Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Автор-составитель М.Н. Чернова. – М.: Эксмо,2006. – 624с




Наличие широкого спектра многообразных документов по истории позволяет организовать эффективные лабораторные занятия, основными целями которых будут:

- углубление и конкретизация знаний о важнейших исторических событиях, явлениях и процессах, с одной стороны, и расширение представлений об исторических документах, с другой;

- развитие аналитических умений работы с документальным текстом: выделять основные положения, различать факт и его интерпретацию, сопоставлять сведения в разных источниках, находить и объяснять причины разных авторских подходов;

- формирование на этой основе объективного, всестороннего и критического отношения к фактам и источникам исторической информации, формирование собственного аргументированного мнения о них;

- развитие и укрепление познавательного интереса к истории и самостоятельным способам ее изучения.

Структура лабораторного занятия по документам в общих чертах аналогична лабораторному занятию по учебнику.

На первом этапе, характеризуя источники, учитель может подробнее остановиться на их авторах, времени и обстоятельствах создания, либо включить эти сведения в инструкции. В старших классах школьники могут самостоятельно проследить историю документа и обосновать его специфику в изложении и оценке тех или иных событий.

В интересах эффективной работы с историческими документами важно учитывать своеобразие источников и типологию вопросов и заданий к ним. В МПИ есть несколько подходов к классификации документов. Предложение различать документы по содержанию и назначению представляется удобным для разработки типовых вопросов и заданий к конкретным видам документальных текстов.

I. К документам государственного характера (грамоты, указы, законы, постановления, речи государственных деятелей и т.п.):

1) Когда, где и почему появился этот документ? Опишите исторические условия его создания.

2) Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3) Выделите основные (новые) понятия, использованные в документе, и объясните их.

4) Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

5) Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6) К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

II. К документам международного характера (договоры, соглашения, деловая переписка руководителей и т.п.):

1) Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2) Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3) Назовите основные положения документа.

4) Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? Оцените их значение для каждой из стран, имеющих к нему отношение.

5) Дайте общую оценку данному документу.

III. К документам политического характера (партийные программы, воззвания, политические выступления и т.п.):

1) Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2) К чему призывает и что осуждает автор документа?

3) Интересы каких слоев населения он отражает?

4) Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

5) Каковы последствия (реальные или прогнозируемы) вступления в жизнь этого документа?

6) Сопоставьте его с аналогичными документами иных политических направлений. В чем их сходства и различия по основным вопросам?

7) Дайте историческую оценку этому документу.

IV. К документам исторического характера (хроники, летописи и т.д.):

1) Какому периоду истории, какой стране, каким событиям посвящен этот документ?

2) Покажите на карте место, где происходили описанные события.

3) Определите время, в которое происходили описанные события. Если даты в документе указаны не по христианскому календарю, переведите их в привычную для нас систему летоисчисления.

4) Как автор документа объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

5) Как автор относится к описываемым им событиям и деятелям? Как оценочные суждения автора связаны с характером этого документа и обстоятельствами его создания?

6) Вызывают ли приведенные автором сведения доверие? Почему?

7) В чем позиция автора совпадает или не совпадает с точками зрения его современников или потомков на эти исторические факты? Чем это сходство или различия можно объяснить?

8) Оцените научную (познавательную), историческую значимость этого документа.

V. К документам личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельские показания и т.п.):

1) Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятие? Причастность к описываемым событиям?

2) Какому историческому событию или явлению посвящен документ? Что увидел автор? Как оно относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста и другими деталями.

3) Чем вы объясните именно такое отношение автора к данным событиям? К его участникам?

4) В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему?

5) Разделяете ли вы отношения автора к описываемым фактам? Доверяете ли его свидетельствам? Почему?

6) В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?

VI. К документам литературного характера (историческая проза, поэзия, драма басни, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и т.п.):

1) Покажите на карте место, где происходило действие этого литературного источника.

2) По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или время написания произведения.

3) Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным? Как вы думаете, с какой целью автор произведения сделал это?

4) Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с этими аргументами?

5) К какому общественному слою принадлежал автор? Насколько объективным и беспристрастным оказался в передаче событий или он к этому не стремился?

6) В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснит его распространение?

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)