Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многосубъектность социальной работы



2015-12-14 2487 Обсуждений (0)
Многосубъектность социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие субъекта в социальной работе. Бакалавры социальной работы, исследователи, преподаватели, консультанты и эксперты как важнейшие субъекты социальной работы.

Государство как субъект социальной работы. Социальная политика, ее цели. Государство и гражданское общество. Модели социальной политики. Федеральный, региональный, муниципальный компоненты социальной политики. Социальная политика российского государства и социальная работа.

Общественные и благотворительные организации социальной направленности. Формы и методы их деятельности и сотрудничества с государственными социальными учреждениями и профессиональными социальными работниками. Группы самопомощи как субъекты социальной работы. Участие добровольцев (волонтеров) в социальной работе.

Ответ:

Принципом социальной работы является ее многосубъектность.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации. Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Разработка комплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладение новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности.

Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Еще один субъект социальной защиты – работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру.

 

10. Бакалавр социальной работы как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика бакалавра социальной работы

 

Опыт развития системы подготовки специалистов социальной сферы в России и за рубежом. Роль теоретических и практических знаний в процессе профессионального становления специалиста социальной сферы.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования к квалификационной характеристике специалиста. Основные личностные и профессиональные качества специалиста. Компетентностный подход и непрерывное образование в сфере социальной работы. Комплексный характер деятельности и основные функции специалиста социальной сферы.

Понятие «профессиональная пригодность» и принципы профессионального отбора. Социальные риски и проблема «эмоционального сгорания» как профессиональная болезнь специалиста. Профессиональные организации социальных работников в России и за рубежом.

Ответ:

 

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности направленный на объект.

Субъектами СР являются:

- организации, учреждения, социальные институты общества (государство, социальные службы);

- общественные, благотворительные и др. организации 9профсоюзы, общество красного креста);

- люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах (организаторы-управленцы, исполнители, практические СР-ки);

- преподаватели;

- исследователи СР (научные работники, которые анализируют состояние СР).

Государственный Комитет СССР по труду и соц. вопросам в 1991 году издал постановление о дополнении в справочнике должностей характеристикой «Специалист по СР» - эта профессия вышла на профессиональный уровень СР в России.

С точки зрения проф. подготовки работников учреждений соц. обслуживания можно разделить на специалистов и не специалистов. Специалисты соц. служб имеют высшее и среднее проф. образование.

НЕ специалисты (вспомогательный и обслуживающий персонал) подразделяются на три группы: квалифицированные, полуквалифицированные и не квалифицированные работники. Все они имеют различный уровень проф. квалификации, проф. подготовки и проф. мастерства. Далеко не все работники соц. служб, занимающие должности специалистов по СР, могут успешно выполнять должностные обязанности, т.к. не являются профессионалами.

Развитие системы подготовки СР в России и за рубежом.

В России соц. образование играет большую роль в становлении новой ценности государства. В 90-е годы в РФ сложилась сеть учебных заведений, занимающаяся подготовкой СР-ов, в настоящее время их примерно 140. Проф. подготовка осуществляется в гос. университетах, педагогических и медицинских ВУЗах, в технических ВУЗах.

В настоящее время в России формируется разветвленная система непрерывного образования:

- до вузовское (школьное, среднее специальное);

- вузовское, реализующее образовательные программы следующих уровней: не законченное высшее (2 году), бакалавриат (4 года), подготовка специалистов (5 лет), магистратура (6 лет);

- после вузовское образование: подготовка кадров высшей научной и педагогической квалификации ч/з систему аспирантуры и доктонатуры; проф. подготовка; повышение квалификации.

Зарубежный опыт СР многообразен. Понятие СР появилось в конце 19 века в наиболее развитых странах. Как социальный институт и профессия в 20 веке в Северной Америке и странах западной Европы.

Австрия. Первые школы СР появились перед первой мировой войной. До 1961 года существовали частные школы. В Вене открыта Муниципальная Академия Социального Администрирования.

Бельгия. Первые школы СР – 1920-е годы. Трехлетний курс обучения, семь месяцев практики.

Финляндия. Школа общественных наук стала готовить СР-ов в 1942 году. 90% женщин поступали на учебу после окончания средней школы. Три уровня подготовки: работа с клиентом в рамках обучения; обучение в области управления; поощрение исследовательской деятельности.

Одна из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний. В вузах России сложилась традиция прохождения практики на старших курсах, тем самым возникает разрыв м/у теоретическими знаниями и практическими навыками. Но сейчас после каждого курса для студентов организуется практика для лучшего усвоения знаний, навыков.

Требования гос. стандарта. Гос. стандарт содержит содержит характеристику специальности СР, требования к программе подготовки выпускника. Ее содержание, сроки освоения.

Должностные обязанности специалиста по СР:

1. Выявляет семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи, охране здоровья и осуществляет и х патронаж.

2. Устанавливает причины возникших у них трудностей и оказывает им содействие в их разрешении и соц. защиту.

3. Содействует интеграции деятельности различных организаций по оказанию необходимой помощи населению.

4. Проводит среди населения пропаганду ЗОЖ, планирование семьи, предупреждение правонарушений.

5. Оказывает помощь в воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие соц. окружения; трудоустройстве несовершеннолетних и инвалидов.

6. Проводит психолого-педагогические и юридические консультации. Выявляет и оказывает содействие нуждающимся в опеке и попечительстве.

7. предоставляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления, опеки и попечительства.

8. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в суде в роли защитника.

9. Участвует в работе по созданию центров соц. помощи семье (усыновление, попечительство, опека), соц. реабилитации (приютов, семейных центров).

Профессионализм – это степень овладения работником соц. служб профессиональными навыками.

Профессионализм в СР – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Этапы становления профессионализма:

1. Профессиональное призвание.

2. Глубокая мотивация к выполнению труда в различных его модификациях.

3. Духовно-нравственные качества, склонные к работе с людьми.

4. Наличие профессионального мастерства.

5. Объективно-критическое отношение к своей деятельности.

6. Наличие знаний и профессиональных умений.

7. Способность всю жизнь учиться и добиваться самореализации.

8. Профессиональная гордость как социально-психическое состояние личности.

Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования практических навыков системы СР и профессионального мастерства.

Профессиональное личностное становление и развитие специалиста по СР, предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирование проф. мастерства и развитие духовно-нравственных качеств и навыков самосовершенствования.

Деятельность специалиста по СР имеет комплексный характер. Специалист выступает в роли психолога, юриста, педагога, мед. работника и др.

В связи с этим существуют функции, которые осуществляет СР-к, они очень разнообразны:

1. Диагностическая – изучение особенностей клиента, семьи, постановка социального диагноза.

2. Прогностическая – программирование, прогнозирование, проектирование процесса соц. развития конкретного индивида.

3. Предупредительно-профилактическая – приведение в действие соц. правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений.

4. Оганизационно-коммуникативная – содействие включению общественности, специалистов, учреждений в соц. службу, привлечение их к оказанию помощи.

5. Охранно-защитная – использование правовых норм для защиты клиента.

6. Социально-медицинская – организация работы по планированию семьи и др.

7. Социально-психологическая – выявление интересов и потребностей семей в различных видах деятельности.

8. Организаторская – организация досуга, помощи в трудоустройстве, проф. ориентации.

9. Социально-бытовая – содействие нуждающимся в получении материальной и др. помощи.

10. Психологическая – обеспечение доступного вмешательства в дела клиента, семьи, обеспечение связи м/у клиентом и средой.

Личные качества СР-ка:

1. гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность.

2. положительное самоопределение, ожидание позитивного отношения со стороны клиента.

3. Высокая степень адаптированности, как открытость в общении, способность принять и разделять нормы и ценности другого человека, умение контролировать свое поведение в различных ситуациях, малая степень внушаемости.

Проф. пригодность – это совокупность и структура психологических и психофизических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в проф. труде. Она формируется в процессе труда при наличии положительной проф. мотивации.

Проф. отбор – это показания и противопоказания 4 осуществляется отделом кадров или службой занятости.

Проблема проф. рисков в СР мало изучена, но актуальна. СР в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом постоянно переживает стрессовые ситуации. Признаки негативного воздействия:

1. ощущение эмоционального истощения.

2. враждебность клиента.

3. психосоматические заболевания.

4. негативная самооценка.

5. возрастание агрессивности и чувства вины.

В России: ассоциации соц. работников, соц. служб, ассоциации соц. педагогов и СР.

За рубежом: национальная и международная организация.

 



2015-12-14 2487 Обсуждений (0)
Многосубъектность социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многосубъектность социальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)