Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Социально-политическое развитие белорусских земель в IX — первой половине XIII в. 1 страница




Расселение восточных славян на территории Белоруссии совпало с развитием феодальных отношении. Они имели уже свои княжения, состоявшие из волостей, бывших родовых общин. В каждой волости были свои веча и князья с дружинами. Законодательная власть принадлежала вечу — общему собранию всех взрослых жителей волости. Оно избирало князя, объявляло войну и заключало мир с соседями, принимало решения, регулирующие хозяйственные и общественно-правовые отношения в пределах волости.

Волостные князья, как правило, рекрутировались из бывших родовых старейшин» племенные князья—из волостных. Приглашались в князья и посторонние люди — варяги. Главным городом Полоцкой земли был г.

Полоцк. Первым известным по летописям полоцким князем был Рогволод (княжил в последней четверти X в.). Центром Дреговичской земли был г.

Туров. Название города и одноименного княжества, как считают многие историки, произошло от имени князя Тура. Летописи также называют Радима, который, вероятно, был первым князем радимичей.

Формирование племенных «княжений» у восточных славян проходило одновременно с формированием Древнерусского государства — Киевской Руси. Это было связано с тем, что воинственные соседа славян — варяги и хазары — вынуждали их платить дань. Чтобы противостоять агрессивным устремлениям соседей, славяне объединялись. В середине IX в. уже существовали северный и южный союзы восточнославянских племен. Позже они объединились и создали единое государство — Киевскую Русь. Когда и при каких обстоятельствах белорусские земли вошли в состав Древнерусского государства? Как явствует из древнерусских летописей, Полоцкая земля первоначально входила в состав северного союза восточнославянских племен во главе с Новгородом. Полочане (кривичи) принимали участие в призвании Рюрика в Новгород. В летописях сообщается также, что Рюрик, став новгородским князем, начал раздавать города «мужам своим». Среди них упоминается и город Полоцк. Но в 867 г. киевские князья Оскольд и Дир совершили поход на Полоцк и присоединили его к Киеву, который в это время являлся столицей южного союза восточнославянских племен. По всей вероятности, в это же время к Киеву были присоединены и земли дреговичей.

В 882 г., как сообщается в «Повести временных лет», родственник новгородского князя Рюрика Олег совершил поход на Киев, занял его и сделал столицей объединенного государства — Киевской Руси. Киевские князья Оскольд и Дир были убиты. В результате этих событий земли кривичей (полочан) и дреговичей оказались в составе Древнерусского государства. Во время правления Олега, ставшего после смерти Рюрика фактически главой объединенного государства (сын Рюрика Игорь был еще очень маленьким), в состав Киевской Руси были включены и земли радимичей. Позже других в состав Древнерусского государства — Киевской Руси вошли земли Понеманья и Побужья. Это случилось во второй половине XI — начале XII в. Так представляется в письменных источниках (летописях) процесс включения белорусских земель в состав Древнерусского государства — Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись удельные князья и бояре, составлявшие местную администрацию. Как правипо, они рекрутировались из местной племенной знати. Крестьян и мещан держали в подчинении с помощью военной силы—княжеских дружин. В ряде городов важным органом самоуправления оставалось вече.

О положении белорусских земель в составе Древнерусского государства в период правления Олега, Игоря, Ольги и Святослава в летописях сведений фактически нет. Известно только, что полоцкая дружина принимала участие в походах Олега на Византию и последняя платила дань древнерусским городам, в том числе Полоцку.

После смерти Святослава (972 г.) великим киевским князем стал его сын Ярополк (972 — 980 гг.). Вскоре он поссорился со своим младшим братом — Полянским князем Олегом и убил его. Второй брат — новгородский князь Владимир, боясь участи Олега, сбежал к варягам, но" через 2 года вернулся и начал борьбу против Ярополка. Готовясь к походу на Киев, Владимир решил заручиться поддержкой полоцкого князя Рогволода и послал к его дочери Рогнеде сватов. Но Рогнеда в оскорбительной форме отказала Владимиру.

Тогда он напал на Полоцк, убил Рогволода и 2-х его сыновей, а Рогнеду взял в жены силой. Разбив войско Ярополка в 980 г. Владимир стал великим киевским князем.

Рогнеда родила Владимиру шестерых детей (четверых сыновей и двоих дочерей). Но после, согласно легенде, она совершила неудачное покушение на жизнь Владимира, за что якобы была сослана вместе со старшим сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав вскоре занял дедушкин престол и возобновил местную княжескую династию. После его смерти (1001 г.) полоцкими князьями были сыновья Изяслава — Всеслав (1001 — 1003 гг.) и Брячислав (1003 — 1044 гг.).

Во второй половине XI в. Древнерусское государство начало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Ярослав был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые вскоре приобрели статус самостоятельных государств.

Процесс феодальной раздробленности был вызван дальнейшим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, ростом городов, повсеместным преобладанием феодальных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению местной феодальной знати к политическому обособлению своих княжеств. Эти княжества имеют собственные интересы, цели и задачи. Они стремились стать суверенными, независимыми от столичного города Киева.

Одним из первых начало обособляться Полоцкое княжество. После смерти Брячислав а (1044 г.) полоцким князем стал его сын Всеслав Брячиславович (1044 — 1101 гг.). Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их в борьбе с кочевниками. Но уже в 1065 г. Всеслав напал на Псков, который находился под эгидой Киева. Нападение было отбито. Но в следу кэшем, 1066 г., Всеслав захватил Новгород, разграбил его, а большое количество населения взял в плен. В ответ на это киевский князь Изяслав Ярославович ворвался в Полоцкую землю, осадил и взял Минск (1067 г.). марта 1067 г. на р. Немига произошла битва между войсками Всеслава и киевских князей. Всеслав потерпел поражение. После этого Изяслав Ярославович заманил Всеслава в свой лагерь под Оршей, вероломно захватил его в плен и посадил в тюрьму в Киеве. Но в сентябре 1068 г. в Киеве вспых нуло восстание, во время которого Всеслав был освобожден и провозглашен великим киевским князем.

Правление Всеслава в Киеве продолжалось недолго. В1069 г. Изяслав Ярославович вернулся из Польши в Киев, и Всеслав сбежал в Полоцк. Сын Изяслава — Мстислав изгнал его из Полоцка и занял город. После смерти Мстислава в Полоцке правил второй сын Изяслава — Святополк. Но в 1071 г.

Всеслав вернул себе Полоцк. Правда, киевские князья не оставили в покое Полоцкую землю. Племянник Изяслава — Владимир Мономах несколько раз врывался в пределы Полоцкой земли, разрушая ее города и села.

В конце XI — начале XII в. обособились от Киева и другие белорусские земли. В Понеманье выделились Гродненское, Новогрудское и Волковысское княжества. На юге обособились Пинское и Дубровенское княжества. Тяжелее всего вело борьбу за освобождение Туровское княжество, которое непосредственно межевало с Киевским. Ему удалось выйти из подчинения Киеву только во второй половине ХII в. Здесь утвердилась самостоятельная княжеская линия — наследников киевского князя Святопол-ка Изяславовича.

Но, выйдя из-под власти Киева, Туровское княжество распалось на ряд отдельных уделов и княжеств. Уже в 1128 г. в летописях упоминается о Клецком уделе. Во второй половине ХII в. выделяется Дубровицкое, в конце того же столетия независимым становится Слуцкое княжество.

Раздробленное и обособленное, когда-то обширное Турово-Пинское княжество в ХIII в. попадает под влияние то галицко-волынских, то литовских князей.

Не сохранила своего единства Полоцкая земля. После смерти Всеслава она также начала распадаться. Уже в начале XII в. из ее состава выделились Минское и Друцкое княжества, в 1128 г. — Изяславское, в середине ХII в. — Строжевское, в 1162 г. — Городецкое, в 1165 г. — Витебское, в 1181 г. — Лагойское, в начале ХIII в. — Герцикское и Кукенойское.

В 60 — 70-х г. ХII в. Полоцкое и Витебское княжества попали в зависимость от более сильного в тот период Смоленского княжества, которое также обособилось от Киева и стремилось расширить свои владения. Под властью смоленских князей в то время находились также Орша, Копысь, Кричев, Пропойск, Мстиславль. Земли, расположенные на левом берегу Днепра, на юго-востоке от Рогачева, а также небольшая территория на пра вом берегу Днепра с Речицей, находились во владении черниговских князей.

Земли в нижнем течении Припяти: Мозырь, Братин и др. относились к Киевскому княжеству.

Берестейская земля после распада Турово-Пинского княжества попала в состав Галицко-Волынской земли. Вскоре в ее подчинение попала и так называемая Черная Русь (Гродненское, Новогрудское, Волковысское княжества).

Борьба населения белорусских земель против иноземных завоевателей (конец ХII—первая половина ХIII в.) Политически раздробленные и ослабленные феодальными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрессии немецких крестоносцев, которые во второй половине ХII в. начали проникать в восточную Прибалтику. Предки латышей и эстонцев к тому времени еще не имели своей государственности. Тем не менее первые немецкие отряды, которые высадились в устье Западной Двины, были разбиты. Однако они прибывали во все большем количестве, и с конца XII в. между ними и прибал тийскими племенами началась упорная длительная война.

Планомерное завоевание Прибалтики крестоносцами связано с именем епископа Альберта, который построил в устье Западной Двины крепость Ригу в 1201 г. Годом позже он создал при помощи римского папы — рыцарский орден, который вначале назывался орденом меченосцев, а с 1237 г. — Ливонским. В скором времени орден возвел несколько крепостей, и прибалтам уже не под силу было сдерживать крестоносцев. Они просили помощи у Полоцка. В то время власть Полоцка распространялась на нижнее течение Западной Двины, и прибалтийские племена ливов и латгалов платили ему дань. Здесь имелись и две крепости— Герцике и Кукейнос, которые принадлежали Полоцку. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г.

дружины полоцкого князя Владимира осадили немецкие крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике Всеволод совершил поход на Ригу. Но эти походы не принесли Полоцку успеха. Не был успешен поход Владимира вместе с ливами против крестоносцев и в 1206 г. 11 дней полочане безуспешно осаждали Гольм и вынуждены были отступить. Не помогли и камнеметательные машины. Немецкие рыцари были вооружены лучше полочан. Им помогали северные немецкие города, германский император, папа римский и правители других стран Западной Европы.

В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике. В следующем, 1210 г. между рижским епископом Альбертом и полоцким князем Владимиром был заключен договор, по которому Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ.

Через два года начались новые переговоры. Владимир потребовал от крестоносцев отказаться от крещения ливов, угрожая сжечь все их замки. Но добиться своего он не смог. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан.

Переговоры закончились тем, что Владимир вынужден был отказаться от Нижнего Подвинья, добившись только свободной торговли по Западной Двине. Но борьба полочан против крестоносцев после этого не прекратилась.

В 1214 г. немцы, нарушив договор, вновь напали на Герцике, но были разбиты литовцами, призванными Полоцком. Город с частью княжества не которое время еще принадлежал Полоцку.

В 1216 г. полочане совместно с эстами и литовцами готовили новый поход против крестоносцев. Но накануне его полоцкий князь Владимир внезапно умер. Есть предположение, что он был отравлен немецкими лазутчиками.

В первой трети ХШ века Полоцк и Витебск признали верховную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало объединению сил для борьбы с немецкой агрессией. В 1236 г. под Шавляем рыцари были разбиты литовцами, а в 1237 г. под Драгичином они потерпели поражение от волынского князя Данилы Романовича.

Для укрепления своего могущества меченосцы объединились в 1237 г. с Прусским (Тевтонским) орденом. Объединенное орденское государство представляло большую опасность для литовских, белорусских и русских земель. Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили политические связи с Владимиро-Суздальской и Новгородской землями, что позволило им нанести поражение шведам в битве на Неве в 1240 г., а 5 апре ля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере.

Важную роль в борьбе против немецкой агрессии сыграл литовский народ. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими воинами нанесли новое поражение крестоносцам на озере Дурбе. Особенно отличились в борьбе с немецкой агрессией дружины гродненского старосты Давыда. В 1314 г. гродненские отряды под руководством Давыда оказали помощь осажденному Новогрудку. В 1319 г. Давыд совершил успешный поход в Пруссию, а в 1323 г. его дружины нанесли тяжелое поражение крестоносцам под Псковом и за рекой Нарвой.

Белорусские земли на протяжении многих лет находились под угрозой и монголо-татарского нашествия. Только героическая борьба Смоленского княжества в 1238 г. спасла население Белоруссии от монголо-татарского нашествия. Осенью 1239 г. монголо-татарские орды направились в южные земли Руси. По пути они захватили и уничтожили Глухов, Чернигов, сожгли окрестности Гомеля, но гомельскую крепость взять не смогли.

Упорное сопротивление монголо-татарам оказывали жители белорусских городов и тогда, когда монголо-татары, опустошая Русь, двинулись в 1240 — 1242 гг. на запад. Фланговые отряды.

Батыя во главе с Гуюнком и Кейданом прошли через южную часть территории Белоруссии, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест.

Летописи и другие источники донесли до нас несколько легенд о жестоких битвах с монголо-татарами в низовьях Припяти, «за Мозырем, на реке Акуневке», около Крутогорья, где были разгромлены отряды Кейдана.

В середине и второй половине ХIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли походы на белорусские и литовские земли. Они имели место в 1275, 1277, 1287, 1315, 1325, 1338 гг. Но завоевать и подчинить их монголо татарам не удалось. Это можно объяснить рядом причин:

1) ко времени приближения монголо-татар к белорусским землям они уже были обескровлены в тяжелой борьбе с населением северных и южных земель Руси (Рязань, Козельск, Смоленск, Киев, Чернигов и др.);

2) сами Полоцкая, Смоленская, Новогрудская и др. земли в это время были уже довольно сильными в военном отношении;

3) в союзе с князьями белорусских земель в это время находились и князья литовские, которые имели хорошо вооруженные силы.

Культура белорусских земель в IX — первой половине ХIII в.

В IX — XIII вв. культура белорусских земель, как и древнерусская культура в целом, развивалась на основе культурных традиций восточнославянских племен и культуры соседних стран, особенно Византии. Но византийская культура и после принятия христианства не воспринималась механически, а сочеталась с местными традициями, творчески перерабатывалась в соответ ствии со славянским миропониманием, обычаями, этикой, нравами. Это и обусловило переплетение в белорусской культуре христианских и языческих традиций, привело к возникновение оригинальных произведений литературы, архитектуры, изобразительного искусства.

Наиболее сильно языческие традиции, особенно быта славянских народов проявились в устном народном творчестве, которое было в это время одной из самых развитых отраслей духовной жизни. На белорусских землях, как и во всей Киевской Руси, в IX — ХIII вв. имело место широкое распространение календарно -обрядовых песенных циклов, посвященных различным языческим праздникам — масленице, зажинкам и др., семейно-обрядовой поэзии, сказок, легенд, былин, присказок, загадок, заговоров. Они отражали представление людей о природе, жизни и смерти, добре и зле, историческом прошлом и мечты о будущем. Особенно глубокими и колоритными по содержанию были песенные циклы, которые исполнялись на свадьбах, крестинах, похоронах и календарных праздниках.

Новым этапом в развитии культуры восточных славян стало появление письменности и образования. В отличие от католических стран Запада в культуре и деловодстве Руси употреблялся родной язык. Исторические источники свидетельствуют, что письмом на Руси, в том числе и на территории Белоруссии, пользовались задолго до принятия христианства, примерно с VI — VIII вв. Во время археологических раскопок на территории Белоруссии найдено большое количество разных предметов VI — VII вв. с надписями их владельцев, что свидетельствует о распространении письменности не только среди феодалов и духовенства, но и среди простого городского населения. Это пряслицы в Пинске и Витебске, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле.

К началу XI в. на территории Белоруссии уже существовала религиозная и светская литература: переводная и оригинальная. Из переводной литературы первыми появились книги Священного писания — Библия и ее составные части. С ХIII в. до нас дошло так называемое Туровское рукописное евангелие — редкий памятник древнерусской письменности.

Одним из наиболее распространенных жанров оригинальной литературы в XI — ХIII вв. была житейная, или агиографическая литература. Первым произведением такой литературы было «Житие Ефросиньи Полоцкой» (1120 — 1173гг.), внучки полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, занимающейся перепиской книг.

Выдающимся писателем, проповедником, церковно-политическим деятелем того времени, мастером ораторской прозы был Кирилл Туровский., Из его литературного наследия до нас дошло несколько дидактических проповедей — притчей, два канона и около тридцати молитв — исповедей.

Эти произведения и сегодня не утратили ценности и являются оригинальными памятниками литературы.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Белоруссии в IX—ХIII в. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в.

были построены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно — Нижняя и Борисоглебская церкви. Необходимо отметить, что здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на княжение. Церкви и монастыри использовались также как книгохранилища. При них переписывались книги и составлялись летописи. Из летописей известно, что в Полоцкой Софии на протяжении многих столетий имелась богатая библиотека, в которой, кроме церковных книг, были произведения античных авторов и летописи.

Оригинальным памятником архитектуры Белоруссии ХIII в. является Каменецкая, или Белая вежа, сохранившаяся до наших дней. Это наглядный пример военных сооружений того времени. Находится она в г. Каменец Брестской обл., построена мастером Алексой «с тоземцами», т.е. местными жителями в 1276 —1289 гг. по приказу волынского князя Владимира Васильковича как фортпост на западных границах Руси. Она имела пять межэтажных перекрытий. Ее стены прорезают амбразуры (небольшие окна) для стрельбы — узкие в нижних этажах и более широкие в верхних.

Кирпичные башни в древности белились известью, поэтому в народе ее называли Белой, а пушу, где она находилась, — Беловежской пущей.

Высокого уровня в IX—ХIII вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и в Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Иконы писались под влиянием византийского искусства. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являлись украшения, использованные в Туровском евангелии.

Высокого уровня в этот период достигло и декоративно-прикладное искусство. Прекрасные произведения оставили древние мастера-ювелиры, которые работали в Гродно, Витебске, Полоцке, Новогрудке, Турове. В это время они освоили новую технику обработки цветных металлов: филигрань, гравирование, золочение, литье, гранение драгоценных камней и т.д. Среди высокохудожественных произведений ювелиров, которые дошли до нас, можно назвать золотое кольцо Полоцка, браслет из Минска и да Но наиболее выдающимся произведением ювелирного дела в Белоруссии того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром из Полоцка Лазарем Богшей в 1161 г. Крест был сделан из дерева, имел длину 51 см. был обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали. На пластинах также имелась надпись, сообщающая историю создания реликвии, время и имя мастера, количество золота, серебра и жемчуга в изделии, его стоимость. К сожалению, это изделие Лазаря Богши не сохранилось. Оно пропало в годы второй мировой войны в Могилеве. Есть пред положение, что крест находится в США в одной из частных коллекций.

Представление о музыкальной культуре белорусских земель в IX — ХIII вв.

дают изображения музыкантов, сделанные на произведениях декоративно прикладного искусства. При княжеских дворах в это время была распространена торжественно-церемониальная и военная музыка.

Профессиональное музыкальное искусство получило развитие в творчестве скоморохов, народных сказочников и певцов. Они играли на гуслях, флейте, бубнах, сопровождали народные празднества, игры, обряды. Существовала и церковная музыка, основы которой были позаимствованы из Византии, но в процессе развития в музыке возникла своя система пения — так называемый знаменный распев.

6-10.Причины образования вкл,становление,кревская уния,социвально-экономическое развитие вкл

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.

Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого.

Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг .

В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские.

В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил.

Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами.

Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшалк укрылся в Пинске.

Полоцк и князь Товтивилл, племянник Миндовга, тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «русские» земли. Чтобы устранить конкурента, жмудский князь планировал убить Товтивилла, но в 1264 г. Тройняту убили слуги Миндовга. Великим князем стал Войшалк (1264 - 1267 гг.), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли.

Таким образом, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли. Эта держава была политерриториальной и полиэтничной. Синтез двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население обеих земель. Феодальные княжества-державы, существовавшие на территории Беларуси еще в X - XII вв. привносили свой опыт государственности, экономики и культуры в новое государство, превращая его в Великое Княжество.

В первой половине XIV в. стремился всеми способами расширить и укрепить границы Великого княжества Литовкого Гедимин (1316 -1341 гг.). Успешно велась борьба против крестоносцев. В этой борьбе особенно отличился Давид Городенский, Гедимин в 1323 г. основал новую столицу Великого княжества Литовского - Вильно. Наряду с укреплением западных границ с Польшей, Гедимин укреплял старые крепости и строил новые на границе с Ливонским Орденом. Он укрепил Керново, заложил Троки. Власть Гедимина была распространена почти на все белорусские территории.

Сын Гедимина Ольгерд еще при жизни отца стремился осуществить программу включения в Великое княжество Литовское всех русских земель, входивших в Киевскую Русь. Став великим князем (1345 - 1377 гг.), он успешно осуществлял свою «общерусскую» программу, направив усилия на восток. Под его властью оказалась значительная часть сегодняшних Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Московской и Тверской областей. Ему подчинялись Псковская и Новгородская земли. Войска Ольгерда в 1368, 1370 и 1372 гг. совершали походы на Москву. В 1363 г. Ольгерд разгромил татарскую орду на Синих Водах, левом притоке Южного Буга. С этого времени Киевская, Подольская, Черниговская и Волынская земли вошли в состав ВКЛ.

Таким образом, в XIV в. произошло дальнейшее военно-политическое усиление ВКЛ, повысился его международный авторитет. Великие князья стали титуловаться не только литовскими, но и русскими. ВКЛ становилось славянским не только по официальному, государственному языку, каким был старобелорусский, но и по преобладанию славянского населения.

Однако в конце XIV в. начался новый этап в истории ВКЛ. Ситуация изменилась после смерти Ольгерда и начала княжения его сына Ягайло(1377 - 1392 гг.). Пожар династической борьбы между Ягайло, его братом Витовтом и дядей Кейстутом, активизация захватнической политики Ордена, обострение отношений с московским княжеством, дипломатия Рима против православия подтолкнули Ягайло к оформлению союзных отношений с Польшей. В1385 г. была подписана Кревская уния. Согласно унии Ягайло перешел в католичество, принял имя Владислава, женился на королеве Ядвиге и был объявлен польским королем и Великим князем Литовским.

В 1387 г. Ягайло издал привилей , по которому православная знать ставилась в неравное положение с феодалами католического вероисповедания, что вызвало политическое противостояние внутри княжества между силами пропольско -католической и прорусско-православным направлениями. Политический кризис использовал Витовт . Он добился того, что в 1392 г. было подписано Островское соглашение, согласно которому Витовт стал великим князем Литовским, а ВКЛ гарантировалась самостоятельность в союзе с Польшей.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)