Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX — первой половине ХIII в




Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа производства. Способ производства — это такой хозяйственный уклад, который характеризуется определенным типом отношений в жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму собственности на средства производства. При первобытнообщинном строе существовала общинная собственность на средства производства. Необходимость коллективного труда и общественной собственности на средства производства (землю, орудия труда) было обусловлено примитивностью орудий труда. В общинах существовал уравнительный принцип распределения производимых материальных благ (продуктов питания, одежды и т.д.). Только на некоторые орудия труда существовала личная собственность членов общины.

В результате разложения первобытного общества складывается рабовладельческий способ производства. Основным источником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распространения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих проповедей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов питания, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с IX в. у восточных славян шел интенсивный процесс формирования феодальных отношений.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей.

Феодалы получали во впадение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив землю, феодал независимо от формы собственности (условной или безусловной) не мог обойтись без крестьян, т.к. землю нужно было обрабатывать. Феодал наделял землей крес тьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброка продуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы полняли барщину. Но первоначально основной формой повинностей была дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связано с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким.

Крестьяне не производили в достаточном количестве излишков продуктов, которые феодал мог забирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без господина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При феодализме все формы феодальных повинностей сосуществовали, но одна из них в тот или иной период была главной, доминирующей: в IX — XI в. — дань, в XI — XIV в.

— оброк продуктами, в XV — первой половине XVI в. — денежный оброк, со второй половины XVI в. — барщина.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации феодалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились установить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской правде» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия договора —ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окончательно, ибо сами еще не были неограниченными собственниками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства привело к новому разделению труда, к отделению ремесла и торговли от земледелия. Это привело к возникновению городов. Летописи не говорят о точном времени их возникновения. О городах сообщается только в связи с тем или иным событием. Сами же города возникали гораздо раньше. О Гродно, например, впервые сообщается в Ипатьевской летописи под 1128 г., а город возник, согласно материалам археологических раскопок, в начале XI в. Некоторые из городов основывались как военные крепости (Гродно, Браслав, Новогрудок), другие — как центры административной и хозя ственной жизни землевладельческих округ (Изяслав, Борисов), а третьи — как бывшие племенные центры (Полоцк, Туров) и т.д.

Древние белорусские города состояли из двух частей — а репленного дитинца (града) и торгово-ремесленного пасада. Мно гие из них размещались на мысах, образованных слиянием дву рек, на месте бывших городищ. И названия свои они получали с названия реки, на берегу которой возникли (Полоцк — от названия реки Полоты, Витебск — реки Витьбы, Минск— Менки, Гродно — Городничанки). Все древние города имели мощные оборо нительные укрепления. Они обносились земляными валами, укреплялись деревянными стенами. Въезды защищали мощные деревянные башни.

Некоторые крепости обносились еще глубокими рвами, заполненными водой.

В укрепленной части города жили князья с дружинами и феодальная знать, в торгово-ремесленных пасадах — ремесленники и торговцы, основная часть населения города. Города являлись центрами ремесленного производства. В IХ — XI вв. в них уже насчитывалось более 40 видов ремесла:

кузнечное, оружейное, ткацкое, сапожное и др. Но процесс отделения ремесла от земледелия еще не завершился и многие горожане занимались земледелием. Развивалась и торговля. На рынках продавались изделия других стран и городов. Через белорусские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки», поэтому сюда попадали товары из Скандинавии, Византии, стран Западной Европы и Ближнего Востока.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)