МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практики образования
Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практики образования обусловлена рядом факторов. Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию. В современном обществе, важнейшими характеристиками которого выступают непрерывность и динамизм развития, образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность, социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом, как средство разрешения глобальных проблем человечества. Психолого-педагогические знания помогают лучше организовать профессиональную подготовку и работу авиаспециалистов, обрести нужные навыки и умения, выявить индивидуально-психологические особенности личности членов коллектива и наметить пути формирования и коррекции их свойств и качеств, необходимых для работы. Знания педагогики и психологии, как показывает практика, помогают руководителю (а нынешние студенты – это будущие руководители коллективов), лучше понимать мотивы, особенности характера, интересы, настроение подчиненных и на их основе осуществлять индивидуальный подход при организации профессиональной деятельности, подборе кандидатов на должности, более глубоко анализировать причины ошибочных действий, затруднений, возникающих в работе авиаспециалистов. Психолого-педагогические знания также будут способствовать разработке наиболее рациональных мероприятий по профилактике сбоев в деятельности отдельных авиаспециалистов и коллективов. Овладеть основами педагогики и психологии, практическими навыками обучения и воспитания авиационных специалистов – значит обеспечить безопасность полетов воздушных судов Республики Беларусь.
ЦЕЛЬпреподавания учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»: · дать студентам основные понятия психологии и педагогики; · привить психолого-педагогическую и управленческую культуру; · подготовить студентов к выполнению задач и функций в будущей профессиональной деятельности; · сформировать качества активного и компетентного субъекта гражданской и семейной жизнедеятельности; · развить готовность к постоянному самообразованию, профессиональному и личностному саморазвитию. Дисциплина «Основы психологии и педагогики» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Философия», «Социология», «История Беларуси», и обеспечивает межпредметные связи с дисциплинами «Воздушное право Республики Беларусь», «Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов» и др.
ЗАДАЧИизучения дисциплины: · освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека; · формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания поведения других людей, стимулирования процессов самореализации и самосовершенствования; · развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции (восприятия) и оценки событий окружающего мира; · освоение студентами системных знаний об образовании, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, образование, воспитание и развитие личности; · формирование обобщенных умений применять психолого- педагогические знания, принципы, методы для решения социально-профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье; · освоение студентами системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; · формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: · сущность, ключевые категории и основные закономерности и положения психологии и педагогики, которые оказывают влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; · содержание основных психолого-педагогических проблем первоначального обучения, переподготовки и повышения квалификации авиационных специалистов; · способы системного и сравнительного анализа, критического мышления и применения их при определении причин авиационного происшествия; · основные положения указов Президента Республики Беларусь, решений Правительства Республики Беларусь, Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о влиянии человеческого и личностного факторов на безопасность полетов; · методы определения лидерских качеств студентов и молодых специалистов; рекомендации ИКАО по обучению авиационных специалистов. Уметь: · применять психолого-педагогические знания, принципы и методы для обучения и воспитания персонала, организации сотрудничества и управления коллективом; · проводить самоанализ, психологически понимать поведение других людей, стимулировать процесс их самореализации и самосовершенствования; · анализировать причины деловых, личностных и межличностных конфликтов, методы их разрешения; · самостоятельно работать с литературой по авиационной психологии и педагогике. Изучение дисциплины «Основы психологии и педагогики» со студентами-заочниками рассчитано на 102 учебных часа, из них 8 – аудиторных (в том числе 4 лекционных часа и 4 – семинарских). Структура содержания дисциплины включает: введение, четыре раздела (модуля), учебные темы внутри каждого раздела, заключение. Содержание разделов рекомендуется смотреть в типовой учебной программе курса «Основы психологии и педагогики» для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 5 июля 2007 года, регистрационный номер ТД-СГ.006/тип. Изучение курса «Основы психологии и педагогики» по заочной форме обучения осуществляется на основе Примерного тематического плана, который содержит следующие учебные модули (разделы):
Лекционные занятияпроводятся как обзорные и знакомят студентов с содержанием изучаемого курса. На первой лекции дается задание на выполнение контрольной работы. На семинарезакрепляются знания, приобретенные на лекциях и при самостоятельной работе, обсуждаются вопросы из разделов «Межличностные отношения и конфликты», «Взаимодействия людей в малых группах», «Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития». Самостоятельная работа студентов заочного отделения предусмотрена в объеме 94 ч и предполагает изучение учебной литературы и документов, выполнение домашней контрольной работы, ознакомление с научной литературой, подготовку к семинарам и экзамену. Письменная контрольная работа оформляется в соответствии с правилами, действующими в колледже (8-10 листов печатного текста на листе формата А-4), затем направляется на рецензирование. При наличии замечаний рецензента на последнем листе контрольной работы необходимо внести дополнения или пояснения. В случае появления трудностей в изучении курса и выполнении контрольной работы рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю.
ВАРИАНТЫ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |