Комбинированные уроки
Комбинированный урок имеет две или несколько равных по своему значению образовательных целей, причем их комбинация может быть различной. Примерная структура комбинированного урока: 1) организация учащихся к занятию; 2) проверка домашней работы и опрос учащихся; 3) изучение нового материала; 4) первичное закрепление новых знаний в ходе пробных упражнений; 5) повторение ранее изученного в виде беседы и (или) тренировочных упражнений. 6) задание на дом.
4. Виды современных организационных форм обучения. 4.1. Нестандартные уроки. В настоящее время урок остается основной организационной формой обучения. Помимо традиционных уроков в школах часто практикуются нестандартные уроки. Нестандартные уроки стали вводиться в школьную практику с середины 70-х годов 20-го века с целью повышения интереса учеников к обучению. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: 1. Уроки-деловые игры; 2. Уроки пресс-конференции; 3. Уроки-соревнования; 4. Уроки типа КВН; 5. Театрализованные уроки; 6. Уроки-консультации; 7. Уроки с групповыми формами работы; 8. Уроки взаимообучения учащихся; 9. Уроки творчества; 10. Уроки-аукционы; 11. Уроки-зачеты; 12. Уроки-конкурсы; 13. Уроки-фантазии; 14. Уроки-концерты; 15. Уроки - ролевые игры; 16. Уроки-конференции; 17. Уроки-семинары; 18. Уроки-экскурсии; 19. Уроки-игры «Поле чудес»; 20. Интегрированные уроки. Нестандартные уроки вызывают, как привило, интерес у учащихся, поскольку предусматривают е только оригинальную форму подачи учебного материала, но и деловое сотрудничество педагогов и воспитанников. Сотворчество учителя и учащихся проявляется на всех этапах нестандартного урока: при проектировании, при проведении (ученики могут вести отдельные этапы урока, осуществлять опрос, выставлять отметки и пр.); при оценке действий участников урока, при подведении его итогов. Важно поддерживать инициативу учеников, стимулировать нестандартные предложения. Данные уроки интересны ученикам, однако превращать их в главную форму обучения не следует.
4.2. Дополнительные занятия, консультации, экскурсии. Урок как основная форма обучения органично дополняется другими формами, такими как: дополнительные занятия, консультации, экскурсии, домашняя работа. Некоторые из них заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). Дополнительные формы организации обучения или дополнительные занятия проводятся с отдельными учениками или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных консультаций. Экскурсия считается традиционной, древней формой учебной работы. Экскурсия может быть фронтальной, групповой, микро групповой (бригадной). Выбор вида обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также требованиями соблюдения безопасности при посещении объекта. Технология экскурсии к настоящему времени разработана достаточно детально и может быть представлена следующим образом: 1. Предварительное знакомство учителя с объектом и маршрутом. 2. Разработка детального плана. В плане экскурсии указывается тема, цель, объект, порядок ознакомления учащихся с объектом, средства и снаряжения, необходимые для выполнения экскурсионных заданий. 3. Сообщение ученикам задач экскурсии, организация учащихся на подготовку к экскурсии, на выполнение поставленных задач. 4. Проведение экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, от возраста учащихся, их развития, а также от особенностей объекта экскурсии. Учебная экскурсия предусматривает такие способы ознакомления учеников с объектом, как разъяснение, беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация объекта, составление схем, зарисовок и пр. 5. Подведение итогов и обработка собранного материала. По заданию учителя ученики анализируют, систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, оформляют коллекции, изготавливают таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учениками, делает обобщающие выводы, рекомендует дополнительную литературу для более глубокого ознакомления учеников с предметом обсуждения.
4.3. Домашняя учебная работа учащихся. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она формирует чувство ответственности за порученное дело, вырабатывает аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества. Выделяется три вида домашних заданий: - подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; - направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; - требующие применения полученных знаний на практике. Особым видом домашней работы являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I класс - до 1 часа; II - до 1,5 часа; III -IV классы - до 2 часов; V-VI - до 2,5 часа; VII - до 3 часов; VIII-XI - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом и имеющих к нему склонность. Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью). При этом он может организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.
4.4. Учебная конференция, лекция. Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения является учебная конференция. Она требует большой и длительной подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.). Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда. В старших классах, особенно в вечерних школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний. В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений.
4.5. Семинарские занятия и практикумы. Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Семинары начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений. Особой формой семинара является семинар-диспут. Он имеет особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.
4.6. Вспомогательные формы обучения: факультативы, кружковая и клубная работа. К вспомогательным формам организации обучения относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это, прежде всего, факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Но эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4.7. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. В современной дидактике все организационные формы обучения, включая обязательные (урок и его разновидности, экскурсия и др.) и вспомогательные подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов). При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, например, фронтальный опрос, фронтальные опыты. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Однако она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым формам обучения относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, форму обучения называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |