Обзор основных законов и закономерностей обученияРассмотрим, какие законы и закономерности действуют в процессе обучения. В обучении находят проявление общие законы диалектики и специфические педагогические законы. К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания. В процессе обучения, действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся oбpaзовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучение. Это в свою очередь требует изменения содержания, технологии процесса обучения. Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения также проявляется в процессе обучения. Все качественные характеристики личности (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений. Переход количества в качество соответствует механизму закона отрицания отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторения отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения). Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например, И.Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям. Немецкий педагог Э. Мейман обосновал несколько специфических законов: - развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками; - ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; - душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно. Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И.П. Подласого приводятся более 70 различных закономерностей обучения[13]. С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют. Различают общие и частные (конкретные) закономерности. Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности: - цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; - содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений; - качества обучения. Качество обучения зависят от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения; - методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применения методов, цели, обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса; - управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системеобучения, обоснованности корректирующих воздействий; стимулирования обучения.. Продуктивность обучения зависит or внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов[14]. Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения: - собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя; - гносеологические (результаты oбучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т.д.); - психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.); - социологические (развитие индивида зависят от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.); - организационные (эффективность процесса обучения завесят от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.). Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения. Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |