Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Семинар №7. Общество как предмет философского анализа




План:

1. Понятие общества. Материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу.

2. Основные сферы жизни общества, их взаимодействие.

3. Проблема периодизации всемирной истории. Формационный, культурологический и цивилизационных подходы.

4. Взаимодействие общества и природы. Географический детерминизм и геополитика.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие общества в истории философии.

2. Теория «третьей волны» Э. Тоффлера.

3. Роль личности в истории.

4. Теория социальной стратификации.

5. Концепции общественного прогресса в истории философии.

6. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

7. Социально-историческая концепция К. Ясперса.

8. Теория пассионарности Л.Гумилева.

9. Основные формы общественного сознания.

10. «Философия общего дела» Н.Федорова.

11. Философия истории Гегеля.

 

Литература

 

1. Барулин В.С. Социальная философия. М.,2000.

2. Бердяев Н. Смысл истории. М.,1990.

3. Маркс К. К критике политической экономии: Предисловие// Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.13.

4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.,1997.

5. Руткевич М.Н. Общество как система. СПб.,2001.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

7. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов. М.,2000.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

Термины:

Общество, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация, историческая общность, государство, гражданское общество, идеология, общественная психология, массовое сознание, субъект истории, движущие силы истории, индустриальное и постиндустриальное общество, социальное прогнозирование, общественный прогресс, географический детерминизм, геополитика.

 

Рекомендации:

В первом вопросе дать определение общества, сформулировать основной вопрос философии применительно к обществу и раскрыть содержание идеалистического и материалистического объяснения общества; объяснить причины господства идеализма в социальной философии до середины 19в.; дать определения общественного бытия и общественного сознания, показать их взаимосвязь.

Во втором вопросе – перечислить основные сферы жизни общества ( экономическую, социальную, политическую и духовную), дать краткую характеристику каждой сферы, показать взаимосвязь и взаимовлияние всех сфер.

В третьем вопросе – дать характеристику трех основных подходов к решению проблемы периодизации всемирной истории ( формационный – К.Маркс, цивилизационный – А.Тойнби, культурологический – Шпенглер), остановиться на достоинствах и недостатках каждого подхода.

В четвертом – рассмотреть основные концепции, имеющие отношение к вопросу взаимодействия общества и природы, дать критику географического детерминизма.

 

Задания для проверки компетенций:

1 . Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность? Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории?

2. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием?

3. Формирование образа врага — это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Приведите примеры в доказательство своего мнения.

4. Дайте анализ следующему положению. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

5. «Общественные науки рассматривают надорганические явления… Надорганические явления в… развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации…Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию и искусство, … право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т.д., а также социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов…

Другими словами, в своих развитых формах надорганика находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия…

Научные знания, философская мысль, эстетические вкусы и другие составляющие надорганики не наследуются биологически, люди получают их от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей…

В этом смысле надорганическая культура может рассматриваться как прямой или косвенный продукт взаимодействия между людьми». (П.Сорокин).

Что такое «надорганика» по Сорокину? Что она включает в себя? Корректно ли выражение П. Сорокина: «Надорганика тождественна сознанию»? Против кого направлено это выражение? В чем его уязвимость?

6. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке ».

а) какой взгляд на общество ( материалистический или идеалистический ) изложен в этом отрывке?

б) какие социологические законы здесь упоминаются?

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем законы развития общества отличаются от законов развития природы?

2. Какие критерии были положены К. Марксом в основание формационной типологии общества?

3. Какие концепции общественного развития вам известны?

4. Как звучит главный вывод Маркса применительно к обществу?

5. Сформулируйте материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу.

6. Что такое общественно-экономическая формация? Какова её структура?

7. Как в историческом материализме решается вопрос о роли личности и народных масс в истории?

8. Назовите основные элементы социальной структуры .

9. Какие теории происхождения государства вам известны?

10. Перечислите основные формы общественного сознания.

11. Дайте определение географического детерминизма.

12. Что такое объективный и субъективный фактор в истории?

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (750)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)