый ряд педагогов-гуманистов – это Эразм Роттердамский(1466–1536), Витторино де Фельтрэ(1378–1446), Франсуа Рабле(1494–1553), Мишель Монтень(1533–1592).

Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского(1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк

2015-12-13 921 Обсуждений (0)
Характеристика основных психических состояний личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика основных психических состояний личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (921)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)