Историческая литургика
ЛЕКЦИИ ПО ЛИТУРГИКЕ Желтов Михаил Сергеевич Л-№ 1. На Западе: Литургия (греч.) — богослужение (о любом) Литургика — наука о богослужении. Тема: Предмет Литургика Мы занимаемся исключительно христианской литургикой и к тому же — Православной, Византийского обряда. Итак, предметом нашего курса является изучение богослужения Византийского обряда. Разделы литургики, как науки: Богослужебный (церковный) Устав · изучение богослужения таким какое есть в настоящий момент. · разнообразных правил: как правильно совершать службу. Историческая литургика · изучение истории формирования богослужения 3. Богословие литургическое некоторые понимают этот термин как: · догматика, основанная не на святых отцах, а на богослужебных текстах, · богословская проблематика самого богослужения (именно так понимает лектор) · зачем нужно служить именно так, · какой в этом богословский смысл · как под это богослужение подвести догматическую богословскую базу · это очень важный аспект литургики. 4. Литургический символизм (литургические интерпретации) · разнообразные обряды и обычаи: их символическое истолкование (не в богословском смысле — видеть в происходящем некие духовные реальности, а в символическом — изобразительном смысле). Отличие богословия от символизма: Богословие — это выражение некой духовной реальности, напр. в богослужении: Евхаристия — это соединение со Христом (богословие м. б. достаточно сложным) Символизм — это некоторая изобразительная ассоциация: напр. выход свещеносца со свечой м. изображать самые разные вещи: · выход Иоанна Крестителя · проповедь апостолов и т.д. т.е. здесь не реальность определенная стоит за каким-то символом, а просто некоторое пояснение. Литература. 1. Курс ПСТБИ “Введение в литургическое предание” — это часть литургики. Главное в литургике — это Таинства, которые вы уже изучили в прошлом году. 2. Красовицкая Мария Сергеевна. Литургика / под ред. Севериненко Л. П. ПСТБИ, 1999. В этой книге м. не читать 2-ю лекцию. Все остальное необходимо прочесть. На экзамене будет спрашиваться материал в объеме лекций и этой книги. 3. Тафт. Византийский церковный обряд. · известного западного литургиста. Это не лучшая его книга, но в ней есть основная библиография — книги по тому или иному вопросу. 4. Пентковский. Студийский устав… · эти книги надо прочитать “от корки до корки”. Далее: книги для обязательного ознакомления: 1) В их числе архиерейский чиновник (некоторые студенты не знают, как он выглядит). Можно было бы попросить вас прочесть эти книги, но их слишком много… 2) архим. Гавриил (Голосов). Руководство по литургике… — на мой взгляд это лучшая книга по литургике на рус. яз. 3) Василий Розанов. Богослужебный Устав… · сделал попытку свести в таблицы все указания Типикона и иных книг. · переписал Типикон на рус. яз. и свел его в понятные таблицы. Нужно научиться по Розанову составлять любую службу. [Книга Субботина не самая лучшая. Лучше читать Никольского. Я не советую вам пользоваться таблицами, составленными Неаполитанским, там очень много ошибок. Богослужебные указания, изданные зарубежными авторами, так же содержат много ошибок. Лекции отца Михаила — не для начинающих, там есть много тонкостей, которые понятны только тем, кто знает Устав]. Тема: Главное в богослужении. Для чего нужно богослужение? Главное, как и во всем христианстве, это спасение человека. Христианство — это религия спасения: · оно утверждает возможность встречи Бога и человека, и через это возможно спасение человека. Богослужение — это то место, где Бог и человек встречаются: · на уровне Таинств, где человек может причаститься Христу; · на уровне других богослужений. Человек обращается к Богу, и Бог слышит его молитву, — происходит встреча Бога и человека. Такие общие темы, догматические, обсуждаются в курсе догматики, но специфическим образом. Недавно вышла книга “Литургия Церкви”, написанная католиком, и, несмотря на это, эта книга в целом православная, особенно 1-я ее половина. Кого интересуют богословские аспекты, тот может воспользоваться этой книгой. Кунцлер М. Литургия Церкви. Итак, для чего необходим культ? · установленные обрядовые формы: Устав? Для чего был нужен культ в Ветхом Завете? Ветхозаветный человек мыслил себя как человек, который умрет от встречи с Богом. Бог говорит Моисею: “Не может человек увидеть Мое лицо, и не умереть”. Ветхозаветный культ — это были те границы, в пределах которых человек мог чувствовать себя безопасно, общаясь со святыней. В христианстве существует иное понимание. Лука говорит: “мы имеем доступ к Богу через Христа, во всей полноте”. Что главное в Христианстве? — Это Спасительное действие Христово, Его искупление, совершенное на кресте. Т. о. культ — это постоянное возобновление этого спасительного деяния (действа) Христа: совершая литургию, мы всякий раз вновь созерцаем Голгофскую жертву — как утверждает православная догматика. И культ — это те образы, в которых доступным нам языком вновь и вновь актуализируются спасительные деяния Христа. Бог создал мир, чтобы приобщить его к Своей Божественной жизни; Бог зовет творение к Себе. И Богослужение — это, в некотором смысле, зов Божий, и мы можем ответить на него в культовых формах и войти в общение с Богом. Для того, чтобы вступить (войти) в общение с другой личностью, необходима некоторая промежуточная Среда. Такой средой для нас является творение. Поскольку творение является падшим (мы наблюдаем), то такой средой для нас является богослужение. Именно через богослужение мы приобщаемся к Творцу и вступаем с Ним в общение. Некогда все было “добро зело”. затем грех исказил, лишил творение его святости. И различные чины освящения восстанавливают творение в его первозданном совершенстве. У Богослужения есть 2 основные направленности: 1) дар Божий, т.е. некоторый шаг Бога навстречу людям: · Христос является в Святых Тайнах; · Бог является в богослужении. 2) ответ Церкви на зов Божий: (богослужению по определению является церковным) — богослужение совершает Церковь), тем самым возводя своих членов к Богу. Тема: Литургические семьи. Мы будем изучать литургике (т.к. богослужение) Византийского обряда. Что такое “Византийский обряд”? В течение первых 3-х веков христианства в разных местах формировались разные местные традиции совершения богослужения (для разных областей христианского мира характерны разные анафоры — евхаристические молитвы). Памятники II-III веков достаточно немногочисленны. В IV веке Церковь переживает важное изменение: она перестает быть гонимой и христианство становится официальной религией Империи: · ей не нужно было уже скрывать свое устройство · значительно увеличилась по численности. Это привело к тому, что появилась необходимость в создании церковных центров. Они существовали и раньше — и в 3-м веке: Антиохия, Александрия и Рим — были главными городами. В 4-м веке это оформляется уже на правовом уровне: · принимаются соответствующие Соборные каноны о возвышении тех или иных кафедр. Церковь организовывалась т.о., что в каждой области есть некий центр, который со временем стал образцом для всех близлежащих епископий, храмов. Соответственно, и богослужение такого Церковного центра стало парадигмой для богослужения всей области. С этого времени м. говорить об устойчивых традициях, существующих в той или иной местности. В науке их иначе обычно называют обрядами: Какие существуют обряды? · восточные Все восточные обряды принадлежат к одной из 3-х больших групп: 1. Александрийская: (IV-VI вв.) · это обряд Александрии и всего Египта — в IV и последующих веках — вплоть до их завоевания арабами. После арабского завоевания греков стало там настолько мало, что они в своем богослужении со временем уподобились остальному греческому миру. Т. о. своеобразная греческая Александрийская традиция умерла; осталась только в памятниках. Но в Коптской Церкви она существует до сих пор. От Александрийского обряда отделились: - коптская и — эфиопская традиции. Основной анафорой Александрийского обряда была анафора ап. Марка. 2. Антиохийская или Западно-сирийская или Анатолийская традиция (более многочисленная). · по имени греческого византийского диоцеза Анатоли, границы которого в целом соответствуют границам сохранения этой традиции. “Анатоли” — “Восток”. В диоцез Восток входили: · Греция (современная) · Малая Азия · Сирия · Палестина. (Эту традицию называют Антиохийской неправильно, т.к. Антиохийская — одна из разновидностей данной традиции). Сюда относятся богослужение: · Антиохии (или Антиохийский обряд). [Своеобразный грекоязычный Антиохийский обряд до нас не дошел, но он сохранился в Сирийском переводе богослужения сирийцев-монофизитов, который называют западно-сирийским богослужением]. Итак, Сирийская или сиро-яковитская — по разному можно называть. Малой Азии: (в IV в. была). Объединившись с Антиохийской малоазийская традиция к кон. IV в. привела к формированию Византийского обряда — это богослужение Константинополя, а со временем, и всех греко-язычных православных, а также и всех вообще православных — сейчас. II. Анатолийское богослужение (не путать с Антиохийским — одной из ветвей его). Основная анафора Антиохии — анафора апостолов, со временем превратившаяся в анафору Иоанна Златоуста. Иоанн Златоуст за основу своей анафоры взял древнюю Антиохийскую анафору апостолов. Основную анафору Малой Азии Василий Великий переделал и она превратилась в анафору Василия Великого. И та, и другая существуют в Византийском обряде в настоящее время. Основным отличием обрядов является 1-е или 2-е традиционные анафоры. Византийский обряд — это сложный комплекс, который, в основном, базируется на Малоазийском обряде, частично что-то заимствует из Антиохийской традиции и совсем чуть-чуть — из Александрийской традиции. Языком богослужебным до IV в. по всей империи был греческий. Даже латинский язык в богослужение вводится в IV веке (на Западе). Византийский обряд начинает складываться с V-го века: · собственно, с 330 г. — даты освящения Константинополя — начинает складываться, · но как самостоятельная традиция — после Иоанна Златоуста — когда в ней появились 2-е основные анафоры (для нас анафора — главное): анафора Василия Великого и анафора Иоанна Златоуста. С этого момента можно говорить о самостоятельной традиции. 1) Традиция Армении - · некий комплекс из Малоазийской традиции, на которую повлияла сильно Византийская традиция · существует в настоящее время. Традиция Иерусалима · основная анафора ап. Иакова, брата Господня. Когда-то в Грузии служили по древней Иерусалимской традиции, но с XI века грузины служат по Византийскому обряду. Иерусалимская богослужебная традиция в самом Иерусалиме прекратила свое существование в VII веке после нашествия арабов. Но она повлияла на многие традиции — и на армян. — потому что в Иерусалим ездили паломники в большом количестве. Эти все обряды — как некий большой котел, в котором все перемешивалось, как-то изменялось.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1627)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |