Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ



2015-12-14 1226 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние годы на конституционный уровень поднята задача европейской интеграции. Значительную часть европейского континента ныне связывают политическое и экономическое партнерство. Это принципиальное изменение. Достаточно вспомнить, что дважды в первой половине 20 века многие из этих стран были политическими противниками и вели жестокие и изнурительные войны. Уже сам по себе факт длительного существования Сообщества дает все основания предполагать, что на обширной части европейского континента воцарился мир и военные конфликты перестали быть уделом некогда традиционных соперников (Германия, Англия, Италия, Франция). Хотя далеко не все здесь поддается однозначным оценкам и прогнозам.

Для конституционного развития этих стран характерно, что конституционные реформы стали наиболее интенсивно проводиться в странах Западной Европы после великих исторических потрясений, вызванных Первой и Второй мировыми войнами. Уроки Второй мировой войны послужили мощным толчком последовательного расширения и внедрения всех политико-правовых средств, обеспечивающих реальные гарантии демократической власти, прав и свобод человека, защиту государства и общества от угрозы возрождения тоталитаризма и фашизма. Эти же причины ускорили процесс европейской интеграции.

Интеграционная динамика в Европе активно проявляется прежде всего в создании сбалансированной экономической и финансовой системы. Вместе с тем, внешняя политика и политика безопасности, составляющие основу политического союза, - это те области, в которых государства-члены традиционно настаивают на сохранении суверенитета. Многие исследователи констатируют, что согласование интересов в этой области сталкивается с большими трудностями, в частности из-за традиционно разных политических интересов ведущих европейских государств. Подобный дисбаланс вызван тем, что Франция и Великобритания являются единственными странами ЕС, обладающими ядерным оружием, а ряд других стран относятся либо к нейтральным, либо к не входящим в оборонительные союзы государствам.

Без единства в выборе политических целей невозможно государственно-политическое образование в виде федерации или конфедерации европейских государств. Конституции, принятые (или обновленные) в большинстве западноевропейских государств после 1945 года, явились результатом изменившийся расстановки сил, определившей в последующие десятилетия достаточно устойчивую динамику демократического развития. Вместе с тем, и сами конституции оказали реальное стабилизирующее воздействие на политическую жизнь Западной Европы. Достижение в 50-60-ых годах конституционной стабильности помогло, как считают многие западные политологи, сохранению в течение длительного периода благоприятной социальной и экономической среды.

Прочные позиции парламентаризма – одна из характерных черт современного развития конституционных институтов в странах Западной Европы. В отличие от большинства государств Азии, Африки, Америки, где преобладает президентская форма правления, многие члены ЕС явно предпочитают классическую парламентарную республику, а некоторые – парламентскую монархию. Отмечается, в частности, восстановление в большинстве стран парламентских методов и властных структур, функционирующих в условиях многопартийности. За это время укрепила свои позиции европейская модель разделения властей, такая организация государственного управления, при которой исполнительная власть зависит непосредственно от поддержки законодательного (представительного) органа, что само по себе свидетельствует о достижениях парламентаризма, о готовности основных политических сил эффективно сотрудничать в целях совершенствования экономики своей страны, социальной защиты личности.

Радикальная попытка конституционной замены парламентской формы правления на президентскую была совершена только во Франции в 1958 году. Она привела к установлению смешанного президентско-парламентского режима. Но этот пример не оказал реального воздействия на соседние государства, в т. ч. на Италию, где проблемы взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью были во многом сходными. Примечательно, что не поддержали идею президентского правления и Испания с Грецией, пережившие тоталитарные режимы (Франко и «черных полковников»): вместо ориентации на французскую модель правления они, напротив, укрепили роль представительной демократии и контрольных функций парламента.

В послевоенных конституциях стран Западной Европы заметно усиление социальной ориентации. Включение в конституционные акты статей, посвященных правам граждан в социально-экономической и культуронй сфере, особое внимание законодателя к регламентации основных институтов гражданского общества (Италия, Испания, Португалия, Греция и др.) явились результатом острой политической борьбы партий, представляющих интересы основных социальных групп населения. Следствием упомянутых процессов стала социальная направленность обширного блока законодательства, связанного с реализацией прав и свобод человека и обеспечением конституционных гарантий их соблюдения. Положения конституций в этой части постепенно приобретают значение норм прямого действия. Однако не всякая «прямолинейность» дает адекватные результаты. Так, получившая распространение в первое послевоенное десятилетие доктрина «государства благоденствия», предполагающая активные властные функции государства в обеспечении гражданами достойного жизненного уровня, затем, в период экономического спада конца 70-ых годов, вынудила многие правительства пересмотреть свои задачи, а также взаимоотношения между государством и обществом.

В последние годы в ряде стран наметилась тенденция решения острых экономических проблем за счет урезания социальных прав, сокращения расходов на социальные нужды. Гораздо последовательнее в странах – членах ЕС проводился курс на децентрализацию управления, на расширение участия граждан в осуществлении государственной власти. Конституции некоторых стран предусмотрели возможность делегирования полномочий центральной власти другим властным структурам, в отдельных странах (например, во Франции) аналогичные меры были проведены без пересмотра конституции.

Достаточно только сравнить основные законы ведущих государств – членов ЕС: ФРГ, Франции, Великобритании, чтобы убедиться в устойчивости традиционных форм правления (республики, парламентарной монархии), способов решения национального вопроса, методов и приемов децентрализации государственной власти и т. д. Конституционные модели включают немецкий тип федерализма и французскую концепцию унитарного государства, бельгийский квазифедерализм и испанский вариант национальной автономии.

Их можно с определенными оговорками отнести к западноевропейской конституционной модели. Имеются в виду фактические конституции, которые по содержанию и степени гарантированности прав и свобод личности, уровню демократии и зрелости гражданского общества объединяются в общее целое, несмотря на различные формы правления и время принятия официальных конституций. Конечно, новые конституции, принятые после второй мировой войны, намного шире по предметам регулирования, они значительно расширили пределы вмешательства государства в экономическую, социальную и духовную сферы жизни, возлагая вместе с тем на него соответствующие обязанности перед обществом в целом и его членами. Конституции второй волны характеризуют своеобразный европейский образец, который теперь можно назвать классическим. Это касается их содержания и структуры (преамбула, вводные положения или основы конституционного строя, разделы о правах и свободах граждан, принципах социальной и экономической политики, об органах государственной власти, включая положения о конституционном суде, а также раздел о порядке изменения конституции).

Движение к правовому государству, приверженность к соблюдению прав и свобод становится устойчивой традицией, и этому процессу нет альтернативы. Конституционное развитие в ЕС связано общей динамикой интеграционных процессов. Уже на первом этапе объединение на экономической основе имело перспективные политические цели. Тесное деловое партнерство становится одним из основных средств укрепления стабильности в Европе и обеспечения защиты от повторения тоталитарного прошлого. В рамках Сообщества рождаются качественно новые взаимосвязи международного (европейского) и внутригосударственного права. В последние десятилетия совместными усилиями этих государств энергично формируется общеевропейский правовой стандарт – как неотъемлимая часть национальных (внутригосударственных) правовых систем. В первую очередь, это касается прав и свобод человека и гражданина. Постепенно становится возможным отходить от юрисдикции своей страны путем выдвижения требований внутригосударственным судам следовать более высокому европейскому стандарту, отвечающему международно-правовым нормам тех соглашений, участниками которых становятся западноевропейские страны. Хотя в этой сфере много острых коллизий и нерешенных проблем (особенно в области социальных и экономических прав трудящихся), на лицо общая тенденция, вытекающая из обязательств стран - членов ЕС.

Маастрихтский договор содержит весьма благоприятные предпосылки к тому, чтобы такое сближение пошло значительно интенсивнее, чем это было в предыдущие десятилетия. Стратегический путь создания новых форм еще более тесного союза народов Европы (федерация, конфедерация и т. п.) пока неясен и проблематичен, но отдельные правовые позиции уже продекларированы, например, намечены контуры будущего гражданского сообщества Европы. Создание прямой связи между ЕС и гражданами государств – участников Союза становится дополнительным фактором охраны их прав и интересов, существенно поднимая уровень гармонизации этих органов.

В рамках ЕС достижение экономических и иных целей, их поэтапная реализация тесно связаны с интеграционными процессами в политике и праве, обеспечиваются не только высокой самодисциплиной его участников, но и реальной ответственностью за неисполнение. Ход событий на рубеже 21 века подтверждает возможность эволюционным путем создать в Европе объединение федерального (конфедеративного) типа и решать не только задачи экономического управления, но и многие проблемы общедемократического, политического характера. Для этого уже созданы необходимые организационно-правовые механизмы.

 



2015-12-14 1226 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ 20-21 ВЕКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)