Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 1. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений



2015-12-14 971 Обсуждений (0)
Часть 1. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт менеджмента, экономики и предпринимательства

 

 

 

Г.Г. Арунянц

 

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Учебное пособие для студентов

направления подготовки 080200 "Менеджмент"

Калининград, 2012


УДК 316.334.52(470)

ББК 65.040в7

А 79

Автор: Г.Г. Арунянц, доктор технических наук, профессор.

Рецензент: И.Д. Рудинский, доктор педагогических наук, профессор.

 

 

  А 79 Г.Г. Арунянц. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие. – Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2012. - 216 с.

 

Предлагаемое пособие дает краткие, но содержательные ответы по основным вопросам курса "Методы разработки управленческих решений". Особое внимание уделено проблемам разработки и принятия решений в условиях неопределенности и риска.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) "бакалавр").

 

ISBN

Ó КГТУ, 2012.

Ó Арунянц Г.Г., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................................. 5

 

Часть 1. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений.................. 7

1.1. Сущность управления в сложных системах............................................................ 7

1.2. Понятие и значение управленческих решений........................................................ 9

1.3. Типы процессов управления..................................................................................... 11

1.4. Управленческие задачи и их специфика................................................................. 14

1.5. Стратегии и тактики решения управленческих задач........................................... 16

1.6. Управление и сущность управленческих решений и их функции........................ 18

1.7. Интеллектуальная деятельность руководителя при разработке управленческих решений 21

1.8. Классификация и типология управленческих решений........................................ 22

1.9. Обобщенная схема принятия решений................................................................... 23

1.10. Формы разработки и реализации управленческих решений.............................. 28

1.11. Уровни и модели принятия решений...................................................................... 30

1.12. Информационное обеспечение принятия управленческих решений................ 32

1.13. Качество управленческих решений....................................................................... 33

1.14. Требования к управленческому решению и условия их достижения................ 34

1.15. Организационные и психофизические предпосылки принятия качественных решений 35

1.16. Целевая ориентация управленческих решений................................................... 37

 

Часть 2. Модели и моделирование при принятии решений...................................... 42

2.1. Опорные понятия моделирования и исследования операций.............................. 43

2.2. Определение моделей и их свойства...................................................................... 44

2.3. Общая характеристика проблемы проектирования систем................................. 46

2.4. Принципы построения моделей................................................................................ 53

2.5. Моделирование как средство поддержки принятия решений.............................. 57

2.6. Особенности разработки машинной реализации математических моделей...... 67

2.7. Примеры составления математических моделей.................................................. 70

2.8. Статистическое моделирование экономических систем...................................... 74

2.9. Моделирование систем массового обслуживания................................................ 82

2.10. Методы и модели корреляционно-регрессионного анализа............................... 91

2.11. Линейное программирование в решении оптимизационных задач.................... 93

2.12. Примеры решения задач линейного программирования на базе Excel…….. 114

 

Часть 3. Методы разработки, принятия и реализации управленческих решений . ….142

3.1. Процедуры и механизмы разработки управленческих решений........................ 142

3.2. Схема разработки и формирования управленческого решения......................... 143

3.3. Контроль и диагностика проблемы......................................................................... 146

3.4. Управленческая проблемная ситуация.................................................................. 147

3.5. Выработка управленческих решений на основе опыта, здравого смысла и интуиции.................................................................................................................................. 148

3.6. Влияние неопределенности на разработку решений............................................ 149

3.7. Риск, его разновидности, оценка последствий..................................................... 150

3.8. Методы поиска решений на моделях..................................................................... 152

3.9. Оценка степени риска и теория полезности.......................................................... 172

3.10. Внешняя среда организации и её основные свойства....................................... 174

3.11. Адаптация организации к внешней среде............................................................ 175

3.12. Специфика поведения руководителя в рискованных ситуациях...................... 176

3.13. Методы разработки управленческих решений: аналитические, статистические, математические.................................................................................................................................................. 178

3.14. Методы разработки управленческих решений: активизирующие, эвристические и метод сценариев.................................................................................................................................................. 179

3.15. Методы разработки управленческих решений: экспертные методы............... 181

3.16. Критерии и ограничения принятия решений......................................................... 181

3.17. Обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов. Оценочные системы 182

3.18. Анализ альтернатив решения................................................................................ 184

3.19. Основные процедуры разработки, согласования, принятия, утверждения и организации выполнения решения............................................................................................................. 190

3.20. Социально-психологические основы разработки управленческого решения 192

3.21. Организация процесса разработки решения....................................................... 193

3.22. Организация процесса коллективного принятия решения................................ 194

3.23. Регламентное управление и разделение ответственности............................... 195

3.24. Социальная и нравственная ответственность руководителя........................... 197

3.25. Сущность, значение, виды и функции контроля в управлении......................... 198

3.26. Классификация видов контроля, процесс контроля и психологические особенности его осуществления.......................................................................................... 199

3.27. Принципы профессионального принятия решений (зарубежный опыт)........... 200

3.28. Общие подходы к оценке эффективности управленческого решения............ 202

3.29. Поиск супероптимальных решений...................................................................... 204

3.30. Особенности принятия решений в органах государственного и муниципального управления.............................................................................................................................. 205

 

библиографический список........................................................................................... 211

 


Введение

 

Каждый человек в течение жизни принимает множество решений, однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Решения, принимаемые в организации, влияют на жизнь многих людей и отличаются значительной сложностью.

Длительное время принятие решений было связано с двумя важными проблемами – формализацией условий задачи (фактор формализации) и получением решения в условиях неопределенности (фактор неполноты информации) [31].

Постоянное увеличение объемов информационных потоков, содержащих разные типы данных, требование комплексной обработки этой разнородной информации, разнообразие информационных технологий, повышение сложности решаемых задач показали, что только здравого смысла и опыта руководителей недостаточно для принятия рациональных решений. Необходимо наличие еще и специальных знаний. Все это увеличивает нагрузку на лицо, принимающее решение (ЛПР), и ставит задачу переноса проблемы принятия решений с человека на ЭВМ.

В информационном обществе в условиях возрастания объема информации и интенсивности информационных потоков к существовавшим ранее добавились еще две проблемы принятия решений: выбор необходимой информации из множества данных (фактор анализа и сжатия информации) и оперативное получение решения на основе комплексной обработки информации (временной фактор) [45, 50].

Прежде чем определять понятие решения, необходимо сказать о задаче и об условиях задачи. Задача требует решения, и при этом имеются некие условия его получения. Получение решения осуществляется с помощью метода или алгоритма. При этом можно рассмотреть несколько видов ситуаций и соответствующие им обобщения:

· Пусть существует функция F(w), которая каждой исходной величине w ставит в соответствие некое число y. В этом случае функцию F называют решающей, а значение y – решением.

· Пусть задано множество М измеренных значений x. Требуется проверить, имеются ли среди измеренных значений такие x0, которые удовлетворяют совокупности заданных условий С. Если существует некий метод F, позволяющий найти такие x0, что условия С соблюдаются, то говорят, что x0 является решением, а F - решающей функцией или решающим методом.

· Пусть задано множество М измеренных параметров x. Требуется найти иные параметры y, которые на множестве М обеспечивали бы максимум или минимум некой целевой функции Z при наличии (в частном случае при отсутствии) условий С. Если существует некий метод F, позволяющий на множестве М параметрам x ставить в соответствие величины y, которые приводят к соблюдению условий С и достижению оптимальности функции Z, то говорят, что y является решением, а F - решающей функцией или решающим методом.

· Пусть задано множество М измеренных параметров x. Имеется множество целей К; множество ресурсов U и методов R их использования; множество внешних условий С, в том числе и взаимно исключаемых. Требуется найти иные параметры y, которые приводят к оптимальному использованию ресурсов U за счет организации методов R при соблюдении условий С, что приводит к достижению оптимальности функции Z.

Таким образом, решение тесно связано со способом или методом решения. Принятием решений следует считать и формирование неких вероятностных решений в условиях неопределенности.

К задачам поддержки принятия решений в новых информационных технологиях относятся все задачи, включая класс задач в условиях неопределенности, окончательное решение которых осуществляется вне используемой технологии. В этих условиях информацию преобразуют к виду, упрощающему и облегчающему принятие решений иными методами. Наиболее распространенным подходом поддержки принятия решений является представление информации в форме деловой графики.

Вся интеллектуальная деятельность человека, в том числе принятие решений, может быть подразделена на формализуемую (возможно ее отображение в структурно-определенной знаковой системе; степень формализации может быть высокой или низкой) и неформализуемую.

Значительное число задач принятия решений может быть формализовано. Для таких задач возможна алгоритмизация и применение компьютера как средства повышения скорости анализа данных и оперативного получения набора решений.

Чем сложнее задача, тем труднее ее формализовать и напрямую применить алгоритмические методы получения решений. Поэтому при невозможности получения прямого решения задачи при исходных условиях на практике прибегают к следующим приемам:

1. Упрощение условий решения задачи и сведение ее к известной.

2. Разбиение сложной задачи на отдельные подзадачи.

3. Получение набора решений вместо одного за счет введения дополнительных условий или параметров при недостатке исходных данных.

4. обобщение параметров при большом объеме исходных данных.

5. Использование методов моделирования для вариативного анализа ситуаций.

6. Применение новых методов анализа ситуаций.

В настоящее время для поддержки принятия решений используются различные методы и подходы, в совокупности дополняющие друг друга.


Часть 1. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений

 



2015-12-14 971 Обсуждений (0)
Часть 1. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 1. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)