Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности рынка минерального сырья



2015-12-14 1384 Обсуждений (0)
Особенности рынка минерального сырья 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая теория рассматривает рынок как отношения производителей продукта (продавцов) и его потребителей (покупателей).

В зависимости от числа производителей и потребителей продукции, вступающих в рыночные отношения, выделяются следующие модели рынков.

 

Таблица 1 – Предлагаемые модели рынков

 

Количество потребителей Количество производителей
Много Несколько Один
Много Чистая конкуренция Чистая олигополия Чистая монополия
Несколько Ограниченная монополия потребителя Двусторонняя олигополия Ограниченная олигополия потребителя
Один Чистая монопсония Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

 

В условиях рынка чистой конкуренции стандартизованная продукция производится множеством производителей и находит множество потребителей. Цена на продукцию в условиях такой модели рынка устанавливается под воздействием спроса и предложения и не зависит от действий отдельных производителей. Новый производитель относительно может легко войти в рынок и также легко быть вытеснен с него. Олигопольная модель отвечает ситуации, в которой продукт производится ограниченным числом производителей (обычно не более нескольких десятков), каждый из которых вынужден координировать свои цены с ценами других производителей. Цены на олигопольном рынке обычно относительно устойчивы, но новому производителю вклиниться в сложившуюся систему затруднительно. В условиях рынка чистой монополии уникальный продукт производится единственным производителем, который диктует потребителям свою цену.

Наконец, чистая монопсония соответствует условиям, в которых на продукцию имеется единственный потребитель, диктующий цену со своей стороны.

Продукция горных предприятий – минеральное сырье – является сырьем, используемым для производства новых товаров и услуг. В качестве его потребителей обычно выступают другие предприятия-производители. Число предприятий, выступающих в качестве потребителей данного вида минерального сырья, может быть любым, от практически бесконечно большого, до единицы. С другой стороны, количество производителей минерально-сырьевой продукции обычно относительно невелико, либо в силу природной редкости источников этого сырья (месторождений), либо (для общераспространенных видов), в силу экономической нецелесообразности дальней транспортировки сырья и локальности образующихся рынков.

Исходя из этого, наиболее распространенными моделями рынков минерального сырья оказываются конкурентная, олигопольная, монопольная или монопсонная, со всеми переходными вариантами. Конкретный тип рынка, складывающийся в той или иной минерально-сырьевой подотрасли, для того или иного географо-экономического региона (вплоть до глобального масштаба) в значительной степени определяется особенностями их производства и потребления.

Простая модель чистой конкуренции приложима только к рынкам чистых металлов, реализуемых через биржи (медь, свинец, алюминий, никель, золото, серебро, платиноиды).

Олигопольные модели рынков производителей и потребителей свойственны для большинства видов минерального сырья: нефти, газа, бокситов, строительных материалов, химического, технического и керамического сырья. Для этих минеральных видов сырья характерны большие объемы потребления, которые требуют организации стабильности и равномерности их поставок потребителям. Здесь, наряду с ценовой привлекательностью, производитель сырья должен предложить вероятным потребителям варианты транспортировки сырьевых ресурсов с минимальными издержками. Цены на сырье в таких случаях, являются компромиссными с обоих сторон и в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры.

Рынки типов чистой монополии и чистой монопсонии в минерально-сырьевой отрасли относительно редки и иногда могут быть связаны с деятельностью одного и того же конкретного предприятия. Так, мировой рынок необработанных алмазов практически монополизирован компанией Де-Бирс. При этом, для фирм, осуществляющих огранку бриллиантов, изготовление алмазного инструмента и т.п., Де-Бирс выступает в качестве монопольного поставщика, а для фирм, осуществляющих добычу алмазов – в качестве монопсонного потребителя. Аналогичную позицию занимает аффинажный концерн «Джонсон Маттэй» (Великобритания), занимаясь аффинажем более чем 90% платиноидов со всего мира (без России), является монопсонным покупателем сырья, олигопольным производителем аффинированной платины и монопольным продавцом редких платиноидов: осмия, иридия, рутения и родия. Монопольным производителем природного газа в России является РАО «Газпром», добывающий и реализующий свыше 90% российского газа.

В качестве чистой монополии предложения могут выступать также структуры, контролирующие стратегические запасы стран. К примеру, Гохран Министерства финансов России, являясь распорядителем стратегических запасов палладия, определяет его экспортную политику, вводя квоты продажи. Контроль над мировым рынок палладия привел к удвоению цены палладия к 2000 г по сравнению с 1995 г. Схожую позицию занимает Китай на рынке вольфрама и сурьмы, играя на понижении цены и вытесняя с рынка всех производителей с высокими издержками.

Черты чистой монопольного производителя может приобрести предприятие по добыче какого-то совершенно уникального вида сырья. Так, например, уникальным в мире является месторождение своеобразного ювелирно-поделочного камня – чароита (Республика Саха-Якутия).

Рынок типа двусторонней монополиивозникает в таких условиях, когда единственный потребитель, вследствие ограниченности коммуникаций, специфики технологического процесса, способен потреблять только сырье строго определенного сорта (марки), а поставлять такое сырье может единственный производитель. Цены на продукцию рынка двусторонней монополии определяются компромиссным соглашением двух сторон.

Чистая монопольная рыночная структура в минерально-сырьевой отрасли может складываться в условиях, когда крупный металлургический или химический завод оказывается единственным потребителем сырья нескольких рудников ближайшего региона, в силу каких-то причин лишенных возможности вывоза своей продукции за его пределы.



2015-12-14 1384 Обсуждений (0)
Особенности рынка минерального сырья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности рынка минерального сырья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1384)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)