Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в эпоху буржуазной модернизации



2015-12-13 768 Обсуждений (0)
Россия в эпоху буржуазной модернизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание дисциплины

Введение к курсу «Отечественная история»

Объект, предмет, задачи курса. Основные понятия. Историческое знание. Методы исторического исследования. Главные исторические источники по курсу. Историография отечественной истории, вопросы периодизации исторического процесса.

 

Древняя Русь IX-XIII веков

Становление государственности Древней Руси. Сведения о возникновении Древнерусского государства. Норманнская теория. Социально-экономический и политический строй. Развитие феодальных отношений. «Русская правда». Категории зависимого населения. Основные элементы политической системы. Главные политические и хозяйственные центры периода раздробленности. Русь и сопредельные народы. Монголо-татарская угроза. Походы хана Батыя на Русь и поражение крупнейших русских княжеств. Агрессия с Запада. Александр Невский. Культура Киевской Руси. Принятие христианства как фактор генезиса культурной жизни.

 

Образование и развитие единого Российского государства

В XIV-XVI вв.

Причины объединения русских земель и возвышения Москвы. Московские князья, их политика по укреплению княжества, использование ордынского фактора. Куликовская битва. Этапы складывания Российского централизованного государства. Освобождение от ордынской зависимости. Судебник 1497 г. Формирование системы управления в центре и на местах. Россия эпохи Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина, ее ход и смысл. Восточное направление внешней политики: завоевание Казани и Астрахани, начало присоединения Сибири. Ливонская война.

 

Россия в начале Нового времени

Кризисы Смуты, ее участники, периодизация и последствия. Участие иностранных государств в событиях Смутного времени. Укрепление самодержавной власти при первых Романовых. Прекращение созыва Земских соборов. Церковный раскол. Соборное уложение 1649 г. и юридическое оформление положения сословий. Утверждение крепостного права. «Бунташный век». Симптомы становления буржуазного экономического уклада. Культура России в XVII в.: освобождение от церковного влияния, начало «обмирщения».

 

Российская империя в XVIII веке

Реформы Петра Великого и их исторический смысл. Оформление абсолютизма. Административные преобразования. Бюрократизация. Подчинение церкви светской власти. Причины эпохи дворцовых переворотов. Фаворитизм. Правление Екатерины II и реформы. Сущность «просвещенного абсолютизма». Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и внутренняя политика. Губернская реформа 1775 г. Жалованные грамоты городам и дворянству. Внешняя политика России в XVIII в. Северная война. Семилетняя война. Русско-турецкие отношения. Участие в разделах Польши. Борьба с революционной Францией. Место России на международной арене. Особенности развития культуры в XVIII в. Общественно-политическая мысль.

Россия в первой половине XIX в.

Поиск новых путей социально-политической организации общества. Преобразования Александра I. Совершенствование политической системы. Меры по решению крестьянского вопроса. Указ «о вольных хлебопашцах». Реформирование в области просвещения и цезуры. Реакционный правительственный курс конца царствования Александра. Эпоха Николая I: «апогей самодержавия». Начало промышленного переворота. Вытеснение подневольного труда. Внешняя политика в эпоху Александра I и Николая I. Отечественная война 1812 г. Роль России в европейской политике. Крымская война. Общественное движение в первой половине XIX в. Возникновение, деятельность, программы организаций декабристов. Течения общественной мысли в 30-40-х гг. XIX в. Славянофилы и западники. Появление революционно-демократических идеалов, идей утопического социализма в России.

 

Россия в эпоху буржуазной модернизации

Реформы 1860-1870-х гг. и их судьба в правление Александра III. Предпосылки преобразований. Либерально-буржуазные реформы: отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная, в области просвещения. Контрреформы Александра III. Консервативно-охранительная идеология. Реформы 1860-1870-х гг.: импульс для развития капитализма. Особенности модернизации России. «Догоняющая» модель развития страны. Завершение промышленного переворота. Многоукладность экономики. Социальная стратификация. Культура России во второй половине XIX в.: складывание нового исторического типа культуры.

 

8. Общественная мысль и общественное движение в России в XIX веке. Консервативное, либеральное, радикальное течения в общественной мысли и их представители в 60­­-80-х гг. XIX в. Особенности российского либерализма. Идеология народничества и его организации в 70-х – начале 80-х гг. «Хождение в народ», бунтарство, пропаганда, терроризм. Проникновение марксизма в Россию.

 

9. Противоречия в развитии страны на рубеже XIX-ХХ веков. Экономический подъем конца XIX в. Программа С.Ю. Витте. Экономический кризис начала ХХ в. Рост концентрации производства. Монополистические объединения. Социальное развитие. Нерешенность рабочего вопроса. Фабричные законы 1880-1890-х гг. и недовольство пролетариата. Помещичье и крестьянское землевладение: аграрный вопрос к началу ХХ в. Становление капиталистического хозяйства. Основные противоречия политического развития России на рубеже XIX-ХХ вв. и их исторические корни. Кризис монархической государственности и правящая элита в поисках выхода из него. «Полицейский социализм». Внешнеполитический курс. Русско-японская война. Портсмутский мир.

 



2015-12-13 768 Обсуждений (0)
Россия в эпоху буржуазной модернизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в эпоху буржуазной модернизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)