Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессиональные компетенции (ПК)



2015-12-14 484 Обсуждений (0)
Профессиональные компетенции (ПК) 0.00 из 5.00 0 оценок




Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Ю.А. Гриневич

Д.М. Шатунов

Методические указания по изучению дисциплины «Региональная экономика»

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки

080100 «Экономика» (бакалавриат)

 

 

Нижний Новгород


УДК 332 (075)

ББК 65.04я73

Г 85

Г 85 Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 69 с.

Рецензент: д.э.н., проф. А.В. Золотов

д.э.н., проф.А.Н.Голубцов

 

Методические указания составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержат комплекс вопросов, ориентирующих студентов на всестороннее и глубокое изучение дисциплины «Региональная экономика», требования к результатам освоения дисциплины, а также учебно-тематический план, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу, учебные и справочные материалы по дисциплине.

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» (бакалавриат).

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии экономического факультета ННГУ,

к.э.н., доцент М.Л. Шилов

 

УДК 332 (075)

ББК 65.04я73

 

 

© Гриневич Ю.А., Шатунов Д.М., 2013

© Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.. 4

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 24

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ. 25

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 31

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 37

9. УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель – комплексное изучение социально-экономических процессов в региональной экономике и механизмов их управления с дальнейшим использованием полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

1.Осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии,

2.Овладение теоретическими основами региональной экономики и управления регионом, методами региональных исследований, инструментами региональной экономической политики,

3.Ознакомление с основами функционирования региональной экономики и управления экономикой региона,

4.Изучение механизмов, на базе которых формируются конкретные задачи региональной политики,

5.Усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики,

6.Ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Профиль РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

«Региональная экономика» является основной дисциплиной профиля «Региональная экономика», является дисциплиной специализации, изучение которой обеспечивает основу подготовки специалистов в области экономики и управления регионом. Дисциплина использует знания и умения, полученные студентами в раках прохождения дисциплин профессионального цикла, углубляет их и позволяет использовать их применительно к экономике региона.

Предполагается, что студенты, обучающиеся курсу «Региональная экономика», имеют знания и умения по следующим дисциплинам:

· Политология;

· Отечественная история;

· Математический анализ и линейная алгебра, (что важно для понимания студентами экономико-математических и графических моделей);

· Информатика;

· Микроэкономика;

· Макроэкономика;

· Статистика;

· Финансы;

· История экономических учений;

· Менеджмент;

· Маркетинг;

· Мировая экономика и МЭО;

· Макроэкономическое планирование и прогнозирование;

· Экономика фирмы;

· Государственное регулирование экономики;

· Внешнеэкономическая деятельность;

· Экономика общественного сектора;

· Национальная экономика.

«Региональная экономика» является основой для изучения более узких дисциплин профиля, таких как «Регулирование экономики региона», «Комплексное развитие региона» и других.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК)

 

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-4 в указанной части);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)

 

Профессиональные компетенции (ПК)

Расчетно-экономическая деятельность

- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

 

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)

 

Организационно-управленческая деятельность

- способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- структуру региональной экономики,

- научные методы территориальной организации хозяйства, показатели; теоремы, формулы, концепции и коэффициенты,

- понятие, функции и особенности регионального управления;

- принципы и факторы формирования региональной экономической политики,

- управление финансовыми и инвестиционными ресурсами региона;

- механизмы управления социальной сферой региона,

- наиболее актуальные проблемы регионального развития России и формирования и функционирования экономики регионов – субъектов РФ,

- ключевые проблемы экономики Нижегородской области

- особенности формирования и развития региональной экономики и управления в зарубежных странах.

 

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи социально-экономические процессы и явления на региональном уровне;

- использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;

- выявлять при социально-экономическом анализе региональные проблемы России и регионов;

- предлагать способы решения существующих проблем с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий и принимать их;


Владеть:

- понятийным аппаратом, которым оперирует региональная экономика, в том числе в области региональной политики, теории налогов и общественных расходов, бюджетного федерализма и др.;

- методами и инструментами региональной экономики и регионального управления;

- навыками работы с учебной, научной литературой, материалами периодической печати и средств Интернет в сфере региональной экономики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне с использованием мультимедиа презентаций.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, дискуссий по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Значительное место при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, курс рассчитан на 2 семестра (5 и 6 семестры). По окончании 5 семестра (34 часа), форма контроля – зачет, по окончании 6 семестра (64 часа), форма контроля – экзамен по курсу.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        всего лекции Практ. занятия Сам. работа Экз.  
1. Региональная экономика как наука. 5 - 6   Устный опрос  
2. Теории региональной экономики   Устный опрос  
3. Экономическое районирование территории России. Система федеральных округов.   Устный опрос  
4. Экономическая оценка потенциала регионов России.   Устный опрос Контрольная работа
5. Проблемное районирование   Устный опрос  
6. Регион: основные понятия и методы региональных измерений   Устный опрос  
7. Региональное развитие и региональное управление: Россия и зарубежный опыт 13, 15,   Устный опрос  
8. Региональная политика   Устный опрос Контрольная работа
9. Специальные экономические зоны как инструмент региональной политики   Устный опрос  
10. Финансовые ресурсы регионального развития   Устный опрос  
11. Бюджетно-налоговая система региона   Устный опрос Контрольная работа
12. Инвестиционная политика в регионе   Устный опрос
13. Инновационная политика в регионе   Устный опрос  
14. Региональные стратегии, программы и прогнозы развития регионов   Устный опрос
15. Промышленная политика, изменение структуры экономики и повышение конкурентоспособности региона   Устный опрос  
16. Управление региональным имуществом   Устный опрос Контрольная работа
17. Управление инфраструктурой региональной экономики.   Устный опрос  
18. Жилищно-строительная сфера региональной экономики   Устный опрос
19. Региональный АПК и его регулирование   Устный опрос  
20. Региональная политика в сфере предпринимательства   Устный опрос
21. Развитие регионального рынок труда   Устный опрос
22. Региональные аспекты развития социальной сферы региона (образование, здравоохранение, культура)   Устный опрос Контрольная работа
23. Организация региональной системы природопользования и охрана окружающей среды   Устный опрос
  ИТОГО      


2015-12-14 484 Обсуждений (0)
Профессиональные компетенции (ПК) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессиональные компетенции (ПК)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)