Педагогический процесс как целостное явление
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. А.И. Мищенко рассматривает два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования. Содержание образования и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности. Средства образования (материально-технические и педагогические) – формы, методы, приемы. Воспитание и обучение – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Единицей педагогического процесса является педагогическая задача (материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью). Структура педагогического процесса. 1. Педагог как субъект получает специальное пед.образование. Осознает себя ответственным за будущее поколение. Педагог как объект подвергается воспитательным воздействиям в процессе общения с детьми и стремится к самосовершенствованию. 2. Ребенок как объект представляет собой индивидуальность развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Однако как субъект он может он может воспринимать наши педагогические воздействия или сопротивляться им. 3. Цель – это идеальное предвидение результата. 4. Содержание педагогического процесса – тщательно отбираются, анализируются, обобщаются и производятся в соответствии с возрастными особенностями детей. 5. Формы, методы и средства воспитания и обучения (организационно-управленческий комплекс) – зависят от цели, содержания, возрастной особенности. 6. Педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояние пед.процесса. 7. Взаимодействие с социальной средой – пед.процесс не изолирован. Основные функции педагогического процесса Образовательная – формирование мотивации и опыта учебно–познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений. Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.Л.С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания. Закономерности педагогического процесса: - связь воспитания и социальной системы (определяется потребностями общества, экономикой, научно – культурными особенностями); - связь воспитания и деятельности; - связь воспитания и обучения; - связь воспитания и активности личности; - связь воспитания и общения. Закономерности педагогического процесса находят отражение в принципах. Принципы – это основные исходные положения какой – либо теории, либо действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направления. Педагогический процесс выделяет 2 группы принципов: - организация педагогического процесса; - руководство деятельностью. Принципы организации педагогического процесса 1.Ведущий принцип образования – принцип гуманистической направленности в педагогическом процессе. 2.Связь педагогического процесса с жизнью и практикой. 3.Соединение обучения и воспитания с трудом. 4.Принцип научности. Знания доводятся до научных понятий. 5.Принцип обучения и воспитания детей в коллективе (индивид становится личностью благодаря общению). 6.Принцип преемственности, последовательности и систематичности. 7.Принцип эстетизации (эстетическое отношение к действительности). Принципы управления деятельностью воспитанников 1.Принцип с сочетанием педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанника. 2.Принцип сознательности и активности, учащихся в целостном педагогическом процессе. 3.Принцип организации детской деятельности, т.е. уважение к личности ребенка + требование к нему. 4.Опора на положительное в человеке. 5.Принцип согласованность требований семьи, школы, общественности. 6.Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий (Параллельные действия – воздействие на группу или коллектив). 7.Принцип доступности и посильности воспитания и обучения школьника. 8.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 9.Принцип прочности результатов образования, воспитания и развития.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (709)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |