Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЧАСТЬ 1. ссср в ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 – СЕРЕДИНА 1960-Х ГГ.)




1. Апогей сталинского режима (1945-1953 гг.).

2. Неизбежность реформирования сталинской системы. Первые попытки реформ: Берия, Маленков, Хрущев.

3. ХХ съезд КПСС: начало критики сталинизма, ее ограниченный характер. Курс на «развернутое строительство коммунизма».

4. Экономическая политика в середине 1950-начале 1960-х гг.: цели, методы, результаты, противоречия.

5. «Оттепель» в развитии литературы и искусства. Противоречия в политике властей в отношении культуры. Развитие отечественной науки, техники, образования.

6. Перемены во внешней политике СССР в 1950 – начала 1960-х годов. Политика мирного сосуществования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Советская жизнь: 1945-1953. Сост.Е.Ю. Зубкова и др. М., 2003.

Советский фактор в Восточной Европе: 1944-1953. Документы. Т.1-2. М., 2000.

Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995). Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.

1. Зубкова С.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. М., 2000.

2. Корниенко Г. Холодная война. М., 2006.

3. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». М., 2002.

4. Родионов П.А. Как начинался застой: Заметки истории партии // Знамя. 1989. № 8.

5. Стародубов В. Супердержавы XX века: стратегическое противоборство. М., 2005.

ЗАНЯТИЕ 15. Советский Союз в 1945-1991 гг. (тема13)

ЧАСТЬ 2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960 – СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ.

1. Развитие экономики СССР:а) хозяйственная реформа 1965 г: цели, содержание, итоги; б) экономическая стагнация. Попытки совершенствованияхозяйственного механизма; в) развитие сельского хозяйства; г) парадоксы научно-технического прогресса.

2. Общественно-политическая жизнь СССР: а) законотворческая деятельность. Конституция СССР 1977 года; б) идеологическая деятельность КПСС. Концепция «развитого социализма». Противоречия культурной жизни; в) Нарастание кризисных явлений в духовной сфере общества.

3. Внешняя политика СССР: а) разрядка и поворот к конфронтации с капиталистическими странами Афганский кризис; б) отношения СССР с социалистическими странами; в) борьба между СССР и США за влияние в странах «третьего мира».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М. 1990.

2. Годы застоя // Вопросы истории КПСС. 1990. №5.

3. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. Уфа. 1995.

4. Семанов С.Н. Брежнев- правитель «Золотого века». М., 2002.

ЗАНЯТИЕ 16. Советский Союз в 1945-1991 гг. (тема13)

ЧАСТЬ 3. ПЕРЕСТРОЙКА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. РАСПАД СССР.

Дебаты «Вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза?»

1. Экономические преобразования: а) курс на «ускорение». 1985-1986; б) эпоха «перестройки». 1987-1991; в) курс на создание «регулируемой рыночной экономики».

2. Политическое развитие страны: а) складывание идеи политической реформы; б) начало разрушения советской системы; в) национальные проблемы. Начало межнациональных конфликтов; г) Новоогаревский процесс и распад СССР.

3. Внешняя политика М.С. Горбачева: а) Новое политическое мышление; б) нормализация отношений с капиталистическими странами; в) распад социалистической системы; г) потеря традиционных сфер влияния в мире.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Горбачев М.С. Августовский путч. Причины и следствия. М., 1991

Хроника путча. Л., 1991.

1. Барсенков А.С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства. 1985-1991. М., 2001.

2. Здравомыслев А.Г. Межрациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

3. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

4. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

5. Столяров К. Распад: от Нагорного Карабаха до Беловежской пущи. М., 2001.

ЗАНЯТИЯ 17-18. Современная Россия (тема 14)

1. Социально- экономические преобразования (1991-1999): а) «Шоковая терапия». Приватизация; б) попытки корректировки курса реформ; в) финансовый кризис 1998 г. и устранение его последствий.

2. Политические изменения (1991-1999): а) реформирование государственного устройства в России в 1991- 1993г. Конституция РФ 1993 г.; б) политическая борьба во время выборов в Государственную Думу, Президента РФ, губернаторов и президентов субъектов федерации, мэров и глав администраций в 1995-1996 гг.; в) противостояние Думы и правительства в 1997-1999 гг.; г) проблемы российской государственности. Чеченская война; д) становление отечественной многопартийности.

3. Внешняя политика России.

4. Смена российского руководства. В.В. Путин: а) укрепление российской государственности; б) экономические реформы; в) меры по модернизации системы образования, здравоохранения, социального обеспечения; г) усиление мер по борьбе с терроризмом; д) разработка новой внешнеполитической стратегии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Ельцин Б.Н. Записки Президента. М., 1994.

Конституция РФ. М., 2005.

Россия сегодня. Политический портрет в документах. Кн. 2. М., 1993.

1. Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000.

2. Глазьев С.Ю. и др. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. М., 2003.

3. Зенькович Н. Борис Ельцин – разные жизни. В 2 т. М., 2006.

4. История экономического развития России / Под редакцией А.К. Шуркалина. М., 2000.

5. Кирсанов В.Н. Система многопартийности современной России (Очерк истории). М., 1995.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Рабочая программа курса составлена в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, предполагающей организацию учебного процесса, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на три модуля. Шкала перевода баллов в оценки:

- 60 баллов и менее - «неудовлетворительно»;

- от 61 до 75 баллов - «удовлетворительно»;

- от 76 до 90 баллов - «хорошо»;

- от 91 до 100 баллов - «отлично».

Максимальный балл за ту или иную работу студент получает, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Примерные критерии:полнота и логичность раскрытия вопроса, использование дополнительного материала, самостоятельность суждений отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу.

Рекомендации к выполнению заданий для самостоятельной работы:

Работа с источниками предполагает изучение документов. Студент должен уметь провести атрибутику документа (автор, датировка), выделить главное в его содержании и определить значение для изучаемой темы.

Сообщение по актуальным проблемам курса истории готовится на основе публикаций ведущих исторических журналов страны («Отечественная история», «Российская история», «Вопросы истории» и др. – см. список рекомендованной литературы), возможно использование интернет-источников. При оценке выступления учитывается умение ясно и доступно изложить материал, ответить на вопросы и дать возможность слушателям записать наиболее значимые моменты.

Контрольная работа (темы соответствуют контрольным вопросам) должна основываться на знании студентами научной литературы и источников по определённой теме. План рекомендуется начинать с введения, далее взять 2-3-4 узловых вопроса темы и завершить его заключением. В заключении работы делаются выводы. Контрольная работа должна занимать не более 24-25 листов (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал, выравнивание по ширине, абзац – отступ). Работу необходимо снабдить научно-справочным аппаратом. В конце работы обязательно должен быть список использованных источников и литературы.

Исторический портрет должен включать в себя краткую биографическую справку, важнейшие результаты деятельности, Вашу оценку места и роли личности в отечественной истории, а также список источников и литературы.

Эссе – это очерк, освещающий события, явления и процессы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Обязательным является личностное отношение автора к событиям.

При подготовке рецензии (на статью по истории страны в XX в.) рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1) Актуальность темы, её значение для изучения курса Отечественной истории;

2) Задачи, которые ставит перед собой автор статьи;

3) Источниковая база автора (например, законодательные источники, личная переписка и т.д.);

4) Структура статьи с указанием основных аспектов, о которых пишет автор;

5) Основные выводы с их аргументацией;

6) Ваше мнение относительно статьи и выводов автора.

Презентация по выбранной теме должна включать 25 слайдов, критериями оценки которых являются как содержательная сторона, так и соответствие ей визуальных образов, аудио- и видео-сопровождения.

Тестовые задания находятся на сайте www.fepo.ru.

 

Контрольные вопросы по дисциплине:

1. Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIII-IX вв.

2.Норманнская теория и ее критика.

3.Киевская Русь в IX – первой половине XI в.

4.Политический и социально-экономический строй русских земель во второй половине XI – первой трети XIII в.

5.Культура и быт домонгольской Руси.

6.Установление ордынского ига и его последствия (1243-1304 гг.).

7.Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.

8.Новый этап борьбы за политическое главенство на Руси. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV в.

9.Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Освобождение от ордынского ига.

10. Россия в правление Ивана Грозного. Реформы 50-х гг. XVI в. Опричнина и её последствия.

11. Россия в период Смутного времени.

12. Социально-экономическое развитие после «смуты». Соборное уложение 1649 г.

13. Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения.

14. Внешняя политика России при первых Романовых.

15. Русская культура XV-XVII вв.

16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I.

17. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм».

19. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

20. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I.

21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы. Утопический социализм.

22. Культура России XVIII – первой половины XIX в.

23. Либеральные реформы Александра II. Отмена крепостного права.

24. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

25. Контрреформы Александра III. Консервативное реформаторство С.Ю. Витте. Экономическая модернизация конца XIX – начала ХХ вв.

26. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Консервативные, либеральные и радикальные течения. Распространение марксизма в России.

27. Революция 1905-1907 гг.

28. Россия в 1907-1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая мировая война.

29. Культура России во второй половине XIX – начале XX в.

30. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX в.

31. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

32. Гражданская война: причины, этапы, итоги.

33. Политика «военного коммунизма».

34. Становление советской государственности. Образование СССР.

35. Новая экономическая политика.

36. Формирование тоталитарной системы в СССР 1920-1930-х гг.

37. Социально-экономическая модернизация страны в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация и коллективизация.

38. Внешняя политика СССР в 1920-1930-х гг. и накануне Великой Отечественной войны.

39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

40. Наука и культура в 1917-1945 гг.

41. «Апогей сталинизма»: социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в 1945-1953 гг.

42. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начальный этап «холодной войны».

43. Советский Союз в 1953-1964 гг. Реформы Н.С. Хрущева.

44. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

45. Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. Кризисы «холодной войны» и разрядка.

46. Экономические и политические преобразования периода Перестройки. «Новое политическое мышление». Распад СССР.

47. Наука и культура в 1945-1991 гг.

48. Российская Федерация в 1990-е годы. Экономические реформы. Становление новой российской государственности.

49. Внешняя политика России в 1992-2010 гг.

50. Российская Федерация на современном этапе (2000-2010 гг.).




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)