Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Этапы становления педагогики




Педагогика

1). Педагогика (П)- Педагогика это наука которая изучает развитие и формирование личности под воздействием специальных организационных процессов (обучение воспитание образование).Отрасль педагогики является одной из самых древних и имеет свое начало вместе с началом существования общества.

Структура:

Объект педагогики – образовательный процесс. Предмет – закономерности данного образовательного процесса.

1633г. – выпущена Коменским «Великая Дидактика: искусство учить всех и всему». Категориальный аппарат педагогики обширен. Общенаучные – структура, свойства, пространство, время, количество, качество, причина, следствие. Конкретнонаучные – воспитание, образование, обучение, развитие и формирование личности, педагогический процесс, преподавание, учение.

Обучение – процесс передачи данных и их усвоения (навыков). Самостоятельная познавательная деятельность учащегося, при помощи преподавателя и методических руководств.

 

 

Методы исследования педагогики.

1) Наблюдение, 2) Эксперимент, 3) Беседа – Традиционные педагогические методы.

1) Увеличение срока наблюдения, 2) Сравнение, 3) Шкалироваие,

4) Анкетирование, 5) Тестирование (впервые применёно в 19в., способ диагностики скрытых способностей), 6) Метод теоретического анализа педагогических идей, 7) Проективный, 8) Метод мемуаров, 9) Парного сравнения, 10) Работа с источником (тезисное конспектирование, цитирование, выписка данных, реферирование, рецензирование, аннотирование). 11) Принципы применения: совокупности, адекватности, не навредить, добровольного участия, неразглашения результатов.

Практика – материал познания.

Место педагогики среди других наук.

Естественные – Технические – Гуманитарные (человековедческая группа – психология, социология, медицина и др.).

Связи с другими науками.

1. Одними теориями (теория познания).

2. Общими категориями и понятиями.

3. Общенаучные интересы (на стыке философии и педагогики => философских образов).

4. Обмен методами.

Дифференциация педагогики.

Педагогика – её история.

- Возрастная (дошкольная, школьная, средне специальных учебных заведений, высшей школы, взрослых; а также по возрастам – детская, взрослая…)

- Специальная (сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика(зрение)).

- Профессиональная(спортивная, медицинская, военная, инженерная).

- Этнопедагогика.

- Юридическая.

- Социальная.

Вывод – педагогика, как наука до сих пор развивается, постепенно выводятся новые заключения, выделяются всё больше поднаук.

 

 

Этапы становления педагогики.

Донаучный период развития педагогики(до 17 века). Входила в науку философию. (3-2 в до н.э. – 17в н.э.). Зарождение систем воспитания, накопление фактов. Вопросы воспитании и образования рассматриваются философами(Конфуции, ученые др Греции- Сократ, Аристотель). Самостоятельной науки не существует. Школа Конфуция, академия Платона.

Академия Платона(385г. До н.э.) Свой уклад жизни. Лекции проводились в Оливковой роще. 7 свободных искусств, состоящих из 2х циклов: Тривизм(грамматика, риторика, дедактика), квадривизм(арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки).

Ликей Аристотеля. Один из учеников Платона. В 40 лет создает свое учебное заведение- ликей. Вел лекций в крытых галереях. Занятия делились на ординарные(до обеда) и неординарные(после обеда, не более слабых учеников). Цель-воспитание.

Образованные лица тех лет- аристократия, религиозные деятели, песцы фараонов и т.д. Обучение было достаточно длительным.

Средние века. Огромное значение на воспитание сыграла религия. Есть монастырские школы(мужские и женские), соборные школы (в крупных городах самое высокое образование). Ремесленные, гончарные школы. Факультеты в сред века( теологически, медицинский, право).

Научный этап.В 17 веке Френсис Бекор приходит к выводу что можно выделить из философии педагогику. 1633-Коменский «Великая Дидактика». Начинается научный этап развития педагогики. Начинают задумываться о структуре, категориях науки. Все науки делятся на Физические, естественные и социо-гуманитарные. В 19 веке начинается развитие в России. К.Д.Ушинский- основатель российской педагогики.

Европейские представители:

Ж.Ж.Руссо- не пеленать детей, кормить грудью. Роман «Юлия или Новая Элайза». Джон Локк- Работа мысли о воспитании(образование джентльмена). И.Г.Пистолоке - предлагает систему воспитания для детей крестьян, сирот. Элементарное образование для всех детей, вводит трудовое воспитание.

И.Гербард, В.Гумбольт.

Педагогика в Казахстане в 20 века. М.Жумабаев, Ж.Аймаутов, С.Сейфуллин, Ы. Алтынсарин.

 

 

Яна Амоса Коменского. – «Великая дидактика» - основа теоретической базы средней ступени обучения. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру: от рождения до 6 лет дети воспитываются в семье – материнская школа; с 6 лет до 12 лет они обучаются в начальной школе; с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия; с 18 до 24 лет – высшее образование. Основоположник классно-урочной системы. Урок 45 минут, 5-10 мин в начале и конце теряются. Уроки по расписанию, дети одного возраста образуют классы.

Принципы: природосообразности, дифференциации, систематичности и системности обучения, доступность обучения.

Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу. Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием. Следовательно, именно от этого слова и получила свое название педагогика как наука о воспитании.

Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук. Основателем педагогики является Я.А. Коменский (труд«Магнодидактика»)Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования. Традиционно для того времени педагогика определяется через воспитание. Ю.К. Ба-банский определил педагогическую науку как науку о воспитании, а ее функцией назвал воспитание общества. Б.Т. Лихачев считал, что функцией педагогики являются определенные законы процесса воспитания. А вот В.П. Беспалько считает, что педагогика – это наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения. Но В. Безрукова отмечает, что предметом педагогики являются воспитательные отношения, которые обеспечивают развитие человечества. Все мнения отличаются друг от друга, но только в одном они схожи: педагогика – это наука о воспитании. Но уже в конце XX в. педагогическая наука стала основной категорией образования. Следовательно, предмет педагогики – это образование как реальный целостный предмет, который целенаправленно организуется в специальных социальных институтах, таких как семья, образовательные учреждения, культурно-воспитательные учреждения.

Таким образом, педагогика как наука сформировалась в XVII в. из ряда философских наук. Наука о воспитании стала больше внимания уделять именно образованию, поэтому педагогика стала выступать как наука, изучающая сущность, закономерности педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

 

 

3)Предмет педагогики и её категории.

Изначально: воспитание и воспитательная деятельность. Конец 19-начало 20века- образовательный процесс учебных заведений. Закономерности развития и формирование личности обучающегося в ходе специально организованных педагогических процессов. Педагогический процесс как совокупность 2х процессов: обучение, воспитание, развитие.

Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

Основными категориями педагогики являются:

-воспитание

-образование

-обучение

Воспитание – в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействие всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социального опыта (знания, умение, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, способы деятельности и отношений).

Воспитание – в широком педагогическом смысле – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специального организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание – в узком педагогическом смысле – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателей и обучаемых, направленный на реализацию общественно обусловленных задач образования личности.

Образование как процесс – это освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования суммы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат – это достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

 

4) Методы педагогических исследований – это совокупность приёмов, операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Группы методов(М):

1. М изучения научно-педагогической литературы, документов и результатов педагогической деятельности (конспектирование, анкетирование, рецензирование, реферирование(из психологии), тезисное конспектирование, цитирование и т.д.). из философии - наблюдение, эксперимент, анализ.

2. традиционно-педагогический М – это те М, которые достались современной педагогике по наследству от педагогов древности, ср. веков, а также М социологии. К ним относят: а) педагогические наблюдения – это целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. б) педагогический эксперимент – позволяет получить новые знания о причинно-следственных отношениях м/у фактами, условиями, процессами за счёт манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении. в) М экспертных оценок – комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. г) социально-педагогические М (опросные М, такие как анкетирование, беседа и т.д.).

3. М обработки педагогических данных (математические М, статистические М моделирования, прогнозирования и диагностики).

4. М др. наук, используемые педагогикой: М физиологии, биологии, медицины и др.

5. новейшие М – М, появившиеся сравнительно недавно в педагогике: М теоретического анализа педагогических идей, анализ понятийно-терминологической системы, компьютерное моделирование, тестирование.

При выборе М нужно учитывать следующие принципы(П): а) П адекватности методов; б) П совокупности методов исследования; в) П запрета экспериментов.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)