Классификация по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина). Критерий – уровень самостоятельности познавательной деятельности
В эту классификацию входят методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. 4. Наиболее распространенной является классификация Бабанского Ю.К. Она включает в себя три группы методов: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1) словесные, наглядные/ практические (критерий – источник знаний); 2) индуктивные, дедуктивные (критерий – логика познания), 3) репродуктивные и проблемно-поисковые (критерий – активизация мышления школьников); 4) методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) методы стимулирования долга и ответственности в учении; 2) методы стимулирования интереса к учению. 3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности: 1) методы устного контроля и самоконтроля (фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос), 2) методы письменного контроля и самоконтроля, 3)методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
3.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
3.1. Словесные методы обучения. Данные методы представляют собой методы словесной (вербальной) передачи и слухового восприятия учебной информации. Рассказ. Это – изложение учителем учебного материала, носящее описательный характер. По отношению к ученикам это сравнительно пассивный метод. В их задачу входит внимательно слушать учителя. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образного и последовательного изложения: исторические события, жизнь ученых, писателей, природные явления, поведение животных и т.п. В ходе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их последовательно излагать свои мысли. К методу рассказа предъявляются следующие требования: - правильное построение. В рассказе обычно присутствуют следующие компоненты: начало, развитие событий, кульминация, заключение; - связь излагаемых событий с интересами и личным опытом учащихся; - эмоциональность изложения. Беседа. Беседа представляет собой вопросно-ответную форму изложения учебного материала.По сравнению с рассказом беседа является более активным методомобучения. В зависимости от того, на каком этапе усвоения знаний применяется беседа, определяется ее цель: обобщить имеющиеся у учеников знания, привить им новые знания, повторпть, закрепить учебный материал. Цель определяет характер вопросов. Они могут быть проблемными (эвристическими) и репродуктивными (воспроизводящими). Соответственно беседа может быть проблемной и репродуктивной. Эвристическая беседа направлена на самостоятельный поиск учениками путей решения поставленной проблемы. Репродуктивная беседа состоит из вопросов, каждый из которых требует только лишь воспроизведения имеющихся знаний. Однако в практике обучения проблемная беседа чаще всего включает в себя и воспроизводящие вопросы и наоборот. Беседа может иметь как индуктивный, так и дедуктивный характер. Индуктивный характер беседы проявляется в том, что под руководством учителя ученики идут от частных фактов и обобщений к общему выводу. При дедуктивном характере беседы рассуждение идет от общего к частному. Необходимые требования к методу беседы: - четко определять цель беседы, добиваться ее реализации; - вопросы нужно строить так, чтобы ученики всегда понимали, о чем у них спрашивают; - всегда предполагать возможные ответы, продумывать вспомогательные вопросы; - требовать от учащихся конкретных, содержательных ответов; - по завершении беседы формулировать необходимые выводы, обобщения. Объяснение. Объяснение – это изложение учителем и усвоение учащимися теоретического учебного материала. От метода рассказа объяснение отличается наличием в нем теоретических доказательств. Применяя метод объяснения, учитель ставит перед учениками цель, а затем сообщает им специально отобранные знания, применяя по необходимости наглядные пособия и пр. Задача обучаемых - внимательно слушать, совершать необходимые практические действия для того, чтобы понять и запомнить полученную информацию. Сами ученики могут применять метод объяснения на этапе закрепления полученных знаний. Поэтому объяснение надо строить и проводить так, чтобы ученики усвоили логику рассуждений учителя и могли воспроизвести последовательность предложенных действий. Структура метода объяснения может быть представлена следующим образом: 1) постановка познавательной задачи; 2) развитие теоретического положения с помощью определенных форм рассуждений – анализа, синтеза, индукции и дедукции; 3) формулировка выводов.
3.2. Наглядные методы обучения. Это методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |