Многосубъектность социальной работы
Понятие субъекта в социальной работе. Бакалавры социальной работы, исследователи, преподаватели, консультанты и эксперты как важнейшие субъекты социальной работы. Государство как субъект социальной работы. Социальная политика, ее цели. Государство и гражданское общество. Модели социальной политики. Федеральный, региональный, муниципальный компоненты социальной политики. Социальная политика российского государства и социальная работа. Общественные и благотворительные организации социальной направленности. Формы и методы их деятельности и сотрудничества с государственными социальными учреждениями и профессиональными социальными работниками. Группы самопомощи как субъекты социальной работы. Участие добровольцев (волонтеров) в социальной работе. Ответ: Принципом социальной работы является ее многосубъектность. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации. Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах. Разработка комплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладение новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности. Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты. Еще один субъект социальной защиты – работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру.
10. Бакалавр социальной работы как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика бакалавра социальной работы
Опыт развития системы подготовки специалистов социальной сферы в России и за рубежом. Роль теоретических и практических знаний в процессе профессионального становления специалиста социальной сферы. Требования Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования к квалификационной характеристике специалиста. Основные личностные и профессиональные качества специалиста. Компетентностный подход и непрерывное образование в сфере социальной работы. Комплексный характер деятельности и основные функции специалиста социальной сферы. Понятие «профессиональная пригодность» и принципы профессионального отбора. Социальные риски и проблема «эмоционального сгорания» как профессиональная болезнь специалиста. Профессиональные организации социальных работников в России и за рубежом. Ответ:
Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности направленный на объект. Субъектами СР являются: - организации, учреждения, социальные институты общества (государство, социальные службы); - общественные, благотворительные и др. организации 9профсоюзы, общество красного креста); - люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах (организаторы-управленцы, исполнители, практические СР-ки); - преподаватели; - исследователи СР (научные работники, которые анализируют состояние СР). Государственный Комитет СССР по труду и соц. вопросам в 1991 году издал постановление о дополнении в справочнике должностей характеристикой «Специалист по СР» - эта профессия вышла на профессиональный уровень СР в России. С точки зрения проф. подготовки работников учреждений соц. обслуживания можно разделить на специалистов и не специалистов. Специалисты соц. служб имеют высшее и среднее проф. образование. НЕ специалисты (вспомогательный и обслуживающий персонал) подразделяются на три группы: квалифицированные, полуквалифицированные и не квалифицированные работники. Все они имеют различный уровень проф. квалификации, проф. подготовки и проф. мастерства. Далеко не все работники соц. служб, занимающие должности специалистов по СР, могут успешно выполнять должностные обязанности, т.к. не являются профессионалами. Развитие системы подготовки СР в России и за рубежом. В России соц. образование играет большую роль в становлении новой ценности государства. В 90-е годы в РФ сложилась сеть учебных заведений, занимающаяся подготовкой СР-ов, в настоящее время их примерно 140. Проф. подготовка осуществляется в гос. университетах, педагогических и медицинских ВУЗах, в технических ВУЗах. В настоящее время в России формируется разветвленная система непрерывного образования: - до вузовское (школьное, среднее специальное); - вузовское, реализующее образовательные программы следующих уровней: не законченное высшее (2 году), бакалавриат (4 года), подготовка специалистов (5 лет), магистратура (6 лет); - после вузовское образование: подготовка кадров высшей научной и педагогической квалификации ч/з систему аспирантуры и доктонатуры; проф. подготовка; повышение квалификации. Зарубежный опыт СР многообразен. Понятие СР появилось в конце 19 века в наиболее развитых странах. Как социальный институт и профессия в 20 веке в Северной Америке и странах западной Европы. Австрия. Первые школы СР появились перед первой мировой войной. До 1961 года существовали частные школы. В Вене открыта Муниципальная Академия Социального Администрирования. Бельгия. Первые школы СР – 1920-е годы. Трехлетний курс обучения, семь месяцев практики. Финляндия. Школа общественных наук стала готовить СР-ов в 1942 году. 90% женщин поступали на учебу после окончания средней школы. Три уровня подготовки: работа с клиентом в рамках обучения; обучение в области управления; поощрение исследовательской деятельности. Одна из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний. В вузах России сложилась традиция прохождения практики на старших курсах, тем самым возникает разрыв м/у теоретическими знаниями и практическими навыками. Но сейчас после каждого курса для студентов организуется практика для лучшего усвоения знаний, навыков. Требования гос. стандарта. Гос. стандарт содержит содержит характеристику специальности СР, требования к программе подготовки выпускника. Ее содержание, сроки освоения. Должностные обязанности специалиста по СР: 1. Выявляет семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи, охране здоровья и осуществляет и х патронаж. 2. Устанавливает причины возникших у них трудностей и оказывает им содействие в их разрешении и соц. защиту. 3. Содействует интеграции деятельности различных организаций по оказанию необходимой помощи населению. 4. Проводит среди населения пропаганду ЗОЖ, планирование семьи, предупреждение правонарушений. 5. Оказывает помощь в воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие соц. окружения; трудоустройстве несовершеннолетних и инвалидов. 6. Проводит психолого-педагогические и юридические консультации. Выявляет и оказывает содействие нуждающимся в опеке и попечительстве. 7. предоставляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления, опеки и попечительства. 8. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в суде в роли защитника. 9. Участвует в работе по созданию центров соц. помощи семье (усыновление, попечительство, опека), соц. реабилитации (приютов, семейных центров). Профессионализм – это степень овладения работником соц. служб профессиональными навыками. Профессионализм в СР – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов. Этапы становления профессионализма: 1. Профессиональное призвание. 2. Глубокая мотивация к выполнению труда в различных его модификациях. 3. Духовно-нравственные качества, склонные к работе с людьми. 4. Наличие профессионального мастерства. 5. Объективно-критическое отношение к своей деятельности. 6. Наличие знаний и профессиональных умений. 7. Способность всю жизнь учиться и добиваться самореализации. 8. Профессиональная гордость как социально-психическое состояние личности. Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования практических навыков системы СР и профессионального мастерства. Профессиональное личностное становление и развитие специалиста по СР, предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирование проф. мастерства и развитие духовно-нравственных качеств и навыков самосовершенствования. Деятельность специалиста по СР имеет комплексный характер. Специалист выступает в роли психолога, юриста, педагога, мед. работника и др. В связи с этим существуют функции, которые осуществляет СР-к, они очень разнообразны: 1. Диагностическая – изучение особенностей клиента, семьи, постановка социального диагноза. 2. Прогностическая – программирование, прогнозирование, проектирование процесса соц. развития конкретного индивида. 3. Предупредительно-профилактическая – приведение в действие соц. правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений. 4. Оганизационно-коммуникативная – содействие включению общественности, специалистов, учреждений в соц. службу, привлечение их к оказанию помощи. 5. Охранно-защитная – использование правовых норм для защиты клиента. 6. Социально-медицинская – организация работы по планированию семьи и др. 7. Социально-психологическая – выявление интересов и потребностей семей в различных видах деятельности. 8. Организаторская – организация досуга, помощи в трудоустройстве, проф. ориентации. 9. Социально-бытовая – содействие нуждающимся в получении материальной и др. помощи. 10. Психологическая – обеспечение доступного вмешательства в дела клиента, семьи, обеспечение связи м/у клиентом и средой. Личные качества СР-ка: 1. гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность. 2. положительное самоопределение, ожидание позитивного отношения со стороны клиента. 3. Высокая степень адаптированности, как открытость в общении, способность принять и разделять нормы и ценности другого человека, умение контролировать свое поведение в различных ситуациях, малая степень внушаемости. Проф. пригодность – это совокупность и структура психологических и психофизических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в проф. труде. Она формируется в процессе труда при наличии положительной проф. мотивации. Проф. отбор – это показания и противопоказания 4 осуществляется отделом кадров или службой занятости. Проблема проф. рисков в СР мало изучена, но актуальна. СР в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом постоянно переживает стрессовые ситуации. Признаки негативного воздействия: 1. ощущение эмоционального истощения. 2. враждебность клиента. 3. психосоматические заболевания. 4. негативная самооценка. 5. возрастание агрессивности и чувства вины. В России: ассоциации соц. работников, соц. служб, ассоциации соц. педагогов и СР. За рубежом: национальная и международная организация.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |