Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Религия Древнего Востока



2015-12-14 7172 Обсуждений (0)
Религия Древнего Востока 2.64 из 5.00 22 оценок




 

Говоря о религиях древних цивилизаций, необходимо уяснить, что они многое унаследовали от предшествующих им первобытных сообществ.

Во-первых, от предшествующей эпохи сохранилось мифологическое мышление. Потому всякое явление мира воспринималось как одушевленное. За ним мыслилось некое существо, которое и нужно было умилостивить различными ритуалами.

Во-вторых, все религиозные верования древних цивилизаций политеистические (языческие). Огромное количество богов способствовало формированию специфического религиозного плюрализма[16], то есть существовало множество духовных воззрений. Религиозная система была гибкой и приспосабливалась к меняющимся условиям жизни.

Многие боги египтян и народов Месопотамии носили зооморфный характер, то есть, были наделены какими-то животными чертами или имели при себе атрибуты других животных.

В-третьих, древняя религия тесно связана с магией. Центральным ядром становится обрядово-магические действия, а морально-этические нормы, связанные с понятием греха, отсутствовали. Ритуал, различного рода табу были стержнем, вокруг которого осуществлялось функционирование общества. Тщательное исполнение ритуалов гарантировало социальный порядок общины (или государства).

Религии древних цивилизаций базировалась на принципе социального разделения. Религия правителей, жреческого сословия и простых людей существенно отличались.

Рассмотрим особенности каждой из них более подробно.

Религия правителейбазировалась на их обожествлении. Они становились глашатаями воли богов. Правитель выступал посредником между миром живых и умерших, миром людей и богов. Поэтому становился лицом священным и обладал магической силой. Молитвы вождя непременно слышали боги, а крупнейшие религиозные ритуалы, связанные, например, с земледельческими циклами, не мыслились без участия правителя.

Смысл жреческой религиозной системы сводился к обслуживанию культовых сооружений. Жрецы были связными богов и людей, посредством выполнения и сохранения ритуалов, знания религиозного кодекса, укрепляли образ правителя как Бога на земле. Кроме того, именно эта каста являлась носителем знания, которое было сакрализованно. Это особенно отчетливо прослеживается в культуре Древнего Египта.

Наконец, обычные люди должны были исполнять необходимые ритуалы и правила поведения.

Важно, что религии первых цивилизаций создавались на основе синтеза верований нескольких первобытных племен. Поэтому было необходимо упорядочивание, структурирование всех представлений. Так, создавалась единая сводная система, которая включала все ранние верования. Здесь соблюдался и принцип иерархии, выделялось верховное божество.

Итак, религиозная система древних народов органично связана с архаическим наследием, фактически продолжает его основополагающие традиции. Но возникновение государства укрепило позиции религии. Она стала носить более упорядоченный характер, появилось ритуальное единство. Одновременно, социальные изменения в обществе внесли оригинальные изменения в религиозную систему. Так, обязательной стала четкая дифференция богов по главенству, сфере деятельности, а также по их взаимоотношениям с подчиненными им людьми.

Яркое религиозное наследие демонстрируют нам Древний Египет и Месопотамия.

Месопотамия.Вразные эпохи существования месопотамской цивилизации разные народы и города становились правителями всего региона. Поэтому сама религиозная система все время изменялась. Одно верховное божество заменялось другим. Одним из наиболее почитаемых и интересных божеств связан с возвышением Вавилона. Мардук естественно воспринимался как покровитель именно этого города, царской власти и государства. Логично, что в период возвышения Вавилона Мардук стал главным богом пантеона. Кроме подобных божеств жители Месопотамии почитали и божеств, олицетворявших очень важные жизненные стихии. Так, наряду с утверждением культа Мардука почитался бог Шамаш, который символизировал Солнце, без которого не возможна жизнь.

Стержень религии Двуречья — служение богам. Поэтому гигантское значение уделялось ритуалам, особенно жертвоприношениям, призванным умилостивить божества. Ритуалы совершали жрецы в специальных храмах, а дома — глава семьи. Самый известный тип храмового строительства — зиккураты. При этом, каждое божество имело свой отдельный храм, где ему и воздавались должные почести. Интересно, что на службу богам были поставлены древняя астрономия. Праздники в честь божеств зачастую носили календарный характер.

Особое место в пантеоне божеств Древней Месопотамии занимала богиня плодородия и любви Иштар, от нее зависела сама жизнь, что обусловлено мифами, в которых она предстает победительницей смерти и символом воскресения. Богиня Иштар была особенно любима древними жителями Двуречья, а для города Урука стала даже покровительницей, где в честь нее был воздвигнут храм любви, в котором жрицами были женщины. Вообще, представления о любви носили достаточно своеобразный характер. В понимании современной морали жрицы Иштар были проститутками. Да и сама Иштар не отличалась строгостью нравов и дарила себя разным богам и людям.

Здесь отметим, что боги для древних не были запредельной недостижимой силой. С ними можно было спорить, сражаться, заключать договоры, дружить, влюбляться и т.д. Поэтому гигантское значение приобрели мифы о культурных героях.

Кто такие культурные герои? Люди, наделенные сверхъестественными способностями, они были на короткой ноге с богами и совершали множество поступков, которые не могли сделать простые смертные. В Месопотамии такие легенды складывались о Гильгамеше. Мифы о нем дошли до нас даже в качестве литературного памятника. Эпос о Гильгамеше составил поэму из 12 частей[17]. В ней «храбрый и мужественный Гильгамеш, в котором соединено божественное и человеческое начало, ибо «на две тритии бог, на одну — человек», странствует по свету в поисках бессмертия и находит его, но не может им воспользоваться: «траву молодости» съела змея»[18]. Интересен факт, что Гильгамеш — реальный исторический персонаж, который был царем Урука[19]. На этом примере, мы видим: как обожествлялись императоры.

Вообще мифология Двуречья очень богата и разнообразна. Здесь и сюжеты о сотворении мира, сказания о великих героях и, наконец, легенда о всемирном потопе, которая широко распространилась и среди других народов, стала одной из важнейших, в Библии и вошла в христианское учение[20].

Немаловажно, что культурное многообразие Двуречья не позволило религии достигнуть духовной монополии. Большее влияние в жизни месоптамцев могли играть светские законы. Например, кодекс Хамураппи.

Таким образом, религиозные воззрения Древней Месопотамии носят очень красочный характер. Наряду с общими чертами восточных религий, такими как обожествление царя, склонность к ритуальной стороне верований, народы Месопотамии создали самобытные образы, оригинальные культы.

Самое главное: религия не обладала господствующим влиянием. Характер культуры Двуречья был ориентирован на светскую жизнь.

Иной характер носили религиозные представления древних египтян. Здесь религия стала основным стержнем всей древнеегипетской культуры. А жреческое сословие традиционно было очень влиятельным, обладало тайным (сакральным) знанием.

Религия была политеистической. Но на вершине пантеона находился лишь один бог, высшее существо, породившее всех остальных, которые, естественно подчинялись ему. Хотя их было неисчислимое множество. Так, египетские фараоны клялись «тысячью египетских богов»[21]. Наиболее крупные и значимые среди них:

Ра— бог Солнца, источник света и жизни;

Тот — наместник Ра, бог Луны, времени, мудрости;

Птах — создатель Вселенной, покровитель искусств;

Осирис — бог плодородия, земледелия и мертвых;

Исида — супруга Осириса, покровительница материнства, символ женской преданности и др.[22].

Небезынтересно, что от первобытной эпохи египтянам достался не только языческий характер верования. Так, сильные позиции сохранил культ животных. Это воплотилось в следующем:

1) поклонение некоторым животным (кошки, крокодилы, жуки-скоробеи);

2) зооморфные облики некоторых божеств: например, Гор изображался с головой Сокола, Собек — крокодила.

Другая характерная черта религии Древнего Египта -обожествление фараонов, которые были не просто наместниками богов, а потомками самого Ра[23]. Естественно, вера в то, что царская власть в Египте установлена самими богами, привела к тотальному поклонению фараонов. Они стали божествами на троне и обладали абсолютной властью. Фараон был главным жрецом.

Ведущее значение в ритуальной практики получил заупокойный культ. Египтяне верили в бессмертие души. Очень интересно, что египетская душа многосоставная. Это не единая сущность. Так, есть ба — она возносилась на небо к солнцу, есть ка, которая оставалась с телом. От сохранности тела зависело благополучие умершего, его как в потустороннем мире[24].

Вообще, посмертное существование считалось продолжением земной жизни, умершие могли вмешиваться в дела живых. Поэтому такое гигантское значение уделялось ритуалам, связанным со смертью человека. Именно из-за нее строились гигантские гробницы фараонов, создавались мумии. Так, пирамиды становились специфическим домом фараона, в котором ему были необходимы все предметы земного мира: оружие, золото, одежда и т.д. А мумификации подвергались даже некоторые животные. Например, любимая кошка фараона.

Несмотря на тоталитарное господство религиозной идеологии в жизни египтян, здесь была предпринята попытка первой крупнейшей религиозной реформы, целью которой было утверждение монотеизма. Аменхотеп IV, известный нам как Эхнатон, запретил поклонение старым богам, возвысив лишь одного — Атона. Атон имел лишь один облик — зримый диск Солнца. А фараону и его супруге стали молиться как самому Солнцу. Несмотря на решительность реформы, она не смогла вытеснить прежние верования. После смерти Эхнатона традиционные устои вернулись.

Таким образом, религиозная жизнь древних египтян носила более тоталитарный характер. В ней нет места хаотичности и демократизму Месопотамии. Стержнем религиозных убеждений египтян стало поклонение фараону как живому богу. Так же как и в Месопотамии, важную роль выполняли ритуальные практики, которые в египетском варианте были направлены на заупокойный культ.

 

Религия Античности

 

Традиционно к античной культуре принято относить две цивилизации: Древнюю Грецию и Древний Рим.

Древняя Греция.Так же как и другие древние верования, религия Греции политеистическая и пронизана мифологией.

Однако в религиозных воззрениях можно выделить и специфические черты:

1) отсутствие жестких правил, религиозных догматов;

2) отсутствие замкнутой жреческой касты, поэтому религия и наука в Древней Греции развивались автономно;

3) влияние на жизнь древних греков оказывали предсказании и пророчества. Гадания были очень популярными.

Пантеон древнегреческих богов мало чем отличается по сути от древневосточных пантеонов. Так, боги живут такими же людским страстями. У них есть жены, они ссорятся друг с другом или дружат. Но, пожалуй, в никакой другой религиозной системе мы не встретим такого демократизма во взаимоотношениях богов и людей. Безусловно, боги — сильные мира всего, они способны вершить судьбы, от них зависят судьбы народов, государств и отдельного человека.

Но, древние греки часто вызывали богов на дуэль, вступали с ними в идейную борьбу. Здесь показателен эпос «Одиссея». Ведь скитания этого эпического героя начались именно из-за того, что он осмелился бросить вызов самому Посейдону. Боги и люди могут вступать в дружеские или любовные связи. Не случайно, многие герои часто имели земных матерей. Самый яркий пример — Геракл.

Небезынтересно, что, если один бог покровительствовал конкретному человеку, то другой, наоборот, мог препятствовать ему. Это не случайно, Греция представляла собой союз городов-государств, а потому всякая греческая община имела своего бога: Афина покровительствовала Афинам, Гера — Самосу, Артемида — Спарте и т.д. Покровителями городов часто выступали даже герои (Геракл, Тесей и др.).

Кроме богов, мир древнегреческой мифологии наполнен промежуточными существами фантастического характера: разные лесные духи, чудовища, гиганты-циклопы и масса других. Они обладали сверхъестественными способностями, но не могли вершить судьбы людей. Их можно было победить и даже уничтожить как Горгону-Медузу.

Характерной чертой религии Древней Греции является ее праздничный характер. Особенно ярко это проявилось в культе Диониса и так называемых дионисиях. В честь бога виноделия устраивались многодневные праздники, где разыгрывались сцены из жизни бога, а все должны были веселиться.

Несколько иную религиозную картину нам демонстрируют древние римляне. Безусловно, многие элементы религии древних греков перекочевали в римскую культуру. В первую очередь это относится к пантеону богов, в котором лишь изменились имена. Вообще римский пантеон никогда не был замкнутым: считая, что новые боги усиливают их мощь, римляне охотно принимали в его состав божества других народов.

Общность религиозных воззрений древних римлян и греков обнаруживается и в увлеченности магией. Наряду с богами у римлян существовало множество духов: добрых и злых. Например, к добрым относились:

Лары — покровители домашнего очага;

Маны — добрые духи умерши;

Гении — духи-покровители мужчин.

А к злым — лавры (души непогребенных покойных); лемуры — призраки мертвецов.

Но римские религиозные чувства базировались на дисциплине, верности, мужестве, целомудрии, как и вся культура. «Римская религиозность была строго формализована. Она пронизывала и личную, и общественную жизнь римлян и сводилась к беспрекословному и юридически точному соблюдению культов»[25]. Религия была одним из главных устоев общества.

Характерно, что мифология в Риме не получила широкого распространения. В основном были восприняты греческие мифы. Пожалуй, самым известным мифом именно римлян является легенда о Ромуле и Рэме, основавших Рим.

Культовая практика сначала отличалась простотой. Но под влиянием Греции усложнилась. Главную часть богослужения составляли жертвоприношения. Популярными у римлян были различные обеты, своеобразный договор между человеком и богами. В случае исполнения просьб богам приносились жертвы, строились храмы и в редких случаях совершались ритуальные самоубийства.

Служение в храмах осуществляли жрецы. Как и все общество Древнего Рима имело строгую структуру, так и жрецы были объединены в особого рода коллегии, каждая из которых выполняла свои функции.

Таким образом, античная религия представляет собой своеобразную систему. Здесь нет места слепой вере в правителя. Система античных верований была более гибкой и свободомыслящей, нежели Древнего Востока. Наука и религия всегда развивались автономно. А ритуальная практика была более простой и доступной.

Общие выводы:

1. Религиозные представления Древних цивилизаций стали логическим продолжением первобытных верований. Религия базировалась на культах, возникших в первобытных общинах.

2. Специфика религиозной жизни древних восточных цивилизаций и античного мира определялась их государственным характером.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Специфические особенности религиозных систем Древнего Востока.

2. Роль религии в Античном мире.

Лекция 4.

Религиозные воззрения древних славян

 

Учебные вопросы:

1. Язычество на Руси

2.Характеристика религиозных воззрений древних славян

Литература:

Обязательная:

Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО

 

Дополнительная:

Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М., 1997.

Мифологический словарь. - М., 1985.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1991.

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

 

Язычество на Руси

 

Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве материалов, являющимися источниками для его изучения:

1. Археологические материалы, раскрывающие суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов изделия прикладного искусства c языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами (оберегами).

2. Свидетельства современников, занесенные в летописи, или в специально записанные научения против язычества.

3. Фольклор, который особенно ярко демонстрирует трансформации языческих представлений, вынужденных существовать внутри христианства.

Немаловажно, что язычество представляло с духовно-идеологическую основу существования восточно-славянской культуры. Поэтому, конечно, крещение Руси стало одним из эпохальных и одновременно кризисных явлений, ломающих привычную ментальность и духовные ценности. Ведь около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. Тем более, что в Киевской Руси IX – X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководивших обрядами, организацией святилищ, соблюдением календарных сроков годичного обрядного цикла, хранением, исполнением и творческим пополнением фонда мифологических и эпических сказаний.

Уровень авторитета жрецов был настолько высок, что даже через столетие после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях привлечь на свою сторону целый город для противодействия князю или епископу (Новгород). Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном, жрецами. Характерно, что свои позиции язычество не сдавало вплоть до конца XVII столетия, а элементы языческих обрядов использовали в своих игрищах скоморохи, которые преследовались властью не только по политическим, но и религиозным мотивам.

В целом, средневеково-православная политика не сумела «выжить» язычество из ментальности и духовности Руси, поэтому сформировался своеобразный культурный компромисс, в форме так называемого двоеверия. Православное духовенство было вынуждено примириться с языческими традициями, которые получили своеобразную жизнь в форме пережитков (суеверия, праздники, народные приметы, знахарство и пр.), соседствовали с главными христианскими праздниками, в которых народные традиции основывались на языческих духовных ценностях.

 



2015-12-14 7172 Обсуждений (0)
Религия Древнего Востока 2.64 из 5.00 22 оценок









Обсуждение в статье: Религия Древнего Востока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)