Основные афоризмы Коменского
Лекция 3. Психолого-педагогическая культура в системе гуманитарных наук Аристотель – метафизическое учение Лицей – основал Платон.. тра та та Физическре Фома аквинский – схоластический метод (=школа), типа главный метод – в средние века зубрежка. Ололо Его учителем был Проксен, который дарил ему дорогие книги Аристотель изучал растения и животных А ещё он изучал физику – науку о движении, которая возможна благодаря онтологическому различию между силой и энергией Метафизика – «первая философия» аристотеля, имеет огромное значение в педагогике.. бла-бла Из этого: у человека две культуры Бытие (онтос)– живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами, условиями бытия: 1. Материя (то, из чего) – многообразие вещей, существующих объективно. Материя вечна, несотворима и неуничтожима, не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своем количестве, она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь, эфир. 2. Форма (то, что) – сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Формы создает из материи Бог или ум-перводвигатель. Идея единичного бытия вещи, явления: оно представляет собой слияние материи и формы. 3. Действующая причина (начало) (то, откуда) – началом всех начал является Бог (боги). Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина – энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающий энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. 4. Цель (то, ради чего). Высшей целью по Аристотелю является благо. Идея души Душа обладает целостностью, душа – это неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения (бихевиористика). Душа – энтелехия тела (=интеллект). Душа нематериальна, нетелесна. Душа – отражение актуальной действительности, всемирного и вечного Ума. Части души: память, эмоции, переход от ощущений к общему восприятию, а от него к обобщённому представлению; от мнения – через понятия к знаниям, от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле. Душа много времени проводит в ошибках. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни. Методы дедукции и индукции.Соединение индукции и дедукции. Интродукция. Убеждение: это свойство приобретено из опыта (эмпирия=опыт). Это свойство существенное и бла-бла Аналитика – учение о доказательстве Понятие категории ввёл именно Аристотель, и ещё он разрабатывал программы диалога. М.М. Бахтин продолжил разработку проблемы диалога; в ХХ веке В.С. Библер создал в Перово школу диалогокультур. Логические законы (Аристотель): 1. Закон тождества – понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений 2. Закон противоречия – не противоречь сам себе 3. Закон исключения третьего – третьего не дано Этические взгляды.Этика, нравственность, мораль. «Этические добродетели» (Аристотель), он выделял их 11 штук: 1. Мужество 2. Умеренность 3. Щедрость 4. Величавость 5. Великодушие 6. Честолюбие 7. Ровность 8. Правдивость 9. Любезность 10. Дружелюбие 11. Справедливость Человек в системе Аристотеля.Человек – общественное, или политическое существо, «политическое животное». Одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и нет, т.е. обладающее нравственными качествами. Метод диалога (Сократ, Платон, Аристотель, Бахтин, Библер). Принцип калокагатии (этически хорошее одновременно является эстетически прекрасным). Ян Амос Коменский. (1592-1670) Источники его системы: античная философия, Фрэнсис Бэкон, Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Основные педагогические идеи:всеобщее обучение, дисциплина, школьный год, дидактические принципы и классно-урочная система, учеба с шести лет и ещё некоторые принципы дидактики: 1. Природосообразность 2. Наглядность 3. Последовательность 4. Сознательность 5. Посильность (доступность) 6. Прочность 7. Систематичность С детства необходимо вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество – настойчивость в труде), пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности. Периоды: 1. Материнская школа – до 6 лет 2. Школа родного языка – с 6 до 12: родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами 3. С 12 до 18 лет – в крупных городах создавалась латинская школа, или гимназия. Добавляются предметы: история, естествознание, география («семь свободных искусств»). 4. Академия – с 18 до 24 лет. «Чешская дидактика», «Великая дидактика» - «Пампедия» («Всеобщее обучение») + Школы «зрелого возраста» и «старости», в которых преподает сама жизнь Воспитание – духовное вскармливание. Виды мужества: - благородное прямодушие и выносливость в труде. Основные афоризмы Коменского. «Спорить с природой – напрасное дело» «Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни» «Без примера ничему не выучишься» «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле» «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются; не следует этому мешать, принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать» «Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными» «Книги – инструмент насаждения мудрости» «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным» «Нет ничего труднее, чем перевоспитать человека, плохо воспитанного» «Не гонись за похвалой» «Мудрое распределение времени есть основа для деятельности» «Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями» «Тот, кто мало знает, малому может и учить» «Ничто притворное не может быть продолжительным» «Читать и понимать» «Школа учит ревностно изучать и делать хорошее, лучшее, наилучшее» «Формировать мастерских людей»
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |