Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)



2015-12-14 1102 Обсуждений (0)
Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты» – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат»). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат»). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы на со­держание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика.С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

Перестройка 1985-1991 гг.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим переменам. К тому времени очевидным стало технологическое отставание СССР от США, Западной Европы, Японии. Темпы роста советской экономики упали к 1985 г. почти до 3% в год. Большими были военные затраты. Значительно выросший уровень притязаний населения экономика удовлетворить была не в состоянии.

Правление Горбачева называют «перестройкой», потому что в 1985-1991 гг. происходило масштабное реформирование, охватившее все сферы жизни советского общества. Перестройку обычно делят на три этапа.

Первый этап(1985-1986) характеризовался попытками крупных административных преобразований, не затрагивавших основ строя и направленных на совершенствование социалистической системы.

В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития. Ускорения планировалось достичь за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения, активизации человеческого фактора. Развернулась борьба с коррупцией и нарушениями производственной дисциплины. Началась кампания по борьбе с «нетрудовыми» доходами, произошло введение госприемки – контроля качества продукции.

Сразу после принятия курса ускорения началось серьезное омоложение кадров в высшем эшелоне власти. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% – секретарей областных партий­ных организаций, 40% – членов ЦК КПСС.

Изменилась общественно-политическая обстановка в стране. Перемены в этой сфере начались с проведения политики гласности. Цензура существенно ослаблялась, постепенно снимались информационные барьеры. Это вызвало широкий всплеск социальной активности.

Одновременно возник ряд проблем, последствия которых сказались на судьбе перестройки. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть. Многомиллиардные поступления от ее экспорта сократились, не по­зволяя закупать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия легкой промышленности и высокотехнологичное оборудова­ние.

В 1985 г. началась антиалкогольная кампания, вызванная стремительной алкоголизацией населения СССР. Если в 1960 г. официальная продажа алкоголя составила в пересчете на чистый спирт 3,9 л на человека, то в 1970 г. – 6,8 л, а в 1980 г. – уже 8,7 л. Численность больных в стране, состоящих на учете в медицинских учреждениях с диагнозом «алкоголизм и алкогольный психоз», увеличилось с 37,9 чел. на 10000 населения в 1970 г. до 123,5 чел. в 1980 г. и до 161,3 чел. в 1985 г.

В ходе кампании сократилось производство и продажа спиртных напитков, а также проводилась борьба с самогоноварением. Если в 1985 г. в СССР было произведено алкогольных напитков на сумму 60,7 млрд. руб., то в 1987 г. – на 36,5 млрд. руб. В результате борьбы с пьянством потребление чистого алкоголя, по официальным данным, в 1987 г. по отношению к 1984 г. сократилось в 2,5 раза, до 3,3 л. на человека. Уменьшились потери от аварий на производстве и на транспорте, произошедших в результате пьянства. Выросла рождаемость и сократилась смертность. Однако поскольку количество магазинов, продающих алкогольные напитки, сократилось почти в пять раз, возникли очереди, усилилось недовольство населения. В 1988 г. антиалкогольная кампания фактически была свернута.

В апреле 1986 г. случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ликвидация последствий этой аварии обошлась только в 1986 г. в 14 млрд. руб., требовала затрат и позднее.

Во внешней политике СССР был провозглашен новый курс, получивший название «новое политическое мышление». Центральное место в нем отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми и отказу от принципа пролетарского интернационализма. Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя.

Второй этап(1987-1988) перестройки характеризовался попытками реформирования в духе демократического социализма. Начались широкомасштабные реформы во всех сферах жизни советского общества.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получали право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией. Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

После некоторых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. Горбачев объявил, что тормозом является бюрократизм и приступил к реформе политической системы. Она была утверждена летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции.

Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от КПСС Советам. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно действующий Верховный Совет.

Во второй половине 1980-х гг. обострились межнациональные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. В 1988 г. создаются Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, целью которых стало отделение прибалтийских республик от СССР. Кровавые столкновения имели место между Арменией и Азербайджаном, в Узбекистане и Таджикистане.

Третий этапперестройки (1989-1991) характеризуется тем, что в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране.

Продолжала ухудшаться экономическая ситуация. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Чтобы удовлетворить спрос, государство ввело карточную систему и увеличивало импорт на кредитной основе. К концу 1991 г. внешний долг СССР возрос почти до 100 млрд. долларов.

Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 г. основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Разрабатывалось несколько программ перехода к рыночной экономике. Одной из таких стала утопическая программа «500 дней», предложенная Г.А. Явлинским.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность из инструмента критики и «улучшения» социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

Выборы народных депутатов, проходившие весной 1989 г. на альтернативной основе, показали негативное отношение к кандидатам, поддержанным КПСС. Было избрано много кандидатов-оппозиционеров. На I Съезде народных депутатов (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. На съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа» (МДГ). В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.

На III Съезде народных депутатов (март 1990 г.) была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. На этом же съезде М.С. Горбачев был избран первым президентом СССР.

Весной 1990 г. в союзных республиках состоялись выборы на собственные съезды народных депутатов. В РСФСР победу одержали оппозиционеры, называвшие себя «демократами». На I Съезде народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

После прихода Ельцина к власти в России резко усилилось противостояние союзного и российского руководства. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившей независимость России и верховенство российских законов над общесоюзными.

Провозглашение Россией и другими союзными республиками независимости поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Его проект предусматривал создание демократической федерации равноправных советских суверенных республик. В этом случае единое государство существовало бы только формально. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Чтобы остановить происходящий развал СССР часть высшего партийно-государственного руководства 19 августа 1991 г. попыталась отстранить Горбачева от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (19-21 августа 1991 г.). В его состав вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев (глава), премьер-министр СССР В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны СССР Д.Т. Язов и другие представители власти. В Москву были введены войска.

С самого начала участники ГКЧП повели себя нерешительно, а их действия были несогласованны. Активное сопротивление ГКЧП оказали российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным, призвавшего москвичей выйти на улицы. Не ожидавшие такой реакции со стороны российских властей и жителей Москвы, 21 августа члены ГКЧП прекратили свою деятельность. 22 августа 1991 г. они были арестованы.

События 19-21 августа ускорили распад Советского Союза. 23 августа своим указом Б.Н. Ельцин запретил деятельность КПСС на территории России, что делало невозможным дальнейшее существование СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) президенты России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.Н. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР. Одновременно было провозглашено образование Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование.

Внешняя политика.По мере нарастания проблем внутри страны, внешняя политика СССР становилась более уступчивой. В 1989-1991 гг. происходила сдача позиций западным странам для получения политической и финансовой поддержки. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. М.С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Из стран-участников ОВД также выводились советские войска. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). В результате «нового политического мышления» позиции СССР в мире были утеряны.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каким образом происходило восстановление разрушенного войной хозяйства СССР?

2. Почему после окончания Великой Отечественной войны не произошло демократизации в СССР?

3. Почему США начали «холодную войну»?

4. Почему после смерти И.В. Сталина борьбу за лидерство в страны выиграл Н.С. Хрущев?

5. Почему правление Н.С. Хрущева называют «оттепелью»?

6. Какие реформы проводил Н.С. Хрущев?

7. Почему Н.С. Хрущев был отстранен от руководства страной в 1964 г.?

8. Был ли в годы правления Л.И. Брежнева «застой»? Свой ответ обоснуйте.

9. Почему распался СССР?

Дополнительная литература

1. Барсенков, А.С. Политика перестройки и реформирование советского общества в 1985–1991 гг. / А.С. Барсенков // Российская история. –2014. – №6.

2. Безнин, М.А., Димони, Т.М. Аграрный строй России в 1930-1980-х годах (новый подход) / М.А. Безнин, Т.М. Димони // Вопросы истории. – 2005. – №7.

3. Коваленко, С.Г. Реформы управления народным хозяйством СССР середины 1950-х – 1970-х гг. / С.Г. Коваленко // Вопросы истории. – 2008. – №6.

4. На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М. : Политиздат, 1990. – 448 с.

5. Полынов, М.Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР. Вторая половина 1940 – первая половина 1980-х гг. / М.Ф. Полынов. – СПб. : Алетейя, 2010. – 512 с.

6. Пыжиков, А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ / А.В. Пыжиков // Вопросы истории. – 2002. – №2.

7. Холодная война: В 2 т. / Под ред. В.А. Золотарева. – М. : ИНЭС, РУБИН, 2014.

8. Шестаков, В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации / В.А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – №6.

9. Яжборовская, И.С. «Социалистическое содружество» и «доктрина Брежнева» / И.С. Яжборовская // Вопросы истории. – 2013. – №9.

 


ТЕМА 14. РОССИЯ В 1990-Е ГГ.

14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.

14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.

14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.

 



2015-12-14 1102 Обсуждений (0)
Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)