Тема 5. Педагогика как теория воспитания
5.1. Сущность, содержание, закономерности, принципы воспитания Воспитание понимается как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом.Данный подход получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания, суть которого состоит в следующем: только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность, можно осуществлять действенное воспитание. Сущность воспитательного процессазаключается в переводе внешнего (объективного) в область сознания человека, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются цели воспитания. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого. Содержание воспитания включает: · умственное воспитание (овладение системой знаний, интеллектуальными умениями, развитие способностей системного мышления); нравственная (осознание нравственных ценностей, нравственная культура); · экологическое (понимание ценностей природы, владение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, готовность к природоохранительной деятельности); · эстетическое (система знаний, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценка прекрасного, умения и навыки художественно-эстетической деятельности); · экономическое (знание экономических закономерностей развития общества, экономическое мышление и поведение); · физическое (нормальное физическое развитие, укрепление здоровья, навыки гигиены); · трудовое (развитие и подготовка добросовестного, творческого и ответственного отношения к труду, накопление профессионального опыта как условие выполнения важнейшей обязанности человека); · гражданское(формирование ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству); · правовое воспитание (знание своих прав и обязанностей, ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последнее). Отечественная педагогика к закономерностям воспитательного процесса относит следующие: · характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами общества; · единство целей, содержания, методов воспитания; · неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе; · воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность; · воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив; · воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организации деятельности. В процессе воспитания необходимо: · проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью; · открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиться успехов; · выявлять положительные качества учащихся и опираться на них; · учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; · побудить ребенка к осуществлению самовоспитания, Т.е. к деятельности, направленной на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность. Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция воспитателя обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личной свободы, уважительным и демократичным стилем общения. Выделяются общие принципы воспитания и частные (С.В. Кулоневич). К общим или стратегическим принципам относят: принцип гуманизма воспитания, принцип культуросообразности, принцип личностного функционирования, принцип субъективного контроля, принцип веры в ребенка и др. Если общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учащимися, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с воспитанниками, поэтому принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности воспитанника. I группа частных принципов учитывает направленность личности, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности - это принципы самосовершенствования, самоуважения, самореализации в творчестве, готовности к ответственным действиям; II группа - это принцип учета социально-профессионального опыта (учета поведения, привычек, профессиональных умений, степени сформированности умений общения, аудиовизуальной культуры); III и IV группы принципов учитывают индивидуальные психические процессы и типологические свойства личности. Принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности воспитанника. Соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, поскольку он зависит и от других условий, однако нарушение принципа ведет к просчетам в воспитании.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |