Этапы становления и развития отечественных образовательных систем и педагогики
1. Просвещение, школа и педагогическая мысль Древней Руси. 2. Влияние народной педагогики России на развитие научной педагогики. 3. Особенности развития школы и педагогики в России в ХIХ – нач. ХХ вв. 4. Основные этапы развития педагогической науки и образования в советский период. Согласно письменным источникам еще в древней Руси к воспитанию относились с большим пониманием. Родители готовили подрастающее поколение к жизни в общине. Требовалось: почитание языческих богов, повиновение старшим, а так же соответствие многим физическим качествам. Очень интересен обряд перехода мальчиков в полноправные члены общины. Отцы, которые учили их боевому делу, вручали своим сыновьям лук и стрелы, и это означало, что теперь сын совершеннолетний. В IX веке на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, сформировался феодальный строй. В конце Х века произошло Крещение Руси – введение христианства как государственной религии. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное подчинение, повиновение воле старших. Средствами воспитания считалось выполнение религиозных обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Были распространены и приветствовались телесные наказания детей, якобы искореняющие в них злое начало. Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII О характере и направлении воспитания на Руси в этот период дает представление еще один сборник наставлений, относящихся к семейному быту – «Домострой». «Домострой» - сводный рукописный памятник (ХV1 век) правил общественной и семейной жизни, созданный, по-видимому, коллективным трудом многочисленных безымянных переписчиков и литературно обработанный Сильвестром Медведевым. «Домострой» состоит из трех частей и делится на 77 глав. Главы, посвященные воспитанию, воспроизводят целую систему воспитательных влияний — отправляясь от церкви, ее авторитета, через отца семейства к детям и домочадцам. В «Домострое» подробно освещен быт горожан, их обычаи, образ жизни патриархальной семьи, направленность и содержание воспитания, основанного на христианско-религиозной идеологии. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. «Домострой» обособлял семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома - с домочадцами, отца - с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно подчиняться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась «Как детей своих воспитывать во всяком наказании и страхе божьем». Здесь же рекомендовалось обучать детей всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы - сыновей. В «Домострое» указано, какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием «Как детей учити и страхом спасати» автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей подчиняться установленному порядку. «Любя же сына своего, угащай его раны...», - писал он, рекомендуя физические наказания и воспевал розгу как спасительное средство воспитания. «Домострой» обязывает главу семьи заботиться о детях, но держать их в строгости, наказывать розгою, воспитывать почтительное отношение к взрослым, особенно к отцу. По «Домострою» следует обучать детей ремеслу, с ранних лет прививать им трудовые навыки, воспитывать настойчивость, аккуратность, бережливость, а также давать детям определенные знания. Наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения). По мере того, как развитие общественных отношений приводило к усилению борьбы с феодально-крепостническим строем, идеи «Домостроя» играли все более реакционную роль. Поэтому понятие «домострой» впоследствии стало нарицательным обозначением консервативного уклада жизни. Начиная с XVIII века, благодаря различным хозяйственным, политическим, военным, административным и культурным реформам Петра Первого, направленным на преодоление известной отсталости России, наметился большой сдвиг в педагогической системе России. Расширяются школы, созданные для просвещения народа, и это оказывает огромное влияние на воспитание. Отходят от «домостроевской» догмы появляется интерес к личности ребенка. В XIX веке, благодаря отмене крепостного права и кризису самодержавно-крепостнических отношений была проведена педагогическая реформа, которая в свою очередь, не могла не оказать влияние на воспитание детей. Великие педагоги и философы того времени рекомендовали проявлять к детям гуманность, чуткость, воспитывать их нравственно. Очень интересны педагогические взгляды В.Ф. Одоевского. Большое внимание он уделял наблюдению за детьми. Он находил, что рационально поставленные объективные наблюдения над детьми помогут открыть способы развития «духовного заряда ребенка». Его мыслительных способностей и пути их совершенствования. Он призывал русских образованных матерей вести дневники наблюдений за детьми, которые могли бы дать ценный материал для педагогических выводов и построение теории воспитания. Рекомендовал учитывать индивидуальные задатки ребенка. В.Ф. Одоевский дал ценные советы и методические указания для родителей по проведению бесед с детьми дошкольного возраста. По убеждению В.Ф. Одоевского, семья может способствовать первоначальному образованию ребенка. Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, Огромное значение воспитанию ребенка придавал В.Г. Белинский. Он выступал против обезличивания детей и насилия над ними, отстаивая необходимость бережного и любовного отношения к детям со стороны родителей. Общественной задачей, считал В.Г. Белинский, является нравственное воспитание детей, именно оно служит основным звеном в воспитании будущего человека. В.Г. Белинский считал, что родители должны стремиться удалять детей от всяких дурных примеров и приучать их к проявлению хороших чувств, поступков, не столько наставлениями, сколько с помощью хороших примеров. Огромную воспитательную роль может сыграть изучение детьми биографии замечательных людей. Для нравственного воспитания детей, указывал В.Г. Белинский, имеет важное значение поведение самих родителей, а поэтому всякий поступок их должен быть примером для детей. Призывал детей читать книги, сказки, рассказы, указывал на то, что родители сами должны были читать детям книги, язык которых должен быть простым, ясным, выразительным и образным. Вопросам воспитания отводил большую роль в педагогической деятельности А.И. Герцен. Воспитание детей, по его мнению, нужно начинать с раннего возраста, своевременно и планомерно развивать у них врожденные задатки. Семейное воспитание детей А.И. Герцен считал делом общественным, величайшей важности. Большую ответственность в воспитании детей он отводил отцу, сознавая «огромность дела отцовского». Отец должен быть нежным, заботливым руководителем своих детей, рекомендовал именно отцам выбирать учителей и воспитателей для своих детей. Важнейшей задачей родителей считал привитие детям настойчивости, воли, умения быть дисциплинированными и умеренными. В конце 50-х в начале 60-х годов XIX века в России сложилась напряженная ситуация в политическом плане: распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Демократическое движение 60-х годов вызвало могучий подъем прогрессивной мысли. Вопросы воспитания стали «вопросами жизни». В это время развернули свою творческую деятельность крупнейшие Важнейшим педагогом того времени был Л.Н. Толстой. Воспитание детей, по его мнению, является одной из важных задач и обязанностей родителей. Главным условием первоначального воспитания детей Л.Н. Толстой считал здоровый семейный уклад, взаимное уважение и согласие между родителями, единый подход к детям, примерное поведение отца и матери, постоянное самосовершенствование, тесное общение с детьми. По его убеждению, воспитывая детей, надо, прежде всего, воспитывать себя. Л.Н. Толстой советовал родителям ничего не скрывать от детей из своей жизни, только благодаря искренности в отношениях завоевывается доверие ребенка. Так как дети гораздо проницательнее взрослых видят недостатки родителей и поучения родителей не являются благодатными для ребенка из-за лицемерия отца и матери. Сплочению семейных отношений способствует правдивость, честность, душевное отношение родителей с детьми. Л.Н.Толстой считал, что родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. Воспитание детей должно быть направлено на гармоничное развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая книги, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей. Л.Н. Толстой выступал против телесных наказаний, рекомендовал учить детей связывать причину с последствиями дурных поступков. Большую роль в воспитании детей отводил в своей философской деятельности Н.А. Добролюбов, считая, что первой воспитательницей детей должна быть мать. Кроме материнского чувства к детям, женщине необходимо правильно понимать задачи воспитания. Ребенок получает много знаний, навыков, умений в процессе общения с родителями и поэтому семья должна разумно направлять развитие ребенка. Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Его блестящий труд «О камеральном образовании» (1848) выдвинул Ушинского в первые ряды ученых того времени. Будучи за границей (Швейцария, Германия, Франция, Бельгия и Италия) он написал ряд великолепных педагогических сочинений, и среди них выдержавший 187 переизданий учебник «Родное слово». К.Д. Ушинский наиболее естественной средой воспитания считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки, привычки, развивают свои задатки. «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал К.Д.Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан». Существенным элементом воспитания он считал участие детей с раннего возраста в домашнем труде. По его мнению, «труд является источником физического, умственного, нравственного, эстетического развития ребенка», что « в дошкольном возрасте (до 5-6 лет) закладываются основы личности». Исключительно важную роль в обучении детей К.Д. Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, лучше понимает их индивидуальные особенности. Воспитательной деятельности матери К.Д.Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становиться воспитателем всего народа. Особую заботу К.Д. Ушинский проявлял за сохранение народности в воспитании « … воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…». Ушинский пришел в педагогику преобразователем. Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропология» начала печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предмет воспитания», спустя некоторое время — второй. Третий остался незавершенным... В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «... одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине». На основе новейших достижений психологии составляет подробнейшие рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Отроит концепцию развивающего обучения. Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством. Последовательница учения К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозова, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания. Е.Н. Водовозова требовала проявления гуманного отношения к детям. В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей Е.Н. Водовозова положила идею народности. Она рекомендовала использовать с детьми народные песни, загадки, пословицы, и тем самым совместное проигрывание фольклора обеспечивает более душевное понимание родителей и детей. Е.Н. Водовозова предлагала родителям самим заниматься своими детьми, потому что именно они знают, что необходимо их детям. Она своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми. В начале XX –го века появляются многие педагоги, высказывающие свои взгляды на процесс воспитания и обучения детей. В этот период наиболее характерным прослеживается идея освобождения женщины от семейного воспитания и занятости на промышленном производстве. Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878—1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884—1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884—1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869—1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888— 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. А.С.Макаренко утверждал, что семья должна быть естественным человеческим коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание, и который влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. В успехе семейного воспитания, по утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга. Особое предпочтение отдавал родительскому авторитету, разумности и целесообразности родительского авторитета. По мнению А.С. Макаренко, трудовое воспитание детей – источник нравственности, духовного становления – «посильная трудовая нагрузка» - единственная форма радостного детства. В.А. Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы. В.А.Сухомлинский внес много нового в вопросах семейного воспитания, учитывая новые социальные условия, сложившиеся в семье. Воспитание в семье В.А. Сухомлинский сравнивал с благородной и сложной работой, единой для всех и в то же время своеобразной и неповторимой в каждой семье, - это по его словам творение человека, называя это счастьем. Настоятельно рекомендовал обучать будущих отцов и матерей в специальных родительских школах – родительской педагогике. По словам В.А. Сухомлинского, творение человека – напряжение всех духовных сил, жизненная мудрость, мастерство, искусство. Дети – счастье, созданное вашим трудом. Он предупреждал родителей не допускать утраты мудрости отцовской и материнской, настоятельно советовал ценить семейный коллектив, говорил о том, что какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. В трудах выдающихся просветителей и педагогов прошлого много интересных идей, которые в своей ретроспективе актуальны и по сей день.
Темы рефератов
1. Определить различия содержания понятий воспитание, обучение и развитие. 2. Охарактеризовать основные философские и общенаучные основания педагогики. 3. Охарактеризовать основные методы педагогического исследования. 4. Охарактеризовать основные этапы педагогического исследования. 5. Охарактеризовать педагогическую систему Я.А.Коменского. 6. Охарактеризовать педагогическую систему Дж.Локка. 7. Охарактеризовать педагогическую систему Ж.-Ж.Руссо. 8. Охарактеризовать педагогическую систему Л.Н.Толстого. 9. Охарактеризовать педагогическую систему В.А.Сухомлинского. 10. Охарактеризовать педагогическую систему А.С.Макаренко. 11. Определить вклад К.Д.Ушинского в развитие отечественной педагогики. 12. Определить вклад Н.К.Крупской в развитие отечественной педагогики. 13. Провести сравнительный анализ основных форм обучения, выявив преимущества и недостатки каждой из них. 14. Охарактеризовать гуманистические технологии образования: вальдорфские школы и школы Френе. 15. Дать характеристику современной семьи и определить задачи семейного воспитания. 16. Определить причины и формы девиантного поведения детей и подростков. 17. Охарактеризовать особенности воспитания личности в малой группе и коллективе. 18. Охарактеризовать основные теории лидерства и руководства. 19. Охарактеризовать роль педагогики в организации деятельности психолога. 20. Определить педагогические методы решения задач психологической работы.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Рекомендуемая литература
9.1.1. Список основной литературы
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-н/Д, 1999. 2. Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания.– Ростов-н/Д, 1999. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.– СПб, 2000. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2001. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику.– М., 1990. 6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001. 7. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М., 2002. 8. Психология и педагогика. / Под ред. В.М.Николаенко. – М., 1999. 9. Сластенин В.А.,. Исаев И.Ф,. Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. – М., 1997. 10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1990. 11. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
9.1.2. Список дополнительной литературы
1. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 1986. 2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-н/Д, 2000. 3. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России. – М., 1993. 4. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М., 1994. 5. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990. 6. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1992. 7. Добавления к Закону «Об образовании» (1996г). 8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. 9. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. – М., 1991. 10. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов н/Д, 1994. 11. Лужников А.М. История педагогики. – Екатеринбург, 1995. 12. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. – М., 1991. 13. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М., 1986. 14. Соловейчик С.Л. педагогика для всех. – М., 1976. 15. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971. 16. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990. 17. Щедровицкий П.Г. Очерки философии образования. – М., 1993.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1721)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |